Продай, если сможешь: как устроен мировой рынок СПГ?

Пока европейские политики пытаются убедить население собственных стран в выгодах, которые они получат от закупок американского СПГ, Китай уже стал мировым лидером по потреблению сжиженного природного газа. Аналитический портал RuBaltic.Ru разбирается с вопросом о том, как работает мировой рынок СПГ и какие из его игроков получат основные выгоды от газовой экспансии США

Китаю нужнее — Европа подождет

За 2017 год мировое производство СПГ выросло на 38 млрд кубометров, почти половина этого прироста приходится на США и Австралию. При этом число стран, импортирующих СПГ, увеличилось с 14 до 26. В частности, новыми потребителями этого ресурса стали страны Старого Света: Франция, Литва, Нидерланды, Великобритания, Мальта и Польша.

Однако примечательно, что европейцы не взяли на себя никаких долговременных обязательств по контрактам: поставки СПГ в Европу были единичными и происходили лишь в тот момент, когда цены на спотовом рынке были максимальными.

Тем не менее, рост продаж позволил американцам ввести в эксплуатацию две новые линии на Sabina Pass — единственном крупнотоннажном СПГ-заводе в стране. Основной поток его продукции в прошлом году шел в Мексику. Цена на СПГ здесь поднялась почти до уровня азиатско-тихоокеанского региона (АТР), несмотря на более дешевую логистику: время в пути от Sabina Pass до ближайшего мексиканского порта Altamira составляет 5 дней, а до АТР газовозы идут 30 суток.

Однако высокие цены в Мексике продержались недолго, поэтому по итогам года 40% СПГ ушло из Америки в АТР. Этот регион по праву является лидером спроса на сжиженный газ: только Китай в прошлом году увеличил свой импорт сразу на 16 млрд кубометров.

Виной тому программа Китая по переходу с угольных электростанций на газовые. Экономика страны развивается по планам пятилеток, поэтому рост спроса на голубое топливо здесь гарантирован надолго. Собственные месторождения газа у Китая имеются, но объем их незначителен, если учитывать масштабы потребностей. Что касается трубопроводного газа, то в Поднебесную он поступает из Центральной Азии. Активно идет и строительство «Силы Сибири», но объем китайского рынка в разы превышает возможности этой инфраструктуры.

Трампу поможет собственный Газпром

Пятилетние планы — прекрасное подспорье для всех стран и компаний, занимающихся расширением производства СПГ. Все, что им требуется для развития, — выстроить равноправные отношения с государственными предприятиями КНР и подписать долгосрочные контракты.

Однако вместо этого Дональд Трамп развернул масштабную торговую войну с Пекином. И понять этот маневр не так просто.

Китай по-прежнему обладает положительным платежным балансом в торговле с Соединенными Штатами, и здесь, казалось бы, массированные закупки американского СПГ могли бы основательно исправить этот дисбаланс. Так чем же в этой ситуации недоволен Дональд Трамп?

Похоже, американский президент прекрасно осведомлен, что и Sabina Pass, и все строящиеся в его стране СПГ-заводы уже подписали долгосрочные контракты с пунктом «плати или сжижай». Это означает следующее: даже если произведенный в США газ и начнет массово поставляться в Китай, то на торговом балансе это никак не отразится.

Китайские деньги будут уходить на счета компаний, подписавших контракты, и банков, кредитовавших строительство новых заводов. Единственный способ для США исправить ситуацию — создать государственную корпорацию, которая будет заниматься газовым бизнесом. Да, именно так: запуск «американского Газпрома» может стать тем инструментом, который поможет Штатам решить их проблемы. В таком случае американским политикам стоило бы не выстраивать редуты в отношениях с Россией, а ездить перенимать полезный опыт.

Панамский канал не пропустит весь СПГ в Азию

Какие еще следствия у роста потребления СПГ в АТР? Прежде всего те, которые связаны с географией. Sabina Pass, как и все строящиеся СПГ-заводы, находится на атлантическом побережье США, потому маршрут в АТР идет через Панамский канал. Чем больше производство СПГ в США, чем больше спрос на него в Китае и в других странах АТР, тем больше нагрузка на канал. В 2016 году через него прошло 20 танкеров-газовозов, в 2017 — уже 110. Рост в процентах даже считать страшновато.

Несмотря на недавнее расширение канала, в неделю он может пропускать лишь 7 газовозов. Казалось бы, маловато. Однако спрос на СПГ в азиатско-тихоокеанском регионе имеет значительные сезонные колебания. При этом пик спроса приходится на летние, самые жаркие месяцы, а в зимнее время потребность в снабжении газом снижается. В результате в те недели, когда спрос и цены в АТР максимальны, востребованность Панамского канала значительно превосходит его пропускные возможности. По оценкам Oxford Institute for Energy Studies, предельная нагрузка Панамского канала будет достигнута уже в начале 20-х годов.

Если выстраивать политику рационально, то у США и Китая есть основа для восстановления отношений: обе страны заинтересованы в строительстве «дублера» Панамского канала. Но об этом пока никто даже не думает.

Плохие новости для газотранспортных компаний

Еще одно следствие роста производства и потребления СПГ — резко увеличившаяся потребность в танкерах-газовозах. Суточная ставка на их фрахт в 2016 году была меньше 20 тысяч долларов, а к концу 2017 она выросла до 70 тысяч. С учетом срока прохождения газовозов от атлантического побережья США до стран азиатско-тихоокеанского региона, это уже стало отражаться на стоимости СПГ: цена на него выросла на шесть с половиной долларов за тысячу кубометров.

Не так много, однако, на рынке АТР американским компаниям, торгующим сжиженным газом, приходится конкурировать с производителями из Катара и Австралии, ведь на их маршрутах никаких каналов нет, а расстояние до потребителя меньше. Это обязывает СПГ-компании из США экономить каждый цент.

При этом вслед за ценами на нефть, которые росли на протяжении всего 2017 года, выросла цена и на топливный мазут, который используется для заправки газовозов. Это тоже отражается на ценах на сам СПГ: здесь добавка составила три с половиной доллара на тысячу кубометров.

С учетом всех этих данных можно подвести черту: насколько выгоден бизнес, который американские компании пытаются сделать на СПГ?

Средний убыток экспортеров сжиженного газа из Штатов в АТР по итогам 2017 года составил 39 долларов с каждой тысячи кубометров. Но на других газовых рынках ниши отсутствуют, а потому поставщики СПГ из США вынуждены нести эти потери.

Может ли американский сжиженный газ в обход этих проблем «хлынуть в Европу»? На кривой предложения в данном регионе газ из США является самым неконкурентоспособным. Все сделки с европейскими потребителями, в том числе с Польшей и Литвой, не имеют никакого экономического смысла. На деле это лишь плата за право на продолжение антироссийской политики.

Борис Марцинкевич, RuBaltic.Ru