В Киеве 19 сентября завершает работу миссия МВФ, от решения которой зависит судьба очередного кредитного транша. Ключевым вопросом получения денег было повышение цены на газ для населения, и он решен не в пользу украинцев
Совет директоров МВФ в марте 2015 года одобрил 4-летнюю программу финансирования для Украины (EFF) на сумму $17,5 миллиардов, рассчитанную до марта 2019 года. Последний раз МВФ давал деньги Украине в начале апреля 2017 года, перед этим — в сентябре 2016-го. К тому времени все первоначальные договоренности и примерные сроки уже были сорваны.
Так, в 2016 году Украина должна была получить четыре транша на общую сумму более $5 миллиардов, в 2017-м — два транша на 3,5 миллиарда. Вместо этого она получила два раза по $1 миллиарду. Эксперты подсчитали, что за последние два года Украина получила от МВФ ровно столько средств, сколько вернула фонду.
Громом среди ясного неба прозвучала новость, озвученная представительницей президента в парламенте, нардепом фракции «Блок Петра Порошенко» Ириной Луценко. По ее словам, на Украине все настолько замечательно, что Международный валютный фонд заменил программу помощи Украине с EFF на stand-by.
«МВФ поменял программу помощи, с которой работали, на программу stand-by. А программа международной помощи stand-by дается тем странам, которые вышли из преддефолтного состояния. Даже то, что МВФ изменил программу для страны, которая начинает развиваться, но которая имеет еще проблемы, но она уже не в преддефотном состоянии, свидетельствует о признании международными финансовыми институтами того, что Украина показывает очень хороший рост», — заявила Луценко.
Выдают желаемое за действительное
По какой именно программе МВФ сотрудничает с Украиной — абсолютно не важно, пояснил изданию Украина.ру исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
«Вопрос совершенно в другом: а вообще Украина в состоянии продолжить сотрудничество с Международным валютным фондом или нет? Как называется программ — просто второстепенный вопрос, главное — наличие или отсутствие программы.
В случае с Украиной вообще находится под угрозой в принципе сотрудничество с МВФ. Украина слабо двигалась по пути реформ, не выполнила часть обязательств, которые были связаны со снижением дефицита государственного бюджета. И то, что пытается сейчас делать премьер-министр, он пытается каким-то образом договориться с Фондом, для того чтобы хотя бы выдержать в средне- или краткосрочной перспективе финансовую стабильность. Именно поэтому он вынужден идти на увеличение тарифов на газ, вот поэтому так быстро верстают бюджет.
Поэтому, не вопрос — одна программа или другая. Если бы у нас все было бы так хорошо, если бы признали, что у нас все так замечательно, как говорит госпожа Луценко, то к этому времени из 17,5 миллиарда долларов в стране должно было бы находится уже 15, а у нас их 10. Поэтому это не объяснение», — сказал Устенко.
«Дадут предвыборный транш»
Вся история сотрудничества Украины с МВФ — это история невыполненных Киевом обещаний. В украинском правительстве не отрицают, что на сегодня существует примерно пятнадцать таких невыполненных обязательств, которые называют «маяками», и миссия МВФ выносит на повестку дня те из них, которые считает важными на существующем этапе для достижения макрофинансовой стабильности.
Но за то, что в стране дела обстоят далеко не лучшим образом, несет ответственность не Международный валютный фонд, считает экономист, а вся вертикаль украинской власти.
«Надо было бороться с коррупцией, создать Антикоррупционный суд, и сделать это бог знает когда. Надо было провести приватизацию, когда еще активы стоили больше. Нужно было снизить административные барьеры для ведения бизнеса. Нужно было сделать перенастройки в пенсионной системе, о которой тоже говорили.
Сначала речь шла о пенсионной реформе, это потом уже речь стала идти о параметрической пенсионной реформе. То есть, если бы делала даже не то, что говорил МВФ, а то, что было записано в коалиционном соглашении, то имели бы ситуацию, когда мы находимся ниже уровня 2013 года по нашей экономике, а находились на уровне хотя бы 2013 года.
Поэтому рассказывать сейчас, что от нас что-то требует МВФ, конечно, можно. Но просто, когда писали коалиционное соглашение, договаривались между собой и, в том числе, с Международным валютным фондом, было же понимание, что и как нужно было делать, чтобы в стране было все нормально и хорошо. Ответственность — коллективная. И за срыв сотрудничества, если он произойдет, ответственность несет коалиция, вся вертикаль украинской власти», — пояснил Устенко.
Очередной кредитный транш Международного валютного фонда в рамках программы EFF Национальный банк Украины рассчитывает получить до конца осени.
По мнению эксперта, ожидания НБУ будут оправданы, и Украина в этом году получит очередной транш.
«Тарифы поднимем — получим. Но, в моем понимании, это будет последний транш до парламентских выборов», — прогнозирует Устенко.
Путь в никуда
И действительно, вопрос повышения цены на газ для населения, ключевой в переговорах с МВФ, уже решен. Как сообщил глава правления НАК «Нафтогаз Украина» Андрей Коболев, между правительством Украины и Международным валютным фондом достигнута принципиальная договоренность о повышении тарифов на газ для населения до уровня импортных цен к 2020 году.
В Кабмине подтвердили, что цены на газ для населения вырастут, но на сколько и когда именно, пока не уточняют.
«Не важно, на сколько будет сейчас поднята цена на газ. Исходя из того, что к 2020 году она должна быть выравнена с ценой для промышленности, это означает двукратное повышение, которое просто пролонгировали. То есть, оно произойдет не сразу, а в течение ближайших полутора лет.
Но от этого легче не становится, потому что в любом случае в этом отопительном сезоне цена газа повысится на прогнозные 23%. Это означает, что конечный тариф для населения будет составлять 8,5 тысячи гривен (около 20,7 тысяч рублей — Прим. Ред.). При этом абсолютно не учитывается ситуация в облгазах, поскольку существует явная диспропорция в структуре тарифа, то есть все дивиденды опять идут в пользу НАК «Нафтогаз Украина», а остальные игроки опять оказываются за бортом.
В задаче спрашивается: куда девать все проблемы, которые остаются с инфраструктурой, с сотрудниками, с зарплатами, которые на сегодняшний день составляют четыре тысячи чистыми, и люди уходят? Газ может стоить хоть 50 тысяч гривен, но если не будет возможности его протранспортировать, то никакая цена не спасет украинских потребителей», — рассказал в эксклюзивном комментарии Украина.ру директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский.
Эксперт подчеркнул, что рост цены на газ ведет не только к диспропорциям на внутреннем рынке, но и к обнищанию населения.
«Кроме того, согласно прогнозным показателям, средства на субсидии, заложенные в бюджет на будущий год, будут сокращены на 16 миллиардов гривен, а при этом тарифы вырастут на 23,5%.
Если суммы на субсидии, заложенные в бюджет будущего года, не будут откорректированы, это приведет к неплатежам, потому что часть населения просто лишится субсидий. Это ударит и по финансовому сектору: население начнет уходить в тень и требовать от работодателя зарплату в конвертах, чтобы не лишиться субсидии. Понятно, что при таких объемах и при таких тарифах ни о какой монетизации субсидий речи быть не может», — прогнозирует эксперт энергетического рынка.
По его мнению, таким образом, повышение цены на газ вовсе не является либерализацией рынка, на чем настаивает Международный валютный фонд.
«Это — путь в никуда. Это, во-первых, обкладывание украинцев очередными косвенными налогами, во-вторых, это ведет к кризису в самой сфере газораспределения. И в целом, это самым негативным образом отразится на социально-экономической ситуации в стране накануне двух избирательных кампаний. Власть такими решениями подписывает себе приговор на предстоящих выборах», — заключил Землянский.