Украина объявила войну мостам – и победила

Вслед за разрушением советских памятников настал черед объектов «совковой» инфраструктуры

Критики, злопыхатели и агенты Кремля часто пишут о том, что четыре с половиной года спустя в Украине до сих пор не видно результатов широкомасштабных европейских реформ, которыми не покладая рук занимаются украинские лидеры. Конечно, это явная клевета. Достаточно посмотреть на нынешние тарифы и цены, сравнив их с показателями эпохи диктаторского режима Виктора Януковича, чтобы вам стало ясно, как хорошо и весело зажило сейчас абсолютное большинство украинских граждан.

Еще одним примером успешных реформ является политика декоммунизации — ведь Украина побила все исторические рекорды по количеству уничтоженных памятников украинской культуры, уверенно опережая в этом разграбивших Рим вандалов или современных исламистских фанатиков, которые не так давно взорвали древние храмы Ниневии и сирийской Пальмиры.

Однако, декоммунизация подчас тоже дает прискорбные сбои. К примеру, на мосту имени академика Евгения Оскаровича Патона, который по праву считается одним из самых известных инженерных объектов украинской столицы, до сих пор можно видеть бронзовые и медные барельефы с изображением советской символики. Что вызывает страшное раздражение у патриотических киевских журналистов, мешая им спокойно ездить по этому злополучному сооружению, отмеченному печатью кровавого большевистского зла.

«Интересно, дойдет ли когда-нибудь декоммунизация до моста Патона в Киеве? Потому что эти серпы и молоты — просто трэшак какой-то», — негодует у себя в твиттере блогер Алена Михайлова, которую полностью поддерживает  в этой вопросе глава украинского Министерства Правды Владимир Вятрович.

Под давлением националистической общественности киевские власти пообещали демонтировать элементы социалистического декора — заранее подсчитывая в уме, сколько можно выручить за декоммунизированный металл. Чтобы показать свою решимость в борьбе с советским наследием, у Кличко распорядились закрыть символику изображением современного киевского герба. Но почему-то закрыли только одну звезду — очевидно, сэкономив остальные средства на свои личные нужды. А министр культуры Евгений Нищук с прискорбием сообщил, что с демонтажем тоталитарного наследия возникли некоторые проблемы — потому что это может угрожать техническому состоянию самого моста.

Между тем, это состояние вполне можно назвать критическим.  В украинских соцсетях активно публикуют фотоснимки аварийной опоры моста имени Патона, сделанные с палубы летних прогулочных катеров. На них хорошо видно, что с нее осыпалась гранитная облицовка, обнажив искрошившийся бетон с торчащей из него арматурой. И теперь киевляне меланхолично рассуждают о том, что в самом худшем случае первый в мире цельносварной мост не обрушится, а просто тихо приляжет на бок — чтобы отдохнуть от декоммунизаторов и вороватых чиновников, которые работают в паре с командой Вятровича и Нищука.

Эти невеселые шутки явно пародируют известную фразу киевского мэра Кличко. В феврале прошлого года, посетив частично обрушившийся Шулявский мост, он объяснил, что старый путепровод просто «устал» — предоставив богатую пищу для ироничных комментариев своих незадачливых избирателей.

Надо сказать, что украинским патриотом вообще не везет с киевскими мостами. Все началось еще в далеком 1920 году, когда польские войска маршала Пилсудского, в обозе которых отступали союзные с ним петлюровцы, взорвали знаменитый Николаевский цепной мост, который много лет считался одной из визитных карточек Киева.

Впрочем, прогнавшие Петлюру большевики построили за время советской оккупации десятки других мостов. Как оказалось, все эти сооружения имели определенный запас запланированной проектами прочности. И хотя он был очень велик, спустя много десятилетий мосты вдруг начали уставать — один за другим. Потому что за двадцать лет независимости в Украине так и не озаботились их капитальным ремонтом.

Так, 5 июня агентство УНИАН опубликовало паническое сообщение о состоянии киевского моста Метро. Как рассказал инженер-проектировщик Георгий Росновский, он якобы может обвалиться в любой момент — если у Кличко срочно не отыщут средства на реконструкцию одного из самых важных участков транспортных коммуникаций столицы.

«Капремонт невозможен, потому что он не поможет — нужна реконструкция. Для этого нужно потихоньку разбирать дорогу автомобильного движения, разбирать конструкции, и вместо двух полос делать по три полосы. Да, уже лет десять как запретили движение по мосту тяжелого транспорта, но все равно мост под угрозой. У меня есть результаты обследования, где четко написано, что мост Метро может рухнуть в любой момент — абсолютно неожиданно. Начнет в одном месте, и, как домино, пойдет по всем пролетам», — встревоженно заявил этот авторитетный украинский мостостроитель. Однако, спустя два месяца на мосту Метро до сих пор не заметно никаких форсированных ремонтных работ. Хотя по нему каждый день перемещаются десятки тысяч автомобилистов и пассажиров Киевского метрополитена.  А последнее обрушение моста произошло в Киеве совсем недавно, в июле — когда после затопившего Киев ливня «поплыли» насыпь и секции путепровода на Куреневке.

Впрочем, это только верхушка айсберга. По словам министра инфраструктуры и гиперлупа Владимира Омеляна, около 9 тысяч из 17 тысяч мостов страны находятся в аварийном состоянии, а 4 тысячи подлежат немедленному ремонту.  «Разрушение моста в Киеве указывает на весьма серьёзную проблему. Есть такая штука, как усталость материала. Да-да, именно то, о чём говорил Кличко, когда сказал, что мост устал. То есть, под воздействием небольших, но регулярно повторяющихся нагрузок в материале образуются микротрещины. Достаточно будет небольшой, вполне обычной нагрузки, чтобы конструктивный элемент разрушился, казалось бы, без видимых причин. Так вот, проблема заключается в том, что в Украине огромное множество конструкций, которые этот гарантированный срок эксплуатации уже пережили. Их надо менять, радикально обновлять. Иначе любое из них может щёлкнуть хвостом в любой момент. А в широком смысле слова эффект «усталости» может быть применён вообще ко всем объектам инфраструктуры. Это — данность. С этой данностью надо что-то делать», — говорит о глобальном масштабе этой проблемы одесский журналист Юрий Ткачев.

Вполне очевидно, что наши чиновники не могут, да и не особенно хотят спасать эти многочисленные объекты тоталитарной инфраструктуры. Достаточно вспомнить о том, что аварийный мост имени Патона создавался и строился при Сталине — и, таким образом, является настоящим памятником советской эпохе, независимо от того, будут ли его украшать серпасто-молоткастые барельефы.

От этих мостов одни только проблемы — к примеру, украинские власти так и не смогли довести до ума скандально известный Подольский мост, едва не утопив при этом дорогой импортный плавучий кран «Захарий».  И в результате сотни тысяч жителей Троещины остались без запроектированного в те же советские времена метро. Даже мост имени Кирпы, единственный, который удалось соорудить в Киеве за времена независимости, остался без запланированного автомобильного съезда на левый берег, и до сих пор работает с временной неудобной развязкой — которая во многом обесценивает весь этот инженерный проект.

Мне кажется, патриотом пора официально объявить всем этим мостам войну — тем более, что такие сооружения строит страна-агрессор, используя свои достижения с целью захвата Крыма. Судя по состоянию старой советской инфраструктуры, эта война уже идет сейчас полным ходом. И Украина одержала в ней решительную победу.

Андрей Манчук, Ukraina.ru