Неделя молний: что происходит с F-35?

Конец сентября оказался богатым на события с новейшим истребителем Запада

Прошедшая неделя оказалась богата на новости, связанные с главной программой американского военно-промышленного комплекса — истребителем F-35B «Лайтнинг II». «Молнию» впервые применили в бою, впервые посадили на английский авианосец, заключили очередной крупный контракт на поставки и впервые разбили. «Известия» разбирались в потоке новостей.

Боевой дебют

Так уж случилось, что события на прошлой неделе крутились вокруг модификации с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35B, которая создана в первую очередь для Корпуса морской пехоты (КМП) США, которому требовался самолет с особыми взлетно-посадочными характеристиками для замены «Харриеров».

Последние в свое время значительно уменьшили зависимость морпехов от авиации ВМС и ВВС в вопросе обеспечения непосредственной поддержки войск, так как способны были базироваться на десантных кораблях и экспедиционных аэродромах (читай — расчищенных площадках).

Именно возможность действовать с десантного корабля в целях поддержки морских пехотинцев и была продемонстрирована на прошлой неделе. Ожидали этого давно. Еще в прошлом году, обсуждая планы освоения F-35B, представители КМП заявили, что вторым развертыванием новой машины в составе палубных авиагрупп станет «командировка» на Ближний Восток с универсальным десантным кораблем LHD-2 «Эссекс» (первое прошло весной этого года на Тихом океане на LHD-1 «Уосп»).

Скорого мира как-то не предвиделось, так что от похода заранее ждали боевого крещения — слишком уж в невыгодном свете можно было оказаться новому самолету, не приняв участие в идущих вокруг боевых действиях.

Впрочем, хотя в целом до спокойствия в регионе действительно далеко, активность американской авиации с разгромом основных сил ИГИЛ (организация запрещена в РФ) последние месяцы резко упала не только в Сирии, но и Ираке. Активность авиации столь спала, что сейчас в окрестностях развернут только один американский авианесущий корабль — собственно, «Эссекс», первое время начавший тренировки у Африканского Рога. Не исключалось применение его авиации в Сомали, где США раз в месяц-другой наносят авиаудары по каким-то особо непонравившимся местным бандам, но долгострою американского военно-промышленного комплекса было суждено начать карьеру с самой долго идущей войны Америки.

Если отсчитывать историю F-35 от первого полета первого прототипа — X-35, — окажется, что они с афганской войной погодки: 24 октября 2000 года против 7 октября 2001 года, когда началась активная фаза текущей войны. Первый же F-35B взлетел 11 июня 2008 года.

Первый вылет с боевым ударом состоялся в ночь на 27 сентября. Согласно опубликованной скудной информации, удар был нанесен по «неподвижному объекту» в интересах «наземной операции по зачистке». Практически наверняка удар наносился по целям на юге Афганистана, например в провинции Гильменд — как раз там ведут бои с талибами морпехи. Нельзя исключать, что до этого проводились тренировочные полеты в регион, но на данный момент об этом неизвестно.

Какое оружие использовалось? Наверняка это были корректируемые 454-килограммовые бомбы GBU-32 со спутниковым наведением семейства JDAM. Это и так главный «инструмент» американской авиации, а для F-35 еще и наиболее освоенное и отработанное оружие. Как раз их подвеска была показана на видео, опубликованном Пентагоном, как кадры подготовки к первому боевому вылету. Примечательно, что по прибытии в регион F-35B начали активно летать с пушечными контейнерами (встроенная пушка есть только на F-35A), сделанными как и на «Харриерах» в первую очередь для поражения наземных целей, а в видео подготовки к вылету была отдельно показана загрузка снарядов. Так что возможно применялась и пушка.

Что еще интересного мы знаем

На многочисленных кадрах тренировочных полетов в районе Африканского Рога и кадрах подготовки к боевому вылету (если они аутентичны) мы видим, что самолеты оснащены так называемыми линзами Люнеберга — не вдаваясь в физические подробности, это небольшие контейнеры, крепящиеся на корпус и значительно увеличивающие его заметность для радиолокаторов. Такая искусственная демаскировка применяется, когда нет прямой угрозы поражения, но требуется скрыть реальную радиолокационную сигнатуру малозаметного самолета. Очевидно, что у талибов зенитно-ракетных комплексов с радиолокационными ГСН не было, а вот соглядатаев американцы опасались.

Интересен и исторический аспект, в данном случае важный для КМП в целом и эскадрильи VMAF-211, которой и принадлежали самолеты с «Эссекса», в особенности. В сентябре 2012 года именно эта часть пострадала от ночного налета талибов на базу Кэмп Бастион в том же Гильменде. Тогда было потеряно сразу восемь «Харриеров» и погиб командир эскадрильи подполковник Кристофер Рэйбл, подобно офицеру времен Второй мировой с одним пистолетом в руках организовавший контратаку разномастной толпы кое-как вооруженных летчиков и наземного персонала. Спустя шесть лет наносивший удар F-35B нес под фонарем кабины, где обычно пишут имя пилота, имя погибшего комэска.

Интересным вопросом является то, был ли удар 27 сентября первым боевым применением F-35 в целом. На первенство претендуют израильтяне, в мае заявившие, что их F-35I уже принимают участие в ударах в Сирии. Однако эти заявления были весьма размыты и единственным подтверждением с тех пор являлся опубликованный снимок полета израильского F-35 недопеку от ливанской столицы Бейрута. Примечательно, что на фото F-35I также несет линзы Люнеберга. За неимением доводов за или против и ввиду большого количества информационных вбросов (вплоть до чуть ли не сбитых сирийской ПВО «Молний») вопрос боевого применения израильских машин пока остается в серой зоне истории боевой авиации.

Визит к «Королеве»

Вторым историческим событием для программы F-35 (и для Великобритании) стало начало летных испытаний на английском авианосце «Куин Элизабет». О корабле и предшествующих событиях портал уже писал отдельно, не будем повторяться, отметим только новые факты.

Летные испытания начались 25 сентября с посадки коммандера Королевского флота Натана Грея. Вторым сел сквадрон-лидер Королевских ВВС Энди Эджелл. Участие «сухопутного» летчика в испытаниях на авианосце объясняется тем, что англичане планируют по опыту «Харриеров» формировать фактически единый парк, в котором все должны быть подготовлены к полетам как с палубы, так и с наземных аэродромов, а деление эскадрилий между ВВС и ВМС будет сугубо формальным и, судя по всему, равным, «по-братски». Самолеты, участвующие в испытаниях, американские, из ранних предсерийных (на них установлено специальное оборудование для замеров параметров полета). Кроме упомянутых выше английских военных летчиков-испытателей планируется участие в полетах гражданского летчика-испытателя от корпорации BAe Systems и летчика КМП США.

Весьма интересная ситуация сложилась с освещением этого события, которое, казалось бы, должно было быть громким. Однако, притом что начались полеты 25 сентября, общественности это было объявлено только 28-го. Причем просочилась информация в виде «слива», судя по всему, через известный военный портал Jane’s (на котором новость через небольшое время удалили — к слову, о «свободе СМИ»). А официальное подтверждение и фотоснимки были опубликованы министерством обороны Великобритании только поздним вечером. К слову, те снимки и несколько видео, сделанных, судя по всему 25-го числа, до сих пор, на момент написания данной статьи, являются единственными представленными материалами.

Вдребезги…

Трудно сказать, чем руководствовалось министерство обороны Великобритании в таком скупом освещении знакового этапа для своих вооруженных сил. Американцы в таких случаях куда более оперативны и щедры. Однако какими бы доводами не руководствовались британцы, откладывая публикацию до 28 сентября (а может, планировали и дальше, но вынудил поторопиться «слив»), они очень прогадали. Дело в том, что именно в тот день как на зло американцы взяли и впервые разбили F-35.

Потерпевшая аварию машина принадлежала всё той же модификации F-35B и была приписана к эскадрильи КМП VMFAT-501 с базы Бофорт в Южной Каролине. Ранее уже было списано несколько F-35. Например, самый первый F-35A был списан и расстрелян на земле после завершения полагавшейся ему программы испытаний. Кроме того, было разрушение лопатки двигателя, был пожар в полете. Но ранее проблемы либо возникали на земле, либо не требовали от летчика пользоваться катапультой. В этот же раз воспользоваться ею пришлось и, к счастью, успешно — после медицинского обследования летчик был выписан из местного госпиталя. Жертв и значительных разрушений на земле также нет — самолет «удачно» упал на незаселенный речной островок неподалеку от аэродрома.

Пока что о причинах аварии подробностей не сообщали. Но что примечательно — в случае хоть сколь-либо серьезных технических неполадок или подозрения на них в Штатах сразу же прекращают полеты потерпевшего аварию типа летательного аппарата, как минимум модификации.

Неоднократно это случалось и с F-22, и с F-35. В этот же раз не последовало даже локальных ограничений на полеты, хотя бы среди машин КМП или конкретной эскадрильи. Косвенно это говорит о полной уверенности командования в человеческой ошибке того или иного рода.

…но на счастье?

Авария, конечно, случилась для американских военных и программы F-35 в целом очень не вовремя. Конечно, рано или поздно это должно было случиться — выпущено уже более 300 машин, которые активно летают по миру, и то, что не разбились до сих пор, уже удивительно. Однако совпадения оказались просто удивительные — мало того что «смазали» медийный успех от боевого крещения и начала английских полетов с палубы, так еще именно в тот день, 28 сентября, Пентагон и Локхид-Мартин объявили о том, что после долгих переговоров «ударили по рукам» по очередной партии. Сумма контракта на партию LRIP-11 из 141 истребителя около $11,5 млрд. Вероятная (хотя неточная) разбивка их такова.

Поводом для хвастовства стало очередное снижение цены по сравнению с предыдущим контрактом:

— для F-35A — с $94,3 млн до $89,2 млн;

— для F-35В — с $122,4 млн до $115,5 млн;

— для F-35A — с $121,2 млн до $107,7 млн.

До ориентировочных порядка $83/108/93 млн соответственно еще далеко, но в таком деле главное — демонстрировать прогресс, дабы у военно-политического руководства была возможность отчитаться, как они держат частных поставщиков в ежовых рукавицах и не дают им транжирить деньги налогоплательщиков.

Так что в целом крайне насыщенная неделя выдалась для крупнейшей военной программы в истории скорее удачной, хоть и с душком от пожара стоимостью сто с лишним миллионов долларов и подозрительной молчаливостью по ряду, казалось бы, удачных поводов.

Александр Ермаков, газета «Известия»