С новой ценой на газ и без транша

Переговоры властей Украины с миссией Международного валютного фонда, две недели проходившие в Киеве, не принесли ожидаемого результата. Меморандум о сотрудничестве по новой программе финансирования не подписан.

А ведь казалось, что «счастье так близко, так возможно». СМИ сообщали, что речь идет уже не о последнем транше по ныне действующей программе, рассчитанной до апреля 2019 года, а успешно продвигаются переговоры по новой программе финансирования МВФ, которая будет рассчитана на 1,5 года, а объем кредитных средств по ней составит $4–5 млрд. Таким образом, Украина перестрахуется от финансовых проблем до завершения парламентских выборов и формирования после них нового правительства.

Не углубляясь подробно в историю вопроса, напомню, что практически все транши МВФ давал с «большим скрипом» и задержками от первоначального графика, их выделение всегда сопровождалось выдвижением новых требований, становившихся предметом длительного торга. В итоге из предполагавшихся изначально около $17 млрд в рамках реализуемой с 2015 года 4-летней программы расширенного финансирования Киев к настоящему времени получил лишь четыре транша общим объемом $8,7 млрд. Выделение очередного транша первоначально ожидалось еще в мае-июне 2017 года, но Украина не выполнила ряд условий программы.

Главным камнем преткновения стало требование МВФ о повышении цены на газ для населения. Наверно, в другой ситуации, как это неоднократно бывало и раньше, власть бы постаралась «потерпеть» еще полгода без транша, ведь если на «главное условие» не пошли ранее, летом прошлого года, когда до выборов было еще относительно далеко, то сейчас, непосредственно в ходе избирательной кампании, идти на это действующей власти, что называется, «смерти подобно».

Но, нужно понимать, состояние украинской экономики на пятом году после «революции достоинства» (см. подробнее здесь) не оставило власти пространства для маневра. Проще говоря, последствия неполучения МВФских денежек (включая «электоральные») были бы куда тяжелее, чем от повышения цен на газ. Это вынужден был признать «открытым текстом» и премьер Гройсман: «Зачем сотрудничать с МВФ сейчас? Невыплата долгов угрожает Украине дефолтом. А это остановка производства, девальвация гривны, инфляция».

Насколько тяжела ситуация, свидетельствует то, что Украина провела частное размещение ценных бумаг с погашением в 2019 году на сумму $725 млн с доходностью порядка 9,1–9,15% годовых. А ведь проценты в районе 10% годовых по меркам международного финансового рынка считаются «людоедскими». Но украинскому правительству пришлось соглашаться на них (дешевле не давали, поскольку считают риски чрезвычайно высокими), да еще с возвратом уже в будущем году. В общем, работа в режиме «день простоять и ночь продержаться».

В такой ситуации транш МВФ действительно выглядел спасением, поскольку, помимо прочего, сохранял возможность новых заимствований. Так, Всемирный банк пообещал Украине гарантию на $650 млн (не деньги, а гарантию их возврата другим кредиторам), но при условии реформ и транша от МВФ. Кроме того, по словам экспертов: «До конца года стране предстоит выплатить еще порядка $1,75 млрд иностранным кредиторам. Если долговые обязательства выполнять без ресурсной подпитки извне, объем резервов упадет ниже критической отметки – трех месяцев будущего импорта. А значит, Украина не сможет разместить евробонды».

И вот когда, казалось бы, все жертвы (за счет кошельков граждан, естественно) принесены, последовал, не побоюсь такого сравнения, удар ниже пояса: МВФ отказался выделять деньги до принятия Радой госбюджета на 2019 год. А это условие, которое «оперативно» выполнить невозможно по определению. Процесс принятия бюджета всегда носит достаточно длительный и «деликатный» характер, который на Украине принято завершать «под елочку».

Необходимо «привести к общему знаменателю» многочисленные интересы групп влияния и депутатов-мажоритарщиков, аппетиты которых и «расценки» за лояльность к власти в период избирательной кампании особенно велики. МВФ же, очевидно, требует крайне жесткого бюджета, построенного на принципах предельной экономии. Такая вот задача по «квадратуре круга», поставленная перед киевским режимом.

О предвыборных «коврижках» для электората в такой ситуации и говорить не приходится. Наоборот, придется урезать социальные статьи бюджета, расходы на образование, здравоохранение и т.п., что граждане почувствуют уже с первых недель наступившего года. А вот сам транш, если его все-таки дадут, до 31 марта почувствовать удастся навряд ли. В конце декабря на Западе, как известно, рождественские каникулы, всегда знаменуемые резким спадом деловой и политической активности. После них МВФским бюрократам нужно время, дабы «войти в рабочий ритм», согласовать дату приезда очередной миссии в Киев, которая скрупулёзно и не торопясь изучит принятый бюджет, сделает свое заключение, передаст на рассмотрение совета директоров фонда, которым тоже нужно время, чтобы изучить уже заключение своих экспертов…

Главный же вопрос – будут ли стараться в МВФ «торопиться»? Ведь «кто хочет, ищет возможности, кто нет – ищет причины». Очень похоже, что МВФ занят именно последним, что «бюджетное условие» специально держали до последнего, когда быстро его выполнить невозможно, обнадеживая Киев и заставляя выполнять другие непопулярные требования. А кому непонятно, что хотя формально МВФ должен руководствоваться экономическими соображениями, в первую очередь это политический инструмент.

И когда политические соображения поддержки того или иного режима выходят на первый план, то на определенные нарушения им «финансовой дисциплины» и отступления от принципов чистого либерализма закрывают глаза, особенно если эти нарушения необходимы для недопущения социального взрыва. Собственно, так было и в эпопеях со всеми предыдущими вспомоществованиями от западных партнеров, которые получал Киев.

Сейчас же все наоборот, и из этого следует простой вывод: нынешнюю власть удерживать на плаву Запад не собирается и, более того, способствует её замене, естественно, на что-то более удобоваримое для себя. Ранее, несмотря на все свое недовольство, Запад вынужден был поддерживать Порошенко, исходя из того, что, скажем так, «вневыборная» смена власти в любой форме способна полностью обвалить постмайданный режим и дискредитировать его (как и саму «Революцию достоинства) в глазах мировой общественности. А вот выборы – легитимная, демократическая процедура, проигрыш на которых действующей власти – банальная история. Если же поставлена задача смены власти, то чем хуже с экономической точки зрения, тем лучше.

Правда, нельзя сегодня однозначно сказать, насколько такая позиция Запада является консолидированной. Ведь хотя МВФ считается вотчиной Вашингтона (где и находится его штаб-квартира), формально США владеют лишь 17,08% голосов в нем. Такие союзники США, как Германия и Франция, вместе с «несоюзниками» (а Китай, Россия и др. также обладают своей долей) вполне могут заблокировать выделение траншей, ссылаясь, естественно, на невыполнение Киевом всех условий фонда, хотя истинные причины лежат в политической плоскости. И это очень плохая «новость» для Банковой. Ну а проблемы «туземцев», которые на своей, пардон, шкуре, будут ощущать последствия этих игрищ, «шерифов» никогда не интересовали.

Дмитрий Славский, ИА Альтернатива