Антицерковная политика Порошенко как апология войны

В потоке натужно-помпезных сообщений, которые выплёскивались украинскими СМИ по случаю дня «независимости» 24 августа, вновь всплыла церковная тема. Принципиально разные взгляды на ближайшее будущее Украины были высказаны в этот день по одному и тому же поводу предстоятелем УПЦ (МП) Блаженнейшим митрополитом Онуфрием и президентом Украины Петром Порошенко.

«… Процесс утверждения самобытной украинской государственности, – говорил митрополит Онуфрий – сложный и ответственный. Он требует от руководителей государства больших усилий – как физических, так и духовных. Сегодня мы с большим уважением вспоминаем всех, кто потрудился в деле развития нашего государства и кто сейчас честным трудом подтверждает свою любовь и преданность Родине. Слова особого уважения хотел бы выразить тем нашим соотечественникам, которые трудятся на благо Украины с верой в Бога и с уважением к многовековым христианским традициям…»

«История ушедшего ХХ века, – продолжал митрополит Онуфрий, – еще раз напоминает нам, что невозможно построить сильное, духовно процветающее государство без веры в Бога, которая свидетельствуется выполнением Божьих заповедей. К сожалению, в современном обществе свобода часто трактуется как независимость от всего, даже от Божьего закона. Такое ложное понимание свободы нередко приводит к откровенной пропаганде греха и вседозволенности. Псевдосвобода в конечном итоге превращается в своеволие, порождает зло и приводит человека к самоуничтожению. Для христиан свобода — это независимость от греха, это постоянное пребывание в любви к Богу и к ближнему…»

И если в приветственном слове митрополита Онуфрия рисовался образ государства, «в котором граждане с различными культурами и разным мировоззрением были бы собраны в один большой, красивый духовный букет, объединенный взаимным уважением и любовью», то речь Порошенко была пропитана агрессией.

Трудно усомниться в том, что это была предвыборная речь. Только обращена она была к своеобразной аудитории. Это была речь на кастинге претендентов, незамысловатое обращение к стоявшему за спиной у Порошенко на сцене американскому «смотрящему» Джону Болтону: «С тех пор, как вы доверили мне пост президента Украины, государственный компас уверенно показывает на Запад – в сторону, противоположную империи. Его стрелка ни разу не дрогнула. И уверяю вас, не дрогнет, пока этот компас находится в моих руках».

Важно показать (не гражданам Украины – американцам), что рука Порошенко у руля управления Украиной – лучшее, что может быть. И эта рука не ведёт даже, а тащит к тому, чтобы захлестнуть через Украину петлю НАТО вокруг России. Порошенко вновь повторил: «Мы разрываем все путы, связывающие нас с Российской империей и Советским Союзом. Сделать независимость необратимой, Украину – большой и сильной, без всякой перспективы возвращения в зону российского влияния – это главная задача нашего поколения. Это – задача общества и выбранной им власти».

Они (не только Порошенко, но и другие участники кастинга) пытаются заставить забыть, что власть, установленную ныне на Украине, «выбрали» боевики-националисты в кровавом феврале 2014 года, а «небесная сотня», которую расстреляли на Майдане «неизвестные снайперы», стала первой, но не единственной  гекатомбой покатившейся по стране «революции гидности».

24 августа Порошенко взывал с Майдана. «Пусть сегодня нас услышат в Константинополе, в Москве и Ватикане…» В Ватикане! Конечно, в Ватикане. «Мы твердо намерены разрубить последний узел, которым империя отчаянно пытается нас привязать к себе. Мы полны решимости положить конец противоестественному и неканоническому пребыванию значительной части нашего православного сообщества в зависимости от Русской Церкви. Церкви, освятившей гибридную войну Путина против Украины, которая день и ночь молится за российскую власть и за войско  – тоже российское».

«Разрубить последний узел»… Последний узел вековой связи православных Украины и России? Вековой связи народов? Это почище, чем перекрыть железнодорожное сообщение между Киевом и Москвой. Порошенко давно втаскивает эту политику, диктуемую из-за океана, в церковную ограду. Втаскивает, не может втащить, но разрушение церковного единства мнится ему и тем, кто толпится на украинском политическом Олимпе, делом посильным – вот и «припечатал» каноническую Украинскую Православную Церковь как «неканоническую».  Они никогда не слышали, что Церковь поругаема не бывает!

«Вопрос Томоса об автокефалии для Православной Церкви Украины выходит за рамки религиозного, – откровенничал со сцены Порошенко. – Оно из того же ряда, что укрепление армии; что защита языка; что борьба за членство в Евросоюзе и НАТО. Это – еще один стратегический ориентир на нашем историческом пути. Это – важная составляющая нашей независимости». Значение этого пассажа в речи Порошенко ещё предстоит оценить. Управляющие каждым шагом Порошенко объяснили ему, что Церковь на Украине необходимо во что бы то ни стало превратить в политический инструмент раскола Русского мира.  Они фанатики раскола, и они готовы объявить православному Русскому миру войну на всех фронтах.

Кто-то подсчитал, что по сравнению с прошлым годом в риторике Порошенко «войны стало больше в три раза». В два раза, в три или в десть – неважно. Дело не в арифметике. Дело в том, что силы, совершившие 22 февраля 2014 года  государственный переворот на Украине, уничтожившие несколько десятков человек в одесском Доме профсоюзов (приношение людей в жертву стало символом «революции гидности»!), – эти силы могут держать народ Украины мёртвой хваткой, лишь вызывая к жизни призрак войны и постоянно питая его свежей кровью.

Такая политика рано или поздно натыкается на предел. И этот предел лежит не там, где Порошенко «в поистине отчаянной попытке удержать ускользающую власть» пытается навязать Церкви «свои новые неслыханные “каноны”» (по словам заместителя главы синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерея Николая Балашова). Границу, по которой проходит этот предел, указал в преддверии чемпионата мира по футболу президент России Владимир Путин: если украинская армия, сказал он, попробует начать активные наступательные действия, «это будет иметь очень тяжелые последствия для украинской государственности в целом». Подчеркнём: не только не для украинской армии – для украинской государственности в целом.

Олег Миклашевский, ФСК