Спустя три года после начала острого миграционного кризиса Евросоюз пришел к пониманию, что прибывающих в страны сообщества мигрантов необходимо не пропускать толпой через всю Европу штурмовать границы Германии и Великобритании (куда стремится попасть большинство беженцев), а собирать на охраняемой территории, устанавливать их личность и по возможности быстро решать, что с ними делать дальше — выслать домой или отправить на временное жительство в режиме политического убежища в одну из стран сообщества, выбор которой не будет зависеть от желания мигранта
Но ЕС уже опробовал гуманистический и либеральный путь, что практически привело к краху шенгенской системы, поскольку отчаявшиеся дождаться общеевропейского решения государства ЕС начали вводить контроль на своих границах внутри сообщества, чтобы получить хотя бы ограниченные инструменты для контроля потоков беженцев.
24 июля Еврокомиссия опубликовала предложения пилотного проекта по созданию на территории пограничных стран Евросоюза (в первую очередь государств Северного Средиземноморья) компактных лагерей для первичного размещения, обработки и сортировки прибывающих мигрантов.
Задача — принять, поселить под надзором и на месте разделить, кто имеет право на счастье получения политического убежища в ЕС, а кто первым же рейсом отправится на родину. Или в страну, откуда он прибыл в Европу. Последнее вероятно, если человек предусмотрительно уничтожил документы перед пересечением Средиземного моря, чтобы «не засвечивать» свое гражданство.
Согласно плану Еврокомиссии, «контрольные центры» должны будут фактически стать для мигрантов первой точкой прибытия на территорию ЕС независимо от того, в каком порту спасательные суда высадят приезжих.
Центры будут находиться в ведении государств, на территории которых расположатся. Они должны работать в тесном контакте с командами береговой охраны, специалистами в сфере безопасности и репатриации, а также экспертами по миграции. Все эксплуатационные расходы будут покрываться за счет общеевропейского бюджета, а на каждого принятого в этот центр мигранта страна будет получать по 6 тыс. евро — на его содержание и снабжение предметами первой необходимости.
Еврокомиссия также обеспечит создание центрального пункта для координации между странами — членами ЕС, принимающими участие в усилиях по солидарному распределению мигрантов по своей территории.
Статус
Естественно, чтобы фильтровать мигрантов, нужно придумать принцип, по которому можно без длительного расследования определить, имеет ли право фигурант остаться в Европе. С этим в ЕС уже все в порядке. Всех нелегалов делят на политических беженцев и экономических мигрантов. То есть семья сирийца, бежавшего от голода и нищеты в лагерях беженцев в Турции, куда она попала, например, спасаясь от боевых действий в Алеппо, имеет все права на убежище, поскольку является выходцем из зоны боевых действий. А такая же семья, бегущая от нищеты и голода в Эритрее, — это экономические мигранты, подлежащие отправке домой, поскольку в Эритрее войны нет.
С Ираком посложнее — там многое зависит от региона, откуда бегут конкретные люди.
Не то чтобы выходцам из стран, признанных ЕС безопасными, убежище было получить невозможно, просто это очень трудно сделать без квалифицированной адвокатской помощи, поскольку нужно документально подтвердить, что именно тебе в твоей стране грозят преследования и расправа за твои политические взгляды, религиозные убеждения или сексуальную ориентацию.
Поэтому многие мигранты идут по упрощенному пути — уничтожают все документы и затем выдают себя за сирийцев или иракцев. Те, кто имеют для этого средства и основания, даже сжигают кислотой кончики пальцев, чтобы сделать нераспознаваемыми свои отпечатки. В Ливии это очень распространенная операция, которую предлагают в своем «пакете услуг» контрабандисты людей. Стоит, по разным данным, от 100 до 300 долларов. Вот для установления истины в отношении таких фигурантов европейским пограничникам и миграционным служащим приходится потратить очень много времени и сил.
Существует еще категория беженцев с айфонами последних моделей, готовых давать взятки или платить перевозчикам по несколько тысяч евро. Их не очень много, но их фотографии в европейских СМИ сильно подпортили в местном медиапространстве имидж «бегущих от войны». Чаще всего это вполне обеспеченные люди, иногда предприниматели из относительно благополучных районов, которые поддались веянию времени и широко распространенным в Африке и на Ближнем Востоке слухам, что «сейчас Европа принимает всех».
Впрочем, такие люди нередко, столкнувшись с реальностью, в гневе уезжают обратно — считать моральные и материальные потери от своего путешествия.
За рубежом
Идея переложить грязную работу на других в ЕС никогда не умирает. Изначально предполагалось, что фильтрационные лагеря разместятся за пределами ЕС. Ну, например, в Турции, Ливии, Марокко.
Мигрантов должны были бы там собирать и сортировать. Экономических местная власть отправляла бы обратно домой, а ЕС вывозил бы в Европу в законном и легальном порядке тех, кому даровано право убежища. Естественно, оплачивать работу этих лагерей стал бы Брюссель, а на плечи местных властей легли бы только «небольшие организационные вопросы».
Лидеры 28 государств на последнем саммите ЕС (29 июня) приняли итоговое заявление по миграции, согласно которому Еврокомиссия должна была проработать вопрос организации фильтрационных центров в сопредельных с ЕС государствах. В течение июля Еврокомиссия неоднократно заявляла, что работает над этим поручением, но ни разу не смогла ответить на главный вопрос журналистов: а есть ли хоть одна страна вокруг ЕС, готовая добровольно принять у себя подобный лагерь, пусть и за европейские деньги?
Ответа нет и по сей день, что, впрочем, неудивительно.
Турецкий транзит
Сама по себе идея создания лагерей вполне адекватна. Вот только эту концепцию следовало реализовать три года назад — в 2015 году. Когда миграционный кризис уже «вытекал» с экранов телевизоров, его уже невозможно было замолчать и замести под ковер, а нужно было принимать экстренные решения по встрече сотен тысяч мигрантов.
Что сделали европейцы в ответ? Запустили морскую операцию «София» по контролю миграции в Средиземном море.
Согласовали квоты по расселению 160 тыс. (!) мигрантов по территории ЕС.
Купили Анкару, уговорив ее закрыть границы для мигрантов за 6 млрд евро.
Сделка с Анкарой, правда, получилась не очень чистой. Турции обещали сначала 3 млрд евро, безвизовый режим в течение полугода (во всяком случае, намекали, что это реально) и серьезный прогресс на переговорах по вступлению страны в ЕС. При том, что последний пункт невыполним в принципе, ибо прием Турции прямо блокируют Кипр, Греция и Франция, которых поддерживает Германия, да и большинство остальных стран ЕС не в восторге от этой перспективы.
Турки закрыли границу, остановив непрерывный поток беженцев из восточной части Средиземноморья, в частности Сирии и Ирака, в Грецию и на Балканы. Получили 3 млрд евро.
Но от вопроса про безвизовый режим и ускорения переговоров Брюссель уклонился, «вспомнив», что Анкара не выполнила все необходимые критерии по соблюдению прав человека. ЕС, в частности, посетовал, что турецкие антитеррористические законы несовместимы с европейскими нормами, а раз отменить их невозможно, то и безвизовый режим с переговорами о вступлении придется отложить. Чтобы не дать туркам разорвать сделку, ЕС пообещал выделить им дополнительные 3 млрд евро, однако их выплачивать начали лишь в июне 2018 года.
Тем не менее закрытие турецкой границы позволило заметно сократить число прибывающих мигрантов, но не остановить. Более того, к 2018 году миграционный поток развернулся, и на первый план снова вышла Ливия, откуда мигрантов морским путем отправляют на острова Италии.
Неэффективные решения
Вспоминается и морская операция «София» по мониторингу миграции в Средиземном море. По факту — европейцы отправили свои военные корабли спасать суда с беженцами, выгружая спасенных в европейских портах.
В течение трех лет со старых, потрепанных, но приспособленных к морским переходам рыбачьих шхун мигранты пересели на надувные лодки.
Основным навигационным средством на этих лодках стал мобильный телефон с номером, по которому можно было подать сигнал бедствия европейским военным кораблям. То есть если в 2015 году мигрантам нужно было суметь пересечь Средиземное море, то в 2017-м — отойти от ливийского побережья и подать сигнал бедствия.
Однако самым тяжелым фиаско стала система квотного расселения мигрантов. Из согласованных 160 тыс. из Греции и Италии за три года удалось разместить по странам ЕС лишь чуть более 30 тыс. человек. Это при том, что с начала 2015 по середину 2018 года в Евросоюз прибыло более 2 млн нелегалов.
С сентября ЕС начнет реализовывать проект создания «контрольных центров». То есть «страшная сказка» о новых фильтрационных лагерях в Европе, которой пугали общественность в начале кризиса сторонники приема мигрантов, в будничном и бюрократическом режиме станет былью, пусть и не столь уж пугающей, как ее рисовали европейцам интеллектуалы, прогрессивные журналисты и местная культурная элита.
Вот только эта мера никак не поможет пристроить 2 млн уже приехавших нелегалов, которые, как перекати-поле, продолжают путешествовать по Западной Европе.
Однако эта, казалось бы, спасительная для Европы весть даже не рассматривается в Брюсселе и европейских столицах. Ведь если даже война и закончилась, то, с точки зрения мейнстримных политиков, большая часть территории Сирии «находится под властью кровавого тирана Асада, который и стал причиной войны и бегства людей».
Что ж, если Евросоюз готов оставить у себя на неопределенное время всех противников Дамаска, а также принять тех, кто еще приедет после завершения боев в освобождаемых районах Сирии, — это его право. С последствиями этого решения дело предстоит иметь самим европейцам.