Сразу после Дня Независимости Украины Фейсбук удалил аккаунт известного блогера Анатолия Шария, у которого было 280 тысяч подписчиков. Сделано это было без объяснения причин. Шарий известен своей критической позицией в отношении нынешней власти и выбранного страной курса.
Собственно, именно эта его позиция, не менявшаяся с 2014 года, и стала главной причиной популярности Шария. Ну, и еще остроумие. Например, за любовь Порошенко повторять “спасибо” на официальных мероприятиях с его участием, он дал президенту обидное прозвище “Дякула”. Таких перлов от Шария множество. Все они канули в лету вместе с его аккаунтом.
В украинском сегменте Фейсбука случай далеко не первый. В бан попадали Андрей Портнов, Елена Лукаш, Эдуард Долинский, Макс Бужанский, Александр Дубинский и множество других популярных блогеров. Общее у всех этих персон одно – критика действующего президента. Разумеется, заткнуть рот таким образом нельзя. Вместо забаненного аккаунта быстро появляется дублер – и “вещание” продолжается с него, пусть даже после бана аудитория на некоторое время и сократится.
Эксперты решили выяснить, как у нас банят оппозиционеров. И главное, зачем это делают?
Боты ушли в прошлое. Их роль играют живые люди
Хотя сегодня телевидение остается главным “оружием массового поражения” в битве за электорат, политики продолжают закрепляться в социальных сетях. В Украине, после ограничения доступа к вКонтакте и Одноклассникам, Facebook стал настоящим полем битвы между политиками, а рядовыми бойцами в нем служат обычные пользователи.
Боты – в классическом понимании, то есть, роботы, которые выполняют какие-то действия в сети, например, переходя от одного ресурса к другому, оставляют стандартные комментарии, – для соцсетей почти пережиток прошлого. Роль ботов давно исполняют реальные пользователи, которые за вознаграждение, но чаще из убеждений или ради забавы, совершают те или иные действия в соцсети. Важно определить “свою группу” единомышленников и увлечь ее, выдав ей правильные идеи и побудив к действию. То есть, составить правильно таргетированный контент. Задача кажется непосильной лишь неспециалисту.
Как показал эксперимент медиа-менеджера Андрея Боборыкина, абсолютно любой человек с достаточным бюджетом, может влиять на решения миллионов украинцев. Боборыкин “раскрутил” страницу несуществующей партии, грамотно таргетировав ее содержание. За короткое время страница собрала 5000 лайков, а бюджет составил всего 150 долларов.
Рынок сопровождения Фейсбука ломится от количества предлагаемых услуг, общая суть которых – повысить популярность страниц и аккаунтов. “Разгонять” посты можно, просто залайкивая их. Можно добавлять комментарии к постам – это будет несколько дороже. Компании, которые обеспечивают подобное сопровождение, с удовольствием готовы взяться и за более серьезные проекты.
– А можете ли вы организовать атаку на указанные мною аккаунты и периодически их банить?
– Без проблем! – уверенно ответили журналисту по телефону в компании A-SKY – одной из наиболее известных в Украине SMM (от Social Media Marketing – продвижение в соцсетях). Такой же ответ был получен и в других – Инстафейс, SeoSolution, SMMLaba, а также в российской SocialGainer.
Как банили Шария
SMM-спецы объясняют – в Фейсбуке есть два надежных способа “убить” пользователя. Первый – выискивать в постах или комментариях слова, разжигающие ненависть. Один из распространенных приемов – найти какую-то старую запись, добавить в нее комментарий с оскорбительной лексикой и начать жаловаться на аккаунт.
Именно так были забанены многие участники “диванной сотни” – пользователи, отстаивающие Украину на Донбассе в 2014 году, еще до начала военных действий. Примечательно, что многие из них попали в бан значительно позже, когда уже и позабыли о дискуссиях, которые они вели с оппонентами из России горячей весной того года. Причем, некоторые пострадали вполне заслуженно – что-что, а ненависти в их текстах было предостаточно.
Но в Украине сейчас широко применяют другой способ. Если на определенный пост или аккаунт за короткое время поступает множество жалоб, то администрация соцсети блокирует аккаунт “до выяснения причин”. Организовать такую атаку можно довольно просто – главное, чтобы в твоем распоряжении было не меньше тысячи учетных записей. Чаще всего лидер мнения призывает своих преданных подписчиков атаковать тот или иной аккаунт и – вуаля!
Аккаунт Шария был удален видимо так – под давлением многочисленных жалоб. По данным экспертов, жалобщики утверждали, что аккаунт не принадлежит Анатолию Шарию, то есть, является фейком. Примечательно, что количество жалоб превысило критический порог накануне Дня Независимости. Случайно ли совпадение?
Зачем это нужно
Некоторые политологи связывают атаки с приближающимися выборами.Разумеется то, что того или иного политика критикуют, или того хуже, он становится предметом насмешек в соцсетях, – ничего хорошего ему не сулит. Но решить это просто закрытием аккаунтов оппонентов не получится. Закрыли аккаунт Шария – он создаст новый или добьется через некоторое время восстановления прежнего, вот и все. Выходит, усилия, потраченные на то, чтобы “завалить” ту или иную страницу в ФБ, несоизмеримо велики в сравнении с эффектом.
“Все персоны, чьи аккаунты были забанены за последние месяцы, объединяет то, что они критикуют президента Петра Порошенко. Мало того, порой, насмехаются над ним. А президент очень внимательно следит за своей репутацией, сам постоянно находится в Фейсбуке, причем, читает и комментирует, используя тайные аккаунты. Как и любого человека, его раздражает критика. Скорее всего, популярных блогеров банят, чтобы не расстраивать президента. Или просто сделать ему приятное. При этом сам Порошенко может и не давать прямого указания. Это делают доброжелатели из его окружения, фракции БПП и так далее. Часто делается это к празднику. То есть, получается, вот было 24 августа, Шария забанили – кто-то сделал подарок президенту на праздник”, – говорят специалисты с просьбой не ссылаться на источник.
Политологи подтверждают это мнение. “Друзья Петра Порошенко периодически совершают атаки на оппонентов. Я считаю, что вследствие американской ситуации, когда стали “чистить” радикальныйконтент,в администрации Фейсбука, которая мониторит украинский сегмент, стали внимательньее реагировать на жалобы и другие подобные вещи. Так называемые “порохоботы” решили подстроиться под это веянье – они встроились в тренд, посылают жалобы, а то, что делают это именно “порохоботы” – очевидно”,– говорит политолог Алексей Якубин, по словам которого к подобным действиям также могут быть причастны сотрудники Администрации президента, а вот “Минстець” тут точно не задействован.
Более того, тут, по мнению экспертов, тут возможны и попытки сознательной манипуляции.
“Я допускаю, что окружение президента приукрашивает действительность и преувеличивает его шансы стать президентом во второй срок”, – отмечает политолог Олег Постернак. Впрочем, в общественной приемной партии “Солидарность – Блок Петра Порошенко”, куда журналисты обратились с просьбой прокомментировать эту теорию, нам все опровергли.
“Уверяем вас, никаких разнарядок на этот счет не поступает и едва ли у нас кто-то таким (атаками на аккаунты в соцсетях, – Ред.) не занимается”, – заявили там.
При этом провластные пиарщики и сами вовсю резвятся в соцсетях, создавая контент, направленный против репутации Юлии Тимошенко и Анатолия Гриценко. Получается это у них или нет – пока непонятно, но реклама пабликов вроде “Реальный Грыщ” и “Полковнику никто не пишет” назойливо лезет из фейсбучных лент украинских пользователей.
Чем чревата технология
Пиарщик Максим Резник говорит, что никогда не советовал своим клиентам прибегать к блокировкам оппонентов, хотя значение Фейсбука он не приуменьшает. По его словам, эта сеть действительно является сильнейшим средством в формировании репутации и информационной повестки.
“Фейсбук нельзя недооценивать – это доказали предвыборные кампании Обамы и Трампа, о которых написано масса аналитической литературы. Но если в США реклама была рассчитана, прежде всего, на информирование широких масс об основных тезисах кандидата, то в украинских реалиях решили “рубить топором”, идя от обратного.
Блокировка аккаунтов оппозиционных “лидеров мнений” не может закрыть доступа к их контенту, если, конечно, это не единственный ресурс блогера.Основная роль акаунта – быть точкой перехода на другие площадки новых подписчиков, его алгоритмы заточены под это. Цензурирование Facebook – неэффективный инструмент, который усиливает негатив от таких действий, а не расчищает информационное пространство от неугодных”, – считает Максим Резник. Он прогнозирует, что Анатолий Шарий гарантировано устроит ответную кампанию на своем канале YouTube с аудиторией в 1,5 млн. подписчиков. При этом утраченные им 280 тысяч подписчиков практически все подписаны на него в YouTube.
Лиля Шац, Монитор Юг