Активность Константинопольского патриарха Варфоломея на украинском направлении не является его личной инициативной
Патриарший престол Варфоломей занимает с 1991 года. Практически с самого начала своего патриаршества, он неоднократно высказывался против церковного раскола на Украине, выражая поддержку Украинской Православной Церкви в единстве с Московским Патриархатом. Отношения Варфоломея с Русской Церковью охладели лишь в 1996 году, когда он сделал возможным создание на территории Эстонии «Эстонской Апостольской Православной Церкви», подконтрольной Константинопольскому Патриархату. С тех пор на территории этой прибалтийской республики действуют две православные конфессии – Московского и Константинопольского патриархатов соответственно. В «украинском» же вопросе позиция Варфоломея была неизменной. Это проявилось даже в 2008 году, когда антирусски настроенный президент Украины Виктор Ющенко пригласил Варфоломея на празднование 1020-летия крещения Руси в Киев. И даже тогда Варфоломей отказался признавать украинских раскольников!
Поэтому нынешние действия православного патриарха Стамбула (в турецкой столице Варфоломей и верующие Константинопольского патриархата имеют ряд ограничений, вплоть до запрета передвигаться по Стамбулу в священнических облачениях) можно понять только в мировом политическом контексте.
Варфоломей является руководителем очень небольшого и не очень влиятельного Патриархата. Ему подчиняются немногочисленные приходы на территории Турции и ряд эмигрантских приходов и епархий по всему миру, которые в силу своего эмигрантского положения не могут быть влиятельными и многочисленными в своих странах. К тому же, часто эти епархии имеют раскольничье происхождение, и уже после расколов приняты в лоно Константинопольской церкви. На фоне Русской Православной Церкви, имеющей самое большое количество приходов и епархий, деятельность которой распространяется на многие страны, Константинопольский патриархат выглядит откровенно бледно.
Главное, что есть у Варфоломея – это титул «Вселенский» и первое место в диптихе – традиционном порядке перечисления предстоятелей православных Церквей мира. Вот этот свой статус он и пытается использовать максимальным образом. Последние его действия очень похожи на претензию стать аналогом Римского Папы в православном мире. В католичестве Римский Папа является безусловным главой и авторитетом, имеющим право единолично принимать обязательные для всех католиков решения. В православии такого права ни у кого нет, важнейшие решения принимаются соборно, согласием всей церковной полноты.
Для того, чтобы подтвердить статус «Папы» для всех православных, в 2016 году Варфоломей собрал на острове Крит «Всеправославный собор», который так и не стал по-настоящему Всеправославным. Многие церкви не признали его решения обязательными для себя (а некоторые, в том числе Русская – не приехали). Даже его сторонники (и противники Русской Церкви) называют этот собор откровенно слабым. Таким образом, в 2016 году претензии Варфоломея на первенство не оправдались.
Нетрудно понять, что турецкоподданный Варфоломей подчинён властям Турции – страны НАТО. Большинство его прихожан – граждане США, Канады и более мелких стран, идущих в американском фарватере (той же Эстонии). Самостоятельно действовать Варфоломей, естественно, не может. А с 2014 года геополитический конфликт России и США обострился. США взяли Украину, совершив в Киеве проамериканский переворот, а Россия увела буквально из-под носа американского флота Крым, не дав сделать его антироссийской военной базой на Чёрном море. Экономические санкции, локальные конфликты на Ближнем Востоке и на Донбассе, информационные кампании – вот лицо новой, «гибридной» войны. И понятен шаг противников России – нанести удар по Русской Церкви и Русскому Миру, ударив по канонической православной церкви на Украине. И режиму Порошенко, и его заокеанским патронам единая церковь русской традиции не нужна. В этом смысле они являются последователями Гитлера, который желал, «чтобы каждая деревня имела собственную секту, …ибо это увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы».
Варфоломей, несмотря на титул Вселенского Патриарха, не имеет важнейшего – духовного авторитета. Уже 11 (из 15-ти) предстоятелей православных церквей мира поддержали Русскую Православную Церковь в «украинском» вопросе. Если Варфоломей таки пойдёт по навязанному ему глобалистами пути, то он придёт только к новому расколу в Православии – на небольшую, ультралиберальную часть во главе с Константинопольским Патриархатом, и на остальную, Православную, основную часть во главе с Москвой. О таком сценарии свидетельствует не только отправка в Киев двух «экзархов» для создания новой структуры Константинопольского Патриархата, но и решение о второбрачии священников, принятое Варфоломеем. Православная церковь на многих языках называется «ортодоксальной». И явно модернистские, либеральные движения Варфоломея не найдут понимания ни на святой горе Афон, ни в большинстве монастырей. Таким образом, мировое Православие только очистится от «слабого звена». Но, к сожалению, православным, живущим на Украине, от этого легче не станет. Легализация Варфоломеем новой структуры на Украине может привести только к новому погрому Православия на Украине…