«Какой туман! Какая смута!»

О беспрецедентном шаге Константинопольского патриархата

Итак, 7 сентября Константинопольский патриархат официально сообщил, что «в рамках подготовки решенного предоставления автокефального устройства Православной Церкви на Украине» назначил архиепископа Памфильського Даниила (США), а также епископа Эдмонтонского Илариона (Канада) в качестве своих экзархов в Киев. На Украину уже присылали из Америки и председателя госбанка, и министра здравоохранения, и других чиновников. Народ от них, как известно, — «в восторге». Теперь — сразу двух церковных экзархов…

Помимо того, что экзарх Даниил (Зелинский) — бывший униат, он еще служил в армии США в корпусе капелланов, а когда получал американское гражданство, давал присягу верности США.

Еще несколько штрихов к портретам: архиепископ Даниил (Зелинский), с 2000 года клирик полураскольничьей «УПЦ в США». Униат, в сане католического диакона перешедший в американскую укронационалистическую «церковь». Окончив среднюю школу, в сентябре 1993 г. поступил на первый курс Ивано-Франковской униатской семинарии. В 1996 г. для продолжения образования уехал в США, где учился в Католическом университете Америки, а также в Dominican House of Studies в Вашингтоне. За это время был рукоположен в сан диакона.

Епископ Иларион (Рудник), клирик полураскольничьей «УПЦ в Канаде». 9 июня 2005 г., находясь в Турции, где являлся переводчиком во время встречи Константинопольского Патриарха Варфоломея (на фото) с президентом Украины Виктором Ющенко, был задержан турецкой полицией. Епископа обвиняли в том, что путешествует по поддельным документам и является «чеченским повстанцем».

Этих весьма сомнительных личностей Стамбул послал в Киев экзархами. В Православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа. Итак, по приказу из Стамбула из США и Канады прибыли управляющие в Киев. Трудно сказать, есть ли у них апостольская преемственность и каков их подлинный канонический статус.

Между прочим, Петру Порошенко для заполучения этих «экзархических» посланцев Фанара (резиденции Константинопольского патриарха в Стамбуле) пришлось вернуть Варфоломею 15 млн долларов США, которые он себе присвоил.

Это произошло после того, как история с подкупом Варфоломея и «исчезновением» крупной суммы, что предназначалась для создания на Украине Единой поместной православной украинской церкви — «ЕППУЦ», всплыла в СМИ.

Как сообщалось, накануне визита Порошенко в Стамбул несколько богатейших людей Украины «сбросились», чтобы ускорить процесс формирования ЕППУЦ. Было собрано около 25 млн долларов. Они должны были пойти на вознаграждение Константинопольскому патриарху Варфоломею за издание томоса об автокефалии украинской православной церкви. Однако, по словам приближенных к Порошенко людей, во время встречи 9 апреля он передал Варфоломею только 10 млн долларов.

Как следствие, узнав о таких раскладах, Варфоломей отменил участие делегации Фанара в официально-государственном праздновании 1030-летия Крещения Руси 27 июля в Киеве. Только после получения остальной суммы Варфоломей все-таки дал тогда согласие на отправку в Киев официальной делегации в составе митрополита Гаальского Эммануила, епископа Чикагского Даниила и Эдмонтонского Илариона.

Напомним, что Верховная Рада Украины в апреле с.г поддержала инициативу Петра Порошенко об обращении к Константинопольскому патриарху с просьбой о признании независимости Украинской православной церкви. В УПЦ на это тогда заметили, что Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни должна решать самостоятельно. Инициативы Порошенко и Верховной Рады предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий сразу же назвал превышением власти и вмешательством в церковные дела.

Теперь же по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия Отдел внешних церковных связей Украинской Православной Церкви заявил, что назначение экзархов является грубым нарушением канонической территории Украинской Православной Церкви. Данное решение Константинопольского Патриархата противоречит Второму правилу Второго Вселенского (Константинопольского) Собора: «Не будучи приглашенными, епископы да не переходят за пределы своей области».

Назначение экзархов в Киев состоялось без ведома Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, как единого канонического епископа города Киева.

Ответственность за возможные негативные последствия этого деяния лежат на Константинопольском Патриархате.

Известный поэт и православный писатель Олеся Николаева уже откликнулась на события в Фейсбуке стихами «На прибытие экзархов»:

Вселенской Церкви комиссары,
въезжают в Киев эмиссары.
Здесь будет новый экзархат.
Въезжают в Киев с видом главных.
И от смущенья православных
ликует униата взгляд.
О, византийская забава,
вдруг написать налево справа,
лукавый выставить испод.
Въезжают в Киев господами,
с приклеенными бородами
и чисто выбритые под.
Раскольничью фиоритуру
простец заметит ли? Иль сдуру
полезет в пекло под горой?
Поймет ли потаковник – ну же! –
на горле Церкви туже, туже
смыкает пальцы Рим второй?
Какой туман! Какая смута!
Власть ложным пафосом надута
Господнего временщика.
Пусть канет все, как день вчерашний –
Константинопольские шашни
и флорентийская тоска.
То алчный глаз, то льстивый голос,
но каждый пересчитан волос,
и вьется по ветру труха.
И нам не пожелать иного,
ведь любит вечная Христова
Невеста только Жениха.

Текст нашей современницы содержательны и афористичен. Однако нам все же придется постараться разобраться и в «прозаических» суждениях и комментариях ситуации.

* * *

Протоиерей Всеволод Чаплин высказался в соцсетях: «Назначение Фанаром на Украину двух экзархов — это еще не автокефалия и даже не создание параллельных кафедр. Это назначение представителей. Но именно эти представители, судя по всему, будут проводить и возглавлять «объединительный собор», на котором будет избрано новое «церковное» руководство и вообще определены параметры «единой поместной церкви». Именно они — не Филарет же и не Порошенко…

Епископы Панфильский Даниил и Эдмонтонский Иларион — наследники неканонической раскольнической структуры, принятой Фанаром в свой состав через спорные и поспешные решения. … Два направляемых в Киев хлопца будут пожестче, чем Иов (Геча) — недавно вроде бы главный претендент на роль экзарха.

Принятое решение — это не объявление войны, это уже «военное действие». Это беззаконное вторжение. И неужели с самого начала было неясно то, что я знаю очень давно: когда фанарские лицемеры, обманщики и еретики шире всего тебе улыбаются, они крепче всего сжимают рукоятку ятагана за спиной».

Фанар не может не видеть опасности этой инициативы и для мирового Православия, и для своего патриархата. И все же он предпочел партнерство с силой, ломающий Православие через колено. Конечно, эта сила находится за пределами Украины. Включились в движение процессы против России и Русской Православной Церкви в глобальном масштабе. Украина — лишь повод и спусковой крючок. А Константинополь — один из инструментов во всем этом, как и Киев с Порошенко, Сирия и т.д.

Как заявил председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда, решение патриарха Варфоломея «есть не что иное, как беспрецедентно грубое вторжение на каноническую территорию Московского патриархата».

«Такие действия не могут остаться без ответа», – приводит его слова ТАСС.

В. Легойда выразил надежду на то, что Константинопольский патриархат понимает важность решений по Украине, которые могут привести к печальным последствиям.

Мы помним, что прежде патриарх Варфоломей уже заявлял, что Константинопольская церковь может решать украинскую церковную проблему без участия Московского патриархата, так как Россия «ответственна за болезненную ситуацию на Украине».

В свою очередь, представитель Украинской православной церкви Московского патриархата уже заявлял, что действия патриарха Варфоломея могут обернуться повторением Великого раскола христианской церкви 1054 года, последствия нового разделения могут оказаться еще страшнее.

Священный Синод Русской Православной Церкви также выразил решительный протест и глубокое возмущение в связи с вышеупомянутым назначением экзархов: «Данное решение принято без согласования с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и является грубейшим попранием церковных канонов, воспрещающих епископам одной Поместной Церкви вмешиваться во внутреннюю жизнь и дела другой Поместной Церкви (2-е правило II Вселенского Собора; 20-е правило Трулльского Собора; 13-е правило Антиохийского Собора; 3-е, 11-е и 12-е правила Сардикийского Собора). Оно полностью противоречит остававшейся до сего дня неизменной позиции Константинопольского Патриархата и лично Патриарха Варфоломея, который неоднократно заявлял, что признает Блаженнейшего митрополита Онуфрия единственным каноническим главой Православной Церкви на Украине.

Решение Константинопольского Патриархата принять к рассмотрению вопрос о предоставлении автокефалии «православным верующим Украины» принято вопреки воле епископата Украинской Православной Церкви, который единодушно высказался за сохранение ее существующего статуса. В оправдание своего вмешательства в дела иной Поместной Церкви Константинопольский Патриарх приводит ложные толкования исторических фактов и ссылается на якобы имеющиеся у него исключительные властные полномочия, каковыми он в действительности не обладает и никогда не обладал. Данные действия заводят в тупик отношения между Русской и Константинопольской Церквами, создают реальную угрозу единству всего мирового Православия.

Священный Синод Русской Православной Церкви заявляет, что вся полнота ответственности за данные антиканонические деяния ложится лично на Патриарха Варфоломея и тех лиц в Константинопольской Церкви, которые их поддерживают.

Ответные действия Московского Патриархата последуют в самое ближайшее время».

Совсем остро в эфире телеканала «Россия 24» высказался митрополит Иларион, глава отдела внешних церковных связей РПЦ: «Если Константинополь доведет до реализации свой коварный план по предоставлению автокефалии, это значит, что автокефалию получит группа раскольников. Каноническая церковь эту автокефалию не примет, мы в Русской церкви, конечно, эту автокефалию не признаем, и у нас не будет иного выхода, кроме как разорвать отношения с Константинополем».

Владыка добавил, что Константинополь не может единолично решить вопрос о предоставлении автокефалии, а претензии Константинопольского патриарха на главенство в православном мире не оправданны. Решение же Константинополя о назначении в Киев двух экзархов — «подло и вероломно».

Некоторые наблюдатели полагают, что Варфоломей действует явно в ущерб интересам своего Фанара, поскольку после создания автокефалии все эти укро-структуры в США и Канаде (откуда и прибыли Даниил и Иларион) уйдут из Константинопольского патриархата, который лишится не такой уж и маленькой части своей пасты и своих лоббистов. Так что Варфоломей, очевидно, ждет существенных компенсаций со стороны кураторов.

* * *

Напомним, что в православии и католицизме экзарх — титул главы отдельного церковного округа. В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).

В околоцерковной среде давно курсируют слухи о том, что Константинополь готовится дать Украине не автокефалию, а учредить экзархат — то есть филиал Вселенского патриархата. В то время как автокефалия — это собственное патриаршество.

(Православная церковь, например, в Беларуси является официально экзархатом РПЦ.) В т.н. «киевском патриархате» активно отрицают вариант учреждения экзархата в статусе посланцев Варфоломея.

Тогда, спрашивается, какой же церковью «экзархат» будет управлять?

Есть мнение, что раскольники-самосвяты экзархату свою власть не отдадут (о канонической Церкви речь вообще не идет, разумеется).

Однако «киевский патриархат» — лишь инструмент, который управляется из Брюсселя и Вашингтона, поэтому как им прикажут, так они и сделают.

* * *

Аналитик Дмитрий Скворцов убежден в неизбежности раскола в мировом православии вследствие действий Фанара на Украине: «Свою враждебную деятельность по отношению к православной Церкви на Украине Варфоломей ведет публично. Особенно дерзкой его риторика стала после получения от Порошенко и украинской Верховной рады прошения об «автокефалии Украины». Публичность воинственных заявлений предполагает неотвратимость того, о чем заявляется. Если доклад Варфоломея на Синаксисе можно было считать объявлением войны, то назначение на Украину двух «экзархов» — уже война. Ведь Москва не соглашается с тем, что Киев — каноническая территория «Константинополя». А вторжение на чужую территорию — что как не война?»

В сообщении о назначении «экзархов» секретариат экуменического синода указывает, что делается это «в рамках подготовки к дарованию автокефалии Православной Церкви в Украине». Но на Фанаре прекрасно понимают, что канонической православной структуры, жаждущей автокефалии, на Украине нет. Для того и отряжены в Киев «экзархи» (причем один из них «крещеный» и идейный униат), чтобы контролировать ее создание.

Аналитик полагает, что основой ЕППУЦ может выступить кучка перебежчиков из УПЦ (МП). Буквально накануне фанарского заявления в Житомире встретились ближайший к Порошенко архиерей митрополит Винницкий Симеон (которого видят главой ЕППУЦ), митрополит Драбынко (кандидат на управделами ЕППУЦ) и атокефалисты помельче.

Встреча началась с возложения цветов под бандеровский флаг на главной площади города.

Где же в этой схеме «Филарет»? Тут два варианта, полагает аналитик. Первый: он соглашается уйти на покой при условии «снятия с него анафемы Константинополем». Второй: он артачится (мол, если я не остаюсь патриархом, «киевский патриархат» не вливается в ЕППУЦ), и тогда Фанар с чистой совестью «соглашается» на «промежуточный этап» – «Украинского экзархата Экуменического патриархата», поскольку «единства православных так и не удалось достичь». Этот вариант также устроит всех, для кого главное «гэть вид Москвы!». Так что, возможно, даже не понадобится физически устранять Филарета как препятствие — от него и так перебегут в новый «канонический патриархат» все филаретовские ряженые…

Что же касается подлинно канонической Церкви на Украине, то в отношении нее, как пообещал спикер Рады Парубий, сразу же после «томоса» (или после учреждения «экзархата») будет принят закон о «Церкви, руководящий центр которой находится в стране-агрессоре». Соответственно УПЦ МП будет перерегистрирована в «РПЦ на Украине». Это лишь ускорит перебежки в ЕППУЦ или «экзархат» всех тех из духовенства и клира, для кого «Україна понад усе». Каноническая Церковь таким образом очистится. И эта очищенная от всего наносного Церковь будет называться Русской. Пусть даже останется она (очень хочется верить, что на короткое время) без храмов. Потому что, по обещанию того же Парубия, будет принят и закон, легитимирующий «церковное» рейдерство.

Да, православные Украины — от мецената-миллиардера Новинского до самой немощной бабушки, от синодалов до пономарей – заявляют: «Жизнь отдадим, но не святыни!»

Увы, на стороне захватчиков — военизированные фашистские формирования с оружием (вплоть до гранатометов), связью, транспортом и, главное, координацией со стороны кураторов — СБУ и МВД. Так что не религиозная это будет война, а бойня.

Есть еще один аспект состоявшегося 3 сентября в Стамбуле Синаксиса (Архиерейского Собора), в ходе которого Патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат имеет исключительные права на решение проблем всего православного мира. Тем самым уже поставив православный мир на грань грандиозного раскола, фактически наделив себя всеми правами папы Римского, то есть явно провозгласил ересь.

На этот аспект обращает внимание профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко, который считает, что «здесь дело не только и не столько в посягательстве на каноническую территорию. Константинополь совершенно радикальным образом пересматривает православную экклесиологию и каноническую практику взаимоотношений внутри православного сообщества. То есть, по сути, Константинополь провозглашает некое подобие восточного папства и присваивает себе право вмешиваться во внутренние дела других автокефальных церквей».

В настоящее время существуют 15 общепризнанных автокефальных церквей, которые, согласно диптиху, принятому в РПЦ, расположены в следующей иерархии чести: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская. При этом Константинопольская церковь не является главной, но считается первой среди равных.

История же автокефалии РПЦ, напомним, де-факто ведется со времен святителя Ионы, то есть с 1448 года, но на лидерство в русском православном мире претендовала не только Москва, но и Литва. «Усилиями князя Литовского западные епархии Русской православной церкви отторгаются от Москвы — какие-то из них принимают унию, какие-то остаются православными, но им запрещено поминать имя митрополита Московского и всея Руси», — напомнил в недавно в ходе патриаршей проповеди предстоятель Русской церкви Кирилл.

«А когда при государе Алексее Михайловиче усилиями патриарха Московского и всея Руси Никона в 1654 году происходит воссоединение Украины с Россией, наши братья, отторгнутые тяжкими историческими обстоятельствами, вновь входят в общение с градом Москвой. В 1686 году Константинопольский патриарх Дионисий передает святителю Московскому все права на юрисдикцию над Украинской землей. Так произошло не только политическое воссоединение Украины с Россией — произошло объединение церковное, восстановление единства Русской православной церкви, и какое же огромное значение имело это событие для спасения православия в западных и юго-западных епархиях!» — подчеркнул Патриарх Кирилл.

Профессор В. Петрушенко также напомнил, что в руках Москвы сосредоточено множество архивных документов, в то время как «Константинополь дезавуирует все документы XVII века, по которым Киевская митрополия передавалась под крыло Московского патриархата». Он призвал «четко понимать разницу: патриаршество РПЦ даровал не Константинополь, а все поместные церкви. Да, Константинопольский патриарх Иеремия это осуществил явочным порядком в Москве. Но после этого были Соборы 1590 и 1593 годов, на которых все восточные патриархи дали согласие и соответствующие грамоты».

«Принципы построения церкви, которые декларируются в православии, извращаются. Я думаю, что долг поместных православных церквей немедленно реагировать на это и собрать Всеправославный собор для обсуждения той катастрофы, которая у нас на глазах происходит. Православный мир поставлен на грань грандиозного раскола, может быть, не меньшего, чем это было в середине XI века», — считает Петрушко. — Тут я, конечно, выражу исключительно свое мнение.

Всякое основание для первенства Константинопольской церкви уже давно утрачено. Я не говорю, что РПЦ может такой вопрос поставить, но в принципе для этого есть основания.

Константинополь вмешивается в дела других церквей, вносит в догматическое учение церкви еретическую отсебятину».

Поддержим профессора и скажем откровенно: малочисленный, продажный и зависимый от внешних кураторов Фанар давно потерял моральное право на высокое имя Второго Рима.

Матвей Славко, «Столетие»