Тренд на превращение Украины в страну массовой трудовой миграции зародился еще в начале 1990-х. Но с 2014 года этот процесс достиг апогея, а на необходимости остановить отток людей с Украины играют все оппозиционные политические силы
Недавно глава МИД Украины Климкин заявил, что страну ежегодно покидает, ни много, ни мало, миллион (!) человек.
Долгое время, по крайней мере до 2015 года, Россия являлась ключевым направлением трудовой миграции с Украины. Казалось, что статус-кво в этом вопросе будет сохраняться еще очень долгое время.
Пока ещё наибольшее число украинцев, а это около 2,5 млн человек, на постоянной основе живут и работают в России, но уже несколько лет маховик миграционных потоков разворачивается. Все больше украинцев в качестве места работы и постоянного жительства выбирают страны ЕС, в первую очередь Польшу.
Простота трудоустройства и правовой легализации, географическая близость к Украине, быстрый процесс ассимиляции – вот ключевые причины, почему украинцы перебираются в Польшу. На постоянной основе в Польше уже проживает не меньше полутора миллиона украинских граждан, а с учетом сезонных работников численность украинцев в Польше доходит до двух миллионов человек.
Именно Польша, испытывающая после присоединения к ЕС дефицит рабочих рук, была одним из наиболее активных лоббистов предоставления «безвиза» Украине. Так, по данным Польского союза предпринимателей и работодателей, Польше для поддержания экономического роста необходимо дополнительно 5 млн человек в течение следующих 20 лет. Кроме того, масштабный приток дешевой и непритязательной рабочей силы с Украины служит аргументом для Варшавы перед Еврокомиссией не размещать на своей территории беженцев и мигрантов из Африки и Большого Ближнего Востока. Польша в итоге перехитрила всех. Она получила лояльное трудоспособное население, близкое по менталитету, которое готово работать за низкую зарплату и при этом не клянчит социальные пособия.
После получения Украиной «безвиза» Варшава упростила миграционное законодательство, разрешив брать на работу всех, заехавших в страну по «безвизу» на срок вначале до шести, а теперь уже до девяти месяцев. При этом для трудоустройства гражданам Украины необходим лишь биометрический паспорт, а для работодателя процесс трудоустройства предельно упрощен и необременителен с финансовой точки зрения. Наплыв украинских «заробитчан» стал вторым после дотаций со стороны Брюсселя драйвером роста польской экономики, которая растет более быстрыми темпами, чем экономика мировая.
Примечательно, что Польша в октябре 2017 года отказалась от кредитной линии МВФ на $9,2 млрд, а премьер-министр Матеуш Моравецкий объяснил это хорошим состоянием экономики. Выводы о хорошем состоянии экономики подтверждаются и тем, что в последние годы существенно уменьшился поток польских граждан, уезжающих работать за пределы своей страны, наоборот – фиксируется, пускай и небольшой, но процесс реэмиграции. Cправедливости ради следует сказать, что свой вклад в это вносит Brexit.
С течением времени все больше украинцев, которые в большинстве своем легко ассимилируются в Польше, рассматривают эту страну как место постоянного жительства. Характерно, что уже не первый год именно украинцы занимают первое место по количеству купленной в Польше недвижимости. В частности, за 2017 год украинцы приобрели в Польше более 71 тыс квадратных метров жилья, опередив на 30 тыс «квадратов» граждан ФРГ, расположившихся на втором месте.
Привлекательной Польша становится и для украинской молодежи. В польских ВУЗах, по официальным данным, обучается 37,6 тыс студентов с Украины, немалая часть из них бесплатно, по «карте поляка», которую могут получить украинские граждане, имеющие польские корни. Стоимость же контрактного обучения практически не отличается от стоимости обучения в украинских образовательных учреждениях, притом качество образования в Польше куда выше. Ряд частных польских ВУЗов фактически обрели «второе дыхание» в результате наплыва украинской молодежи. Очевидно, что подавляющая часть украинских выпускников польских ВУЗов останется в Польше или поедет затем в экономически более развитые страны Западной и Северной Европы. Об этом же недавно заявил небезызвестный Дещица, посол Украины в Польше. По его словам, согласно проведенных среди украинских студентов в Польше опросов, только 5-10% заявили о желании вернуться на Украину после получения диплома польского ВУЗа.
На фоне роста популярности среди украинцев Польши в качестве места работы, обучения, постоянного места жительства уменьшается количество украинских граждан, стремящихся в Россию. Безусловно, сказываются более чем напряженные отношения между официальными Киевом и Москвой и соответствующее информационное поле, но ключевые причины все-таки иные.
С началом функционирования ЕАЭС в 2015 году для граждан Украины существенно усложнились процедуры трудоустройства и в целом легализации в РФ. Если украинец в Польше может приступить к работе сразу же по прибытию в страну, то для трудоустройства в РФ необходимо найти место для регистрации и пройти процедуру получения трудового патента, что занимает, как минимум, несколько недель и стоит около 15 тыс рублей. Кроме того, ежемесячно за продление срока действия трудового патента необходимо выплачивать несколько тысяч рублей в месяц.
Процедура получения российского гражданства по-прежнему остается крайне трудоемкой и забюрократизированной для украинцев, особенно если проходить ее в крупных городах РФ. Мегаполисы, которые могут предложить достойную работу по сути остаются закрыты для легального трудоустройства. Несмотря на многочисленные заявления о необходимости упростить эту процедуру для украинцев, особенно активно звучавшие в разгар конфликта на Донбассе, преодолевать препятствия российского законодательства легче не становится. За 2017 год российское гражданство получили 85 тыс украинцев, хотя спрос на российские паспорта в десятки раз превышает эту цифру. Многие украинцы годами вынуждены безрезультатно обивать пороги чиновничьих кабинетов.
При этом примечательно, что российские чиновники, обосновывая необходимость пенсионной реформы, приводили в качестве аргумента демографические проблемы. По состоянию на сегодня можно констатировать, что Россия в отличие от Польши не сумела воспользоваться открывшимся окном возможностей в связи с украинским кризисом, что помогло бы решить демографические проблемы, заполучив лояльное русскоязычное и этнически русское население. Притом, если в Польше гражданам Украины нужно определенное время на ассимиляцию, то украинским гражданам в РФ его не требуется вовсе, особенно если это русскоязычные и этнические русские и к тому же многие связаны с Россией родственными узами. Как признает ряд российских политиков, программа переселения соотечественников в РФ носит «скорее символический характер», не выполняя первоначально задуманных целей. Отдельные случаи переманивания высококвалифицированных украинских специалистов в РФ показательными в данном случае не являются. Вероятнее всего, тренд на изменение вектора миграционных потоков с Украины в обозримой перспективе будет сохраняться. Хотя бы в силу экономической ситуации в РФ, сопровождаемой в том числе хоть и плавным, но демонтажем элементов социального государства.
Девальвация рубля и, как следствие, уменьшение заработной платы в свободно конвертируемой валюте является еще одним весомым аргументом, почему маятник миграционных потоков с Украины разворачивается в сторону той же Польши, где стоимость базового набора товаров и услуг находится примерно на одном уровне с Россией. При этом не факт, что нынешняя волна девальвации рубля, достигнувшего отметки 70 за доллар, окажется последней. Большие вопросы вызывает работа ЦБ РФ, имеющего возможности удерживать курс, но ввиду принятой на вооружение доктрины радикальной версии монетаризма не делает этого. К слову, в связи с обвалом рубля произойдет отток из РФ трудовых мигрантов, являющихся выходцами из центральноазиатских республик, с замещением которых могут возникнуть определенные проблемы (такой же процесс наблюдался в начале 2015 году на волне первой масштабной девальвации рубля).
Для киевских «верхов» уменьшение трудовой миграции в Россию является определенным тактическим успехом. Во-первых, это позволит лишний раз акцентировать на безальтернативности европейской интеграции, при всех издержках этого процесса. Здесь, впрочем, нужно отметить, что эту самую безальтернативность осознает подавляющее большинство украинцев – кто по убеждениям, а кто уже и от безысходности.
Во-вторых, киевские элиты – элиты компрадорского типа, а значит играют в интересах зарубежных сил. В эту же логику укладывается решение правительства Яценюка о разрыве прямого авиасообщения с РФ в конце 2015 года. Такими решениями киевские власти косвенно играют на руку крупному европейскому капиталу, внося лепту в переориентацию миграционных потоков, насыщая общеевропейский рынок труда, и тем самым снижая издержки на заработную плату. Увы, но Россия сама делает достаточно, чтоб политика переориентации миграционных потоков на запад стала успешной.
Кстати, о транспортном сообщении с Россией. В обозримой перспективе для украинцев путь в Россию может быть ещё более затруднён, поскольку министр инфраструктуры Украины Омелян выступил с инициативой прекратить железнодорожное пассажирское сообщение с РФ, а первый заместитель постоянного представителя президента Украины в Крыму (приемная находится в Киеве) Изет Гданов призвал прекратить и автобусное сообщение с РФ.
Помимо этого, в российско-белорусских отношениях имеется ряд спорных аспектов, одним из них является вопрос границы, потому транзит украинцев в Россию через Белоруссию может быть ограничен. В принципе, уже несколько лет для граждан третьих государств, в том числе Украины, пересечение белорусско-российской границы возможно только через международные пункты пропуска. В частности, при выборе билета на автобус на рейс Минск-Москва на сайте популярного перевозчика Ecolines появляется следующая информация: «Внимание! Вы выбрали поездку, которой могут воспользоваться ТОЛЬКО граждане Российской Федерации и Республики Беларусь. (Законодательство РФ касательно пересечения пограничных пунктов без пограничного контроля между Республикой Беларусь и Российской Федерации)». А на железнодорожном пути между Белоруссией и Россией международные пункты пропуска отсутствуют вовсе.
Отдельно стоит упомянуть об украинской молодежи, которая уже в 2019 году получит возможность идти на избирательные участки. В большинстве своем эта социальная группа настроена проевропейски (точнее – «проевросоюзовски») и антироссийски. Количество же украинских студентов в российских ВУЗах на треть меньше, чем в польских. О программе поступления в российские ВУЗы на бюджетное обучение без экзаменов, по квотам для граждан бывших советских республик, украинские абитуриенты и их родители в большинстве своем не знают ровным счетом ничего, а цена контрактного обучения в РФ является неконкурентоспособной.
Также нередко можно столкнуться с тем, что украинская молодежь не бывала ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге, зато посещала с туристическими целями Прагу, Краков, Вильнюс, Будапешт и так далее (притом в эти города поездки, как минимум до 2014 года, зачастую обходились несколько дешевле, чем в Москву и Санкт-Петербург), а потому в дальнейшем будет стремиться переехать преимущественно в страны ЕС, а не в Россию.