Международный валютный фонд (МВФ) появился в Украине сразу же после провозглашения независимости. В июне 1992 г. был принят специальный закон «О вступлении Украины в МВФ». К рекомендациям и советам Фонда руководство Украины относилось, как будто они исходили от самого Господа Бога
Они были непререкаемы, и дело иногда доходило до того, что тогдашний министр финансов Украины, покойный ныне П.К. Германчук предлагал представителю МВФ садиться в его кресло и руководить финансами вместо того, чтобы навязывать стране какие-то рецепты и ни за что не отвечать.
Почему так произошло? А дело было в том, что независимость свалилась на Украину неожиданно, после Беловежского договора. Никто, ни государственное управление, ни экономика, ни одна сфера жизни страны с населением 51 млн. чел. не были готовы к самостоятельной жизни.
Попробовали управлять, все стало рассыпаться. О народе, естественно, никто не думал. Пришедшее к власти националистическое руководство во главе с Кравчуком выбрало курс на полный разрыв отношений с Россией, выход из рублевой зоны, разрыв системы расчетов, ликвидацию плановой экономики, переход к капитализму. Сформировали правительство, где первым вице-премьер-министром назначили молодого сотрудника Львовского университета, никогда не работавшего на производстве В.М. Пинзеника, министром экономики также ни дня не работавшего в промышленности – С. Терехина.
Естественно, что все эти министры и премьеры «в рот заглядывали» любому клерку из МВФ и посольства США.
Недавно WikiLeaks рассекретил переговоры американского посла Д. Тефта с неизвестным сотрудником Госдепа, который рассказал ему о том, какую Программу для Украины они подготовили, и что именно эту Программу будет отстаивать МВФ. Итак, стало ясно то, что мы знали раньше – чтобы договориться с МВФ, надо договориться с Госдепом.
На протяжении 20 лет я вел переговоры с МВФ в различном качестве: председателя бюджетного комитета Верховной Рады, председателя Налоговой администрации, первого вице-премьер-министра, премьер-министра. Естественно, я очень внимательно следил за всеми Программами МВФ в других странах и, разумеется, в Украине.
Практически везде (за небольшим исключением, о котором скажу особо) реализация странами этих Программ приводила к разрухе и развалу экономики.
Рекомендации всегда и везде сводились к одному набору рекомендаций:
– резкое сокращение государственных расходов
– полная и всеобъемлющая приватизация
– полная либерализация внешней торговли и валютных операций
– полный отказ от госрегулирования
– отмена субсидирования и господдержки промышленности, сельского хозяйства
– пенсионная реформа (сокращение расходов Пенсионного фонда)
– жесткая увязка эмиссии денег к объему валютных резервов
– цены и тарифы должны быть приближены к мировым
– отмена всех льгот и субсидий
– рынок земли.
Результаты реализации рекомендаций МВФ в 1994-1999 гг., которые получили свое воплощение в виде «Радикальных экономических реформ» – программа Л.Д. Кучмы – привели к катастрофическим результатам. Украина потеряла 60% своего ВВП от уровня 1990 г. Таких потерь она не знала даже в годы Великой отечественной войны. Именно в те годы мы потеряли львиную часть своей науки, утратили самые высокотехнологические производственные комплексы. Население Украины сократилось в эти годы почти на 6 млн. чел.
Мы сумели и начали выкарабкиваться из этой пропасти только в 2001 г. С 2002 по 2007 гг. мы не имели никаких Программ с МВФ и сумели выйти на примерно 65% ВВП от уровня 1990 г. В 2008-2009 гг. Украину накрыл кризис и страна в очередной раз откатилась назад. В 2008 г. опять началась Программа МВФ. Опять те же условия. Страна получила около $14 млрд. от МВФ и ее ВВП упал на 16%.
Как оценить такой результат? Успех или провал? В 2010-2013 гг. мы не участвовали в Программах МВФ и сумели не только выкарабкаться из провала 2008-2009 гг., но и нарастить свой ВВП на 11%, провести ЕВРО-2012, и в 2012-2013 г. выплатить МВФ $9,05 млрд. долга (это я напоминаю Гройсману, что в отличие от него, мы рассчитывались по чужим обязательствам).
Сейчас требования МВФ, а по сути Госдепа США, мало чем отличаются от обычных. Результаты 2014-2018 гг. (а это почти 5 лет) плачевны. Перспектив никаких.
Такие же примерно результаты были и при реализации программ МВФ в более чем 50 странах. Такие классические как Сомали (нормальный пример?), Судан (тоже классный пример), Мексика, Югославия (где эта страна?), Руанда, Греция, Таиланд, Индонезия, Аргентина и многие другие. Их никак к мировым лидерам не отнесешь.
Наконец, особый случай, о котором любят рассуждать эксперты МВФ – Ирландия. Во-первых, небольшая страна, меньшая по населению, чем одна Донецкая область. Во-вторых, причины кризиса в Ирландии в 2008-2009 гг. – разбаланс в системе: банки, ипотека, строительный бизнес. В-третьих, из кризиса страна вышла не благодаря МВФ, а вследствие системного устранения причин кризиса. И, наконец, последнее: Ирландия – это страна англо-саксонского мира, союзник, это не Сомали, и не Судан, и не Украина. Это свои, родные…