Российско-китайские отношения прошли различные этапы: от «союзнических» отношений и безудержной «дружбы» между Сталиным и Мао Цзэдуном, что имело чисто декларативный политический смысл и не опиралось ни на какие иные обстоятельства, которые сближали бы союзников. Собственно, никто другой ни у нас, ни в Китае не мог определить характер межгосударственных отношений. У Сталина была уверенность, что Китай при этом встанет на путь истинно коммунистических преобразований.
Потом наступило время критики культа личности Сталина, инициированное Н. С. Хрущевым. И Великий Мао, уже прочно обосновавшийся на вершине китайского политического олимпа, абсолютно не смог принять эту критику. В противном случае ему следовало бы выступить с основательной самокритикой, а значит, подорвать свои позиции и запустить политические процессы, которые могли выйти из-под его контроля.
Естественно, при таком раскладе Хрущев не согласился с просьбой китайского руководства о передаче «братской стране» ядерного оружия, что еще больше обострило ситуацию.
Пиком роста недружественного характера отношений стало вооруженное противостояние на Дальнем Востоке вокруг острова Даманский.
Так закончился первый этап «союзнических» отношений между СССР и Китаем. Второго этапа не случилось.
Более полувека Китай наблюдал битву Сверхдержав, что, по словам самих китайцев, позволило этому государству стать Поднебесной, исполняя завет Мао Цзэдуна «Умная обезьяна сидит на вершине холма и наблюдает, как в долине дерутся два тигра (США и СССР)».
Сегодня обе стороны: Российская Федерация и Китайская Народная Республика, ― несмотря на самое позитивное развитие политических и экономических отношений, не торопятся возводить их в ранг союзнических.
И на то есть свои веские политические причины. Россия не хочет обременять себя союзническими обязательствами, поскольку у Китая продолжаются, мягко скажем, «специфические» отношения с соседями: Индией, Вьетнамом и Индонезией, ― с которыми мы поддерживаем тесные экономические и политические связи.
Китай, в свою очередь, не намерен пересматривать экономические и политические отношения со странами, с которыми у России имеются существенные противоречия.
Критики бурного развития отношений с Китаем в нашей стране упрекают руководство страны в том, что оно не реагирует на установление экономических отношений Поднебесной с Украиной, а также с Казахстаном и Белоруссией, в то время как именно там наметились националистические тенденции, имеющие определенную антироссийскую направленность.
С другой стороны, эти критики не реагируют отрицательно на то, что Украина имеет с Россией свой самый большой внешнеэкономический товарооборот. И Россия является самым крупным зарубежным инвестором в украинскую экономику.
Как говорится, ничего личного – просто бизнес. Конечно, у России при этом имеются и политические цели, но это уже другой вопрос.
Почему же Китаю не покупать, например у «Мотор Сич» Украины, ее продвинутую промышленную продукцию по конкурентным международным ценам?
Китай развивает интенсивные контакты с Великобританией, несмотря на весьма сложные британо-российские отношения. Договоренность о координации китайской и британской политики («золотой эры» в двусторонних отношениях) была достигнута в апреле с.г. между Си Цзиньпином и Терезой Мэй.
Как все это соотносится с обострением отношений между США и Китаем и Россией и Великобританией? В этом предстоит еще разобраться.
Вероятно, не последнюю роль здесь играет реализация Китаем стратегии «Пояса и пути», в ходе которой отрабатываются все варианты доставки произведенных в Поднебесной товаров на европейский рынок.
Ну а Великобритания, скорее всего, и в этот раз отрабатывает роль агента США, разыгрывающего свою китайскую карту с очевидным антироссийским уклоном.
Китайское руководство постоянно подчеркивает, что «Пояс и путь» является сугубо экономической инициативой, а не идеей создания геополитического альянса или военного союза.
По информации китайской стороны, товарооборот Китая со странами маршрута достиг 5 трлн долларов, а объем прямых инвестиций КНР в эти страны – 60 млрд долларов. Благодаря этому вдоль «Пояса и пути» создано более 200 тыс. новых рабочих мест.
Как бы там ни было, но осуществление такого масштабного экономического проекта не может не иметь политического измерения!
Чтобы обезопасить себя на перспективу, Китай создает транспортный коридор из множества параллельных линий.
Около 40% будет перевозиться через Индийский океан и Суэцкий канал в Средиземное море. Еще 45–50% предполагается направлять через Северный морской путь.
По сухопутной линии пойдет порядка 5–7% грузов. Ключевыми являются три маршрута: через Россию параллельно Транссибу; через Казахстан и Россию; отдельно по южному пути через Турцию.
Как видно, Китай проявляет огромную заинтересованность в Северном морском пути и стремится закрепить за собой некие правовые нормы по его использованию в будущем. В январе 2018 г. в КНР был опубликован документ, раскрывший китайское видение роли и места Поднебесной в арктическом регионе. Это так называемая Белая книга «Арктическая политика Китая».
В ней Китай делает заявку на то, что проблемы Арктики выходят за пределы региона и интересов исключительно арктических стран и имеет жизненно важное значение для всего международного сообщества и что свобода судоходства по СМП должна быть обеспечена для всех стран.
Это противоречит позиции России и других стран, территории которых омываются Северным ледовитым океаном. Известно, что самую непримиримую позицию по СМП занимают США, которые не признают приоритетных прав России и Канады по регулированию судоходства в их арктических водах. США приравнивают СМП к международным проливам и требуют беспрепятственного доступа туда (практически в наши территориальные воды) как кораблей гражданских, так и военных.
Становится очевидным, что относительно СМП происходит определенное смыкание позиций США и КНР. Неясно, неужели китайское руководство не видит, что американцы могут воспользоваться такой позицией Китая по данному вопросу и обратят ее против КНР, весьма своеобразно трактующей конвенциональные права в области судоходства в прилежащих к ее берегам акваториях.
Следует сказать, что у России тоже есть в проекте свой вариант «Пояса и пути». Но уже с Японией. Планируемое строительство моста с материка на остров Сахалин имеет в перспективе свое продолжение: мост между Сахалином и японским островом Хоккайдо. Этот проект не просто будет способствовать развитию экономических связей между Россией и Японией, но сделает последнюю континентальной державой.
Для России это ощутимое развитие Дальнего Востока и Сибири. При этом будут также созданы экономически выгодные условия для прокладки в Японию нефте- и газопроводов. Геополитические выгоды от реализации такого проекта очевидны для всех заинтересованных стран, включая, как ни странно может показаться на первый взгляд, и Китай. Причина очевидна: через этап здоровой конкуренции двух азиатских экономических гигантов просматривается некий промышленный взаимовыгодный альянс между Россией, Японией и Китаем.
России и Китаю трудно рассчитывать на установление подлинно союзнических отношений, поскольку обе страны сталкиваются не только с политическими и экономическими проблемами, но и с культурными и когнитивными барьерами, вызванными национальными различиями. Русская и китайская культуры существенно отличаются. Это точка зрения китайской стороны. Согласно ей нас различают способы культурного мышления, принципы поведения и особенности национальных характеров. Различны нравственные ценности: русские стремятся к духовности, а китайцы практичны и акцентируют внимание на самой жизни. Например, современный китайский мыслитель Лю Сяофэн отмечал, что, хотя провозвестника «русской идеи» Федора Достоевского много читают в Китае, его «яд» до сих пор не «навредил» китайцам. Китайцам трудно его понять: воспитываясь в контексте конфуцианских идей, сложно уловить смысл произведений, пронизанных христианским духом.
Как бы там ни было, но в современных геополитических реалиях и Китай, и Россия очень заинтересованы в развитии политических и, может быть, в еще большей степени экономических отношений.
Экономическая и политическая война, развязанная США против Китая и России, явилась мощнейшим стимулом развития двусторонних связей между нашими странами. Рано или поздно противостояние США с КНР должно было начаться, поскольку в мире начался серьезный передел сфер влияния, вызванный существенным ослаблением позиций Соединенных Штатов Америки в экономике, политической сфере и в военной области.
Попытки США обуздать Китай, Россию и ЕС через политику управляемого хаоса, «цветных революций» и установления контроля над источниками энергетических ресурсов провалились.
США опоздали в отношении Китая со своими санкциями. Они были введены в момент, когда страна стала уже в значительной степени контролировать свою экономику и начала переход к новой модели экономического роста, основанной не на инвестициях и экспорте, а на внутреннем спросе. США просто помогут Китаю, как уже помогли России: например, поднять на небывалую высоту сельское хозяйство.
Основным экономическим противником для Соединенных Штатов, безусловно, является Китай, но обстоятельства сложились так, что, для того чтобы добиться победы в борьбе с этой страной, необходимо сначала разгромить, морально сломить Россию.
Проблема США только в следующем: наша страна, не имея экономики, сопоставимой с китайской и с американской, единственная владеет вооруженными силами, способными нанести поражение любой западной державе, включая Соединенные Штаты Америки.
Понятно, что кошмарным сном для США является сближение Китая и России в военной области. Западные стратеги надеялись, что Россия, памятуя эпизоды трагического военного противостояния с Китаем, воздержится от передачи ему самого современного оружия. И в нашей стране имеются противники такого развития событий, не без основания утверждающие, что Китай успешно копирует все передовые технологии.
Это действительно так, только самые передовые разработки в военно-космической области скопировать не так просто. Это не автомобили и не телефоны. Сколько лет США пытаются скопировать наш ракетный двигатель РД-180, необходимый для запуска их ракет к МКС? И все безрезультатно.
Можно потратить массу сил, средств и времени, а в результате воспроизвести изделие, которое уже давно морально устарело. Мы же не передаем никому самые передовые военные технологии. («Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». А. С. Пушкин – на все времена!)
Как бы там ни было, но именно США толкают на небывалое сближение во всех областях Россию и Китай. Сегодня характер отношений между нашими странами определяется как «партнерство», «стратегическое партнерство», хотя все больше приближается к понятию «симбиоз». Два государства развиваются самостоятельно, имея свои политические и экономические приоритеты, далеко не всегда совпадающие, но благодаря объективным причинам и внешнему враждебному воздействию со стороны западных стран стратегическое взаимодействие Китая и России становится жизненно необходимым не только для успешного развития этих стран, но и физического выживания.
В перспективе самым страшным для Запада может оказаться то, что из-за его неразумной политики всестороннего давления на Китай и Россию объективно возникают предпосылки появления военного союза между нашими странами.
Масштабные учения России и Китая «Восток-2018», сопоставимые, по мнению немецких аналитиков, с известными крупными операциями Второй мировой войны, вызвали серьезную обеспокоенность в Германии. Там не без основания расценили их как попытку послать «мощный сигнал Вашингтону».
В этой связи хочется обратить внимание еще на один нюанс в определении сути отношений между Китаем и Россией, который озвучен китайскими аналитиками. По их мнению, нашим странам «не нужны союзы и альянсы», но при этом с известной китайской мудростью они добавляют: «в мирное время».
Сергей Кузнецов, ИА Альтернатива