Дадут ли завтра Томос и что после этого будет
Уже во вторник в Константинополе (Стамбуле) начнется Синод Вселенского патриархата, на котором, как уверяют украинские власти и представители Киевского патриархата, может быть принято решение о предоставлении Украине Томоса об автокефалии. Ряд православных церквей мира призвали Константинопольского патриарха не идти на такой шаг, заявляя о том, что он может спровоцировать всеправославный раскол.
Ряд политиков попросили перенести рассмотрение вопроса о Томосе на время после выборов, чтоб не обострять и без того непростую ситуацию в стране.
Между тем, Фанар (район в Стамбуле, где находится резиденция Вселенского патриарха Варфоломея) вооружился историческими документами, которые, по их мнению, дают право принять решение об автокефалии для Украины.
Диспозицию сторон накануне исторического Синода анализирует “Страна”, отвечая на главные вопросы.
1.Какая позиция Константинопольского патриархата относительно Томоса?
В конце сентября Константинопольский патриархат опубликовал некие исторические документы, которые, якобы, подтверждают, что Украина всегда оставалась епархией Вселенского патриархата, начиная от Крещения Руси и даже после формальной передачи Константинопольским патриархом Дионисием всех прав на Киевскую митрополию патриарху Московскому Иоакиму.
Параллельно с публикацией исторических бумаг этот тезис стали массово озвучивать иерархи Фанара. В частности, один из идеологов предоставления Украине автокефалии, представитель Константинополя при Всемирном совете церквей епископ Тельмесский Иов (Геча), рожденный, к слову, в Канаде в семье украинских диаспорян).
Вот что он говорит в своем интервью:
“Украина была и оставалась, даже после 1686 года, канонической территорией только Вселенского патриархата. Вселенский патриарх, чтобы не оставить окончательно украинскую паству без архипастырского окормления, часть Киевской Церкви на подвластных России территориях в 1686 году передал под временную опеку (наместничество) патриарху Московскому. При этом принципиальным условием оставалось требование, чтобы Киевские митрополиты и в дальнейшем оставались автономными от Москвы экзархами Вселенского патриарха и обязательно поминали его имя на всех богослужениях. То есть это никаким образом не являлось передачей Киевской митрополии под власть Московских патриархов”, – заявил Иов (Геча) в одном из своих интервью.
В ответ на такие заявления в Русской православной церкви ссылаются на то, что тогдашний патриарх Дионисий отправил несколько грамот (царям, Московскому патриарху, гетману, Киевскому митрополиту), суть которых сводилась к тому, что он уступает Киевскую митрополию Московскому патриарху. В данных грамотах ничего не говорилось о статусе митрополита как экзарха.
Между тем, именно эти исторические прения Фанар, трактующий историю в свою пользу, и считает основанием для предоставления Украине Томоса об автокефалии.
2. Дадут ли Томос?
Из Константинополя поступают очень противоречивые сигналы. Желание выдать Томос есть. Оно обусловлено как стремлением Варфоломеем расширить свою зону влияния, так и серьезным давлением на него со стороны США, которые рассматривают создание автокефальной украинской церкви как разрыв еще одной ниточки, связывающей Украину и Россию.
Это вписывается в целом в глобальную стратегию Вашингтона по противостоянию России и нанесения ей локальных геополитических поражений, что, по мнению американцев, будет подрывать влияние и авторитет российского руководства как в мире, так и внутри РФ.
“На Фанар давит Госдеп США, который шантажирует Варфоломея проблемой с американскими приходами Константинополя, пытающимися добиться независимости”, – сказал “Стране” политолог Константин Бондаренко.
В тоже время, есть и противопоказания.
Во-первых, это позиция большинства поместных православных церквей, которые выражают опасение, что единоличное решение Вселенского патриархата о предоставлении Томоса может привести к всеправославному расколу, а также вызвать сильное внутреннее противостояние в Украине вплоть до начала масштабного религиозного конфликта.
Вселенский патриархат, правда, заявляет, что может и сам принимать такие решения, но неизвестно насколько данная позиция его тверда.
В СМИ уже публиковалась информация со ссылкой на источники в Фанаре, что Варфоломей обеспокоен планами по захватам церквей в Украине.
При этом, есть жесткая позиция РПЦ, которая настаивает на обсуждение вопроса автокефалии с привлечением всех 15 церквей. И этот тезис разделяют многие православные иерархи в мире.
“Антиохийская Церковь предупреждает об опасности вступления Православной Церкви в международную политическую борьбу и о вреде подхода к Православной Церкви на политической, расовой или национальной основе”, – заявили в Антиохийском патриархате.
“В ближайшем будущем могут появиться подобные сигналы и от других поместных Церквей”, – предположил в разговоре со “Страной” Николай Данилевич, заместитель председателя отдела внешних церковных связей УПЦ МП.
Данилевич назвал действия Варфоломея “антиканоничными”.
“В случае предоставления Томоса Московский партиархат разорвет отношения с Константинополем. От этого проиграют все. Очень сложные времена наступают. Поэтому мы настаиваем на собрании предстоятелей всех церквей. Автокефалия предоставляется с согласия всех поместных православных церквей, которые должны “ратифицировать” это решение. Нет смысла одной церкви давать Томос, зная заранее, что другие церкви его могут не признать”, – сказал нам Данилевич.
В Киевском патриархате уверены, что Константинополь не обязан совещаться с другими церквями по Томосу.
“Вселенский патриарх наделен каноническим правом и традицией православия принимать такое решение, а потом другие церкви к этому решению присоединяются”, – сказал спикер Киевской патриархии Евстратий Зоря.
“Московский патриарх пытается помешать предоставлению Томосу, предложив вынести этот вопрос на обсуждение собрания глав Поместных Церквей – с надеждой затянуть дело”, – написал он в своем Твиттере.
Сам глава Киевского патриарахата Филарет, к слову, довольно уклончиво говорит о дате предоставления, выражая надежду на скорейшее предоставление Томоса, но допускает, что это может произойти и позже.
В УПЦ МП же по-прежнему считают, что в ближайшее время Томоса не будет.
“Лично у меня создается впечатление, что вопрос будет опять отложен и этому есть несколько причин, – говорит “Стране” протоиерей Волынской епархии УПЦ, один из главных спикеров Церкви Олег Точинский. – Во-первых, речь идет о реакции поместных Церквей. За последние две недели практически все они высказали свое мнение по ситуации в Украинском православии и вмешательстве в эти дела патриарха Варфоломея. Надо отдать должное – большинство из них негативно смотрит на вручение Томоса непризнанным в Православном мире украинским религиозным структурам – УПЦ КП и УАПЦ. В связи с этим многие высказались за созыв Всеправославного синаксиса, на котором возможно будет более подробно рассмотреть этот вопрос. Во-вторых, есть ряд канонических препятствий, которые однозначно нельзя переступить. Имеется ввиду существующая анафема, наложенная на Филарета. Именно эта причина ставит под сомнение статус духовенства УПЦ КП. То есть, для начала их должны признать, как священнослужителей. Для этого либо должен произойти пересмотр анафемы Филарета, с которой, между прочим, тот же патриарх Варфоломей в свое время согласился. Либо, все представители духовенства УПЦ КП должны пройти каноническое рукоположение, на которое мало кто из них сейчас готов пойти”.
По его мнению, на отсрочку в этом вопросе указывает и бездеятельность назначенных Варфоломеем экзархов.
“На что хотелось бы обратить внимание – это латентность приехавших в Украину экзархов Фанара. За все время своего пребывания в нашей стране, мы не получили сведений о какой-либо официальной или даже неофициальной встрече этих людей с кем-либо из представителей УПЦ КП и УАПЦ. В основном, как можно было видеть, они встречались лишь с государственными чиновниками. Учитывая все приведенные выше доводы, говорить о Томосе в этой ситуации можно с большой натяжкой”, – считает он.
В тоже время, источники “Страны”, близкие к Администрации президента полагают, что Томос будет предоставлен уже в ближайшие дни. “Это уже решено. Сомнений быть не может”, – сказал источник.
Отметим, что вопрос – давать Томос сейчас или повременить еще какое-то время, является вопросом не столько религиозным, сколько политическим. Если Томос дадут, то это будет хорошая пиар-история для Петра Порошенко. Не факт, что это поможет ему выиграть выборы (для избирателей сей вопрос стоит далеко не на первом месте), но то, что его политические позиции будут усилены – это факт.
В тоже время в США, которые выступают основным “геополитическим” двигателем автокефалии, не горят желанием серьезно помогать действующему президенту. Кроме того, Вашингтон опасается дестабилизации ситуации в Украине накануне выборов, если начнется война за храмы.
С другой стороны, отсрочка Томоса на время после выборов может привести к тому, что процесс затормозится на годы, так как при новой конфигурации власти отношение украинского руководства к теме автокефалии может поменяться.
Наконец, есть еще одна важная проблема, которая мешает окончательному завершению процедуры – а кому, собственно, давать Томос?
И этот вопрос, сейчас, пожалуй, один из главных.
3. Если Томос дадут, то кому? Три сценария
“Томос – это документ об автокефалии украинской церкви. Он принимается Синодом Константинопольского патриархата, а передается главе Украинской церкви. Глава Украинской церкви будет избран на соборе, а объединительный собор будет состоять из архиереев Киевского патриархата (УПЦ КП) – это 41 архиерей, 12 архиереев Украинской автокефальной церкви (УАПЦ) и 10 архиереев Московского патриархата (УПЦ МП)”, – не так давно обрисовал свое видение развития ситуации Филарет. Понятно, что при описанном им раскладе по участникам собора, главой новой Церкви изберут именно его.
Однако, это точка зрения разделяется в Константинополе (да и среди украинских сторонников автокефалии) далеко не всеми.
Дело в том, что Киевский патриархат никем не признается из-за того, что был создан путем раскола. Всеми остальными православными церквями мира УПЦ КП считается “неканонической”. Помимо прочего это означает, как писалось выше, что ее священники считают “нерукоположенными”, а следовательно и совершаемые ими обряды не признаются имеющими силу.
При этом сам Филарет был предан анафеме РПЦ за раскол.
Единственная каноническая церковь в стране – Украинская православная церковь (с подачи Киевского патриархата за ней укоренилось название “УПЦ Московского патриархата”, хотя в официальных бумагах такое словосочетание отсутствует) ни о какой автокефалии не просила.
Между тем, в конце октября исполнится 18 лет с тех пор, как Украинская православная церковь на Архиерейском Соборе РПЦ получила независимость и самостоятельность в управлении. С тем пор УПЦ сама избирает себе предстоятеля, учреждает и упраздняет епархии, назначает епископов, канонизирует святых. Связь с Московской Патриархией совершается только в молитвенном поминовении патриарха Московского и всея Руси. К слову, на богослужениях в Украинской Греко-католической церкви по аналогичной традиции поминается Папа Римский (но в отличие от УПЦ, в УГКЦ именно Папа Римский принимает решения о назначении или снятии епископов). Таким образом, для всех православных церквей мира УПЦ уже и так является Поместной церковью – она находится “по месту” – на всей территории Украины и признана всеми остальными Поместными церквями.
Другими словами, главная проблема для Фанара, что на данный момент давать автокефалию по православным канонам ему некому.
Существует несколько основных версий, каким путем может пойти Варфоломей. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Первую версию отстаивают в УПЦ КП. Там считают, что на Синоде Вселенского патриархата будет провозглашено только решение о Томосе, а сам Томос получит предстоятель Единой православной церкви, которого изберут на том самом “объединительном соборе”, проведение которого уже анонсировал Филарет.
Другими словами, в Киевском патриархате уверены, что Варфоломей закроет глаза на неканонический статус УПЦ КП и признает поместной объединенную церковь во главе с Филаретом.
Впрочем, в том, что Константинополь на это решится есть большие сомнения. Как уже писалось, в мировом православии очень сильно напряжение в связи с возможным предоставлением Томоса. И поэтому для Фанара принципиально важно сделать все хотя бы относительно “чисто”, чтоб иметь аргументацию в споре с оппонентами.
При фактической же легализации неканонической церкви аргументы найти будет практически невозможно. Именно поэтому рассматриваются и другие сценарии.
Вторая версия – экзархат либо митрополия. То есть создание не Поместной церкви, а своего рода “филиала” Константинопольского патриархата, полностью ему подчиненного.
Именно на Фанаре в таком случае будут принимать решения о назначении и снятии иерархов, вся финансовая отчетность также будет идти в Константинополь.
По слухам, возглавить украинский экзархат может уже упомянутый выше Иов (Геча).
“Фанар хотел бы видеть во главе экзархата своего человека. Скорее всего, Игоря Гечу (в миру архиепископа Иова зовут Игорь Владимирович Геча, – Прим.Ред.) – выходца из украинской диаспоры в США”, – пишет на своей странице в Facebook журналист Станислав Речинский.
В православном мире у Иова неоднозначная репутация. В конце 2013 года он был избран на должность управляющего Западноевропейским экзархатом русских приходов. Ровно два года спустя решением Синода Константинопольского патриархата он был освобожден от управления по причине ряда конфликтов между ним и духовенством, а также профессорско-преподавательской корпорацией Свято-Сергиевского богословского института в Париже, который даже временно приостанавливал свою деятельность, требуя отстранения Иова от должности. Архиепископа обвиняли в “авторитарном стиле управления экзархатом и стремлении разрушить присущие этой структуре традиции”.
Один из украинских провластных парламентариев, выступающий за предоставление Украине Томоса об автокефалии, в разговоре со “Страной”, попросив об анонимности, отметил, что у такого сценария куда выше шансы, чем на создание самостоятельной единой православной церкви.
“Борьба за независимость украинской православной церкви продолжается. Патриарх Филарет как-то сказал, нет разницы – подчиняться Москве или подчиняться Константинополю. Очевидно, что Константинополь не зря делает заявления о том, что считает Украину своей канонической территорией. Если тут будет создан экзархат Константинополя, нам даже менять таблички на церквях не понадобится. Вместо УПЦ КП (Киевского патриархата) будет УПЦ КП (Константинопольского патриархата”, – говорит наш собеседник.
Филарет также негативно настроен в отношении подобных планов.
В недавнем интервью “Украинской правде” он заявил: “Украинский народ не примет того, что предстоятель будет в сане митрополита. Не примет этого. Поэтому, хотят они (Константинопольский патриархат — Прим.Ред.), или не хотят, а Украинская Церковь будет возглавляться патриархом. Потому что был патриарх Мстислав, был патриарх Владимир, теперь я являюсь патриархом”.
То есть, экзархат хотя и самый простой с организационной точки зрения путь для Фанара, тем не менее, не имеет поддержки в среде украинских сторонников автокефалии.
Хотя, как полагают эксперты, Порошенко в крайнем случае может согласиться и на такой вариант представив даже экзархат как свою “перемогу.
“Если Варфоломей не даст Томос в том виде, в котором его хотят президент Петр Порошенко и Киевский патриархат, а объявит об учреждении здесь экзархата, в интересах власти будет даже этот провал подавать как самую великую перемогу за все годы независимости”, – полагает политолог Андрей Золотарев.
Наконец, третья версия – Константинополь экзархат создавать не будет, но и “объединительный собор” Филарета также не признает, а создаст свою, совершенно новую церковь, куда предложит войти как священникам канонической УПЦ МП, так и представителям УПЦ КП, проведя последних через рукоположение.
Но для этого сценария необходимо наличие значительного числа иерархов УПЦ МП, которые будут готовы войти, а возможно и возглавить, новую церковь.
И это следующий важный вопрос.
4. Пойдут ли в автокефалию священники канонической УПЦ?
Среди епископата УПЦ действительно есть сторонники такого сценария. Например, бывший личный секретарь уже покойного Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира Александр Драбинко неоднократно высказывался в поддержку Томоса об автокефалии.
За автокефалию выступают еще два авторитетных иерарха УПЦ. Во-первых, это Митрополит Черкасский Софроний. Хотя при том, что более 10 лет он открыто выражает свои автокефальные убеждения, он категорически отказывается состоять в одной религиозной организации с главой непризнанного Киевского патриархата Филаретом. Буквально в конце сентября в ходе ежегодного общего собрания духовенства Черкасской епархии, когда поднимался вопрос создания автокефалии, Софроний открыто заявил: “В одну церковь с Филаретом не пойду”.
Примечательно, что на общем собрании духовенства Черкасской епархии было проведено тайное голосование по вопросу: “Поддерживаете ли вы решение Константинопольской церкви о предоставлении автокефального статуса Украине”, 27 священников проголосовали “за”, 100 – “против”, а трое воздержались. То есть среди рядовых священников (да и прихожан) идея ухода из УПЦ в автокефальную церковь непопулярна.
Еще одним сторонником автокефалии является Митрополит Винницкий и Барский Симеон. “Страна” уже неоднократно писала о том, что именно его кандидатура в качестве Предстоятеля новой церковной структуры наиболее желанна для Администрации президента Петра Порошенко. Сам Симеон давно знаком и дружен с семьей Порошенко.
Именно по настоянию семьи Порошенко, после смерти предстоятеля УПЦ митрополита Владимира в 2014 году, митрополит Симеон боролся за должность предстоятеля УПЦ. По информации “Страны”, принять участие в выборах на пост главы УПЦ его уговаривал лично отец президента, Алексей Порошенко. Но тогда Украинская православная церковь избрала своим предстоятелем митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Владыка набрал 48 голосов участников Собора епископов, а Симеон получил только 1 голос).
Источники “Страны” отмечают, что на сегодняшний день сам Симеон является наиболее вероятным претендентом на пост главы новосозданной Церкви, в случае, если Константинополь пойдет по такому сценарию.
Интересно, что в сентябре, в самый разгар церковных прений между Вселенским патриархатом и другими православными церквями мира по “украинскому вопросу”, сам Симеон совершил поездку в США, по приглашению тамошнего духовенства.
Советник главы МВД Украины Станислав Речинский написал у себя в Facebook, что Симеон уже заручился поддержкой в Штатах.
“Если речь идет об украинских кандидатах на главу “Единой поместной православной украинской церкви” (ЕППУЦ) или экзархата, то это, конечно, Симеон. Он давно уже протеже Порошенко, а на прошлой неделе заручился поддержкой и в США”, – написал Речинский.
При этом, по стечению обстоятельств буквально за неделю до Симеона в Штатах находился глава Киевского патриархата Филарет, где также провел немало встреч по церковному вопросу.
Наши собеседники в церковных кругах считают, что такое совпадение было неслучайным. По мнению собеседников, Владыка Симеон, будучи архиереем канонической Церкви, может вполне легально стать фактическим получателем Томоса.
По информации “Страны”, в начале сентября митрополит Ионафан, управляющий Тульчинской и Брацлавской епархией УПЦ, которая находится на территории Винницкой области, провел экстренное собрание клириков своей епархии, на котором заявил, что митрополит УПЦ Симеон хочет возглавить автокефалию, полученную от Константинополя. “Ваши храмы будут грабить. Ваши налоги будут уезжать на Фанар”, – заявил Ионафан.
Отметим, что сам Симеон официально на этот счет никаких заявлений не делал. Но, в случае его согласия возглавить поместную церковь, была бы облегчена задача Фанара по созданию церковной структуры, которая хотя бы формально могла бы признаваться другими православными церквями мира, на основании того, что ее глава является иерархом канонической церкви.
Между тем, спикер УПЦ Василий Анисимов в разговоре со “Страной” отметил, что не исключен сценарий, по которому, в случае согласия Симеона уйти в новосозданную организацию, на него также могут наложить анафему, как в свое время на Филарета. Причем отлучение из церкви теоретически может произойти с каждым иерархом канонической УПЦ.
Более того, Филарет неоднократно давал понять, что делиться креслом патриарха он не намерен и именно себя видит главой единой православной церкви.
Таким образом может возникнуть раскол уже внутри самих “автокефалистов”. Что в целом ослабит позиции сторонников создания независимой поместной церкви.
Да и пока не видно широкого движения в поддержку Томоса внутри УПЦ МП. Кроме указанных выше иерархов, других влиятельных представителей Церкви, поддерживающих автокефалию, нет.
Хотя, конечно, если будет оказано политическое давление, то таковые могут найтись.
“До трети приходов могут перейти в новосозданное объединение. Часть, процентов 10, являются сторонниками ЕПЦ, остальные под давлением правых радикалов тоже могут перейти”, – полагает Бортник.
Впрочем, в сам по себе процесс создания новой церкви (или экзархата), в случае предоставления Томоса, могут внести существенные коррективы события вокруг храмов. Которые сторонники автокефалии уже давно и открыто угрожают отобрать у УПЦ. И это следующий важный вопрос.
5. Начнется ли после Томоса война за храмы?
Если Томос все же будет предоставлен Украине, хоть пока и непонятно кому и по какому сценарию, его последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Например, сам Филарет говорил о том, что после получения автокефалии у УПЦ МП заберут Лавры и часть храмов.
Как сообщил “Стране” источник близкий к Киевскому патриархату, технически это будет осуществляться двумя путями.
Во-первых, через “решения религиозных общин”, которые захотят перейти из УПЦ МП в автокефальную церковь вместе со своими храмами. При этом источник не исключает, что определяться общинам может помочь “патриотическая общественность”.
Во-вторых, в случае с Лаврами и некоторыми другими объектами, которые находятся формально в собственности государства – через решения госорганов о передаче пользования ими автокефальной церкви (о правовом аспекте этого процесса “Страна” уже писала).
В обоих случаях очевидно, что возникнет конфликтная ситуация, которая может перерасти в религиозное противостояние в масштабах всей страны.
В УПЦ уже заявили, что верующие готовы защищать свои храмы.
“Очень возможно, что захваты Лавр, монастырей и храмов попросту легализируют, а к самому исполнению перейдут не только с помощью радикальных организаций, но и правоохранительных структур, – говорит “Стране” протоиерей Олег Точинский. – Будут ли наши люди вставать на защиту своих святынь? Без сомнения! Стойко ли перенесут все испытания? Абсолютно! Церковь Украины помнит татаро-монгольское иго, унию и советске гонения. Все эти испытания наши люди выносили стойко и героично, оставаясь верными своей Церкви”.
“Столкновения неизбежны. Если политика вмешивается в вопросы веры, это наиболее жестокие противостояния, в которых люди ведут себя радикально-эмоционально. В результате этих столкновений могут быть пострадавшие с обеих сторон”, – предупреждает политолог Руслан Бортник.
“Как бы Томос от Варфоломея не обернулся Варфоломеевскими ночами. Особенно с нашей правоохранительной и судебной системой, – считает политолог Андрей Золотарев. – У нас в стране есть патриотическая франшиза на насилие. Радикалы и разные ура-патриоты часто выступают, как младшие братья власти. В такой ситуации дальнейшие конфликты запрограммированы по умолчанию. Если бы мы могли говорить о том, что у нас правовое государство, то межцерковный диалог шел бы в правовых рамках. А в условиях того, что МВД – организация по выполнению указаний одного человека, что СБУ действует по указанию Банковой, что суды, вплоть до Верховного и Конституционного принимают решения, как велит им Администрация президента, надеяться на то, что межцерковный диалог будет идти цивилизованным путем, бессмысленно”, – говорит “Стране” политолог Андрей Золотарев.
В нервозной обстановке накануне выборов все это может привести к далеко идущим последствиям.
Тем более, что в захватах храмах УПЦ МП уже готовятся принять участие радикальные организации. Первые такие попытки могут быть предприняты уже 14 октября на празднование дня УПА и защитников Украины, когда националисты устраивают традиционные марши. И, если к тому времени будет объявлено о Томосе, то вероятность силовых действий с их стороны увеличится.
В Киево-Печерской лавре уже готовятся к атаке в этот день, призывая верующих на защиту.
Галина Студенникова, Александра Харченко, «Страна», Украина