Томос не нужен. “Единая Поместная” на Украине уже объявлена

Как мы уже отметили в разборе униатской «теории Киевской церкви», данное «учение» призвано не только обосновать ползучую экспансию униатов за пределы Збруча. Духовная оккупация Малороссийских и Новороссийских регионов нынешней Украины – лишь задача минимум. Задачу-максимум обозначил лидер украинских униатов Свьятослав Шевчук буквально на днях.

В преддверии государственного празднования «1010-летия Крещения Украины» и ожидаемого украинской властью «томоса об автокефалии украинского православия» глава «УГКЦ» выступил с проповедью, свидетельствующей о кардинальной перемене униатской риторики. Иезуитские эвфемизмы о «Киевской церкви» как некоей примирительной площадке теперь отбрасывались как отработанные («священноначалие» «Киевского патриархата» и «УАПЦ» давно было приручено украинской властью к совершению с «УГКЦ» совместных молебнов и взаимных лобызаний). На волне взрыва подкастрюльного энтузиазма по поводу «Единой поместной», пришло время открыто заявить об амбициях «УГКЦ» на эту роль. И сделать это наступательно – чтобы не дать лидерам самочинных сборищ, именующих себя православными опомниться. Не случайно проповедь была произнесена в костёле им. И. Кунцевича.

«Когда мы слышим, что будут создаваться какие-то новые церкви, будут делаться определенные движения мирового православия в сторону Украины, нас будут спрашивать “почему ты греко-католик?», – предуведомил Шевчук паству. И научил отвечать, что греко-католики, мол, исповедуют ту самую веру «такими же словами, как это сделал 1030 лет тому князь Владимир у стен Херсонеса на украинском Крыме (синтаксис и слабоумие автора сохранены, – Авт.), произнеся то же исповедание апостольской веры, единой святой соборной Церкви, которую произнесли над водами Днепра наши прародители». И которую, уточним только, окончательно исказил Рим через какие-то 15 лет в католическом символе веры. Но сих «тонкостей» нынешним грехо-католикам знать, конечно же, не полагается. Как следовало из речи, им достаточно зазубрить лишь то, что они являются единственными «наследниками Киевского христианства первого тысячелетия»: «Мы являемся свидетелями неразделенной Христовой церкви, потому что все разделения в христианстве произошли значительно позже. [Именно] мы с вами являемся церковью-правопреемником киевского христианства».

«Как так случилось позже, что та единая церковь князя Владимира крещения разделилась? – задался заведомо лживым вопросом униат. – Как так случилось, что какая-то ее часть потом перестала представлять свой родной народ (читай, Русская православная церковь по определению не может предстоять пред Богом за крещёный украинским князем Владимиром украинский народ, – Авт.)? Это уже другая история. [Именно] наша церковь от самого начала христианства в Киевской Руси была, есть и будет душой украинского народа. Кто-то скажет: “наконец будет создана украинская церковь, которой [еще] нет”. А мы с вами видели, что было время, когда не было государства, которое бы называлась «государство Украина», но была церковь, которая не только является церковью национальной, но государствообразующей церковью. Которая в определенный момент выполняла функции государства, была голосом своего народа. Вспомним только нашего праведного митрополита Андрея Шептицкого, а особенно патриарха Иосифа, которого во всем мире представители высшей власти различных государств воспринимали как единственного легитимного представителя порабощенного украинского народа (“порабощённого”, естественно, не гитлеровской оккупацией, которую Слипый вместе с Шептицким благословляли, а “Московской империей”, которая добрых немецких самарян прогнала, – Авт.). Вот какой церкви мы являемся наследниками и какой традиции мы сыновья и дочери».

К «тождеству киевского христианства» «относится», как подчеркнул оратор, и «вера в то, что преемник апостола Петра (папа Римский, – Авт.) является сердцевиной и залогом единства Христовой церкви»: «Возможно, этой церковной памяти не имеют другие церкви, которые были созданы после церковных расколов (начало каковым, положили, вообще-то, те же папы, извратив то самое «исповедание веры», которое упоминал в связи с Владимировым крещением Шэвчук выше, – Авт.). А мы [эту память] имеем… Присяга на верность папе это не только канонический акт, это само исповедание веры, которой живем мы вот уже 1030 лет».

Так подвёл, наконец, Шевчук к утверждению, что «УГКЦ» есть «поместная церковь своего права – Украинская единая поместная церковь».

Какого такого «своего права», изумимся, если в католической церкви, в отличие от православной соборности, действует единоначалие папы – «наместника Бога на Земле»?

Следим за руками: «Мы с вами, как члены украинской греко-католической церкви не относимся к другим патриархатам. Мы – в единстве с преемником апостола Петра так же, как в первом тысячелетии с ним в единстве был Константинопольский патриарх, Иерусалимский, Антиохийский, Александрийский. Мы не являемся членами латинского патриархата, как некоторые о нас злобно говорит. Мы строим свой патриархат как поместная церковь своего права».

Конечно, столь безыскусное словоблудие выпускника докторантуры римского Папского университета рассчитано лишь на собственную (в т.ч. потенциальную) паству. Ведь более мыслящему христианину известно, что перечисленные патриархаты, действительно находясь в первом тысячелетии евхаристическом единстве с Римским престолом церковью, никогда ему не подчинялись.

После откола последнего от православия в юрисдикции папы находятся униатские «патриархаты»: Халдейский, Армянский, Коптский, Сирийский, Маронитский и Мелькитский. И в этом отношении «УГКЦ» (у которой на самом деле статус лишь «архиепископии»), конечно, «к другим патриархатам не относится».

Столь же манипулятивно утверждение «Мы не являемся членами латинского патриархата». Хотя бы потому, что нет такого патриархата. Есть «католическая церковь». Главе которой и подчиняется вместе со всей своей паствой архиепископ Шевчук, сколько бы он не называл патриархом себя и Слипого (которому в этом сане Ватикан довольно жёстко отказал).

Что же касается «своего права», это отнюдь не право на самостоятельность (автокефалию). Sui juris (лат. «своё право») в применении к церковному законодательству униатских церквей означает собственное внутренне каноническое право, отличное от канонического права Римской Церкви латинского обряда. Для «УГКЦ», к примеру, это право мимикрировать под православных в целях прозелитизма – вплоть до отказа (по обстоятельствам) от католического символа веры.

Тем не менее, именно с патриаршей помпой Шевчук вещает: «В новом историческом моменте нашего народа (т.е. «в ожидании им автокефалии», – Авт.) нашей церкви есть так много чего сказать даже нашим необъединённым братьям, которые так ищут единства в середине мирового православия! Нашей задачей является сказать, что слугой единства Христовой церкви не является патриарх (это уже о православном патриархе Варфоломее, как мы поняли, – Авт.) или какой-то земной властитель. Сердцевиной, слугой, скалой, видимым знаком единства церкви Христовой, является святейший отец папа Римский, согласно завещанию нашего Спасителя («завещания» не известного ни апостолам, ни историкам Церкви, – Авт.). Пусть милосердный Господь поможет нам обогатить нашим наследием всех христиан Украины, а затем дождаться того дня, когда все будут едино. Когда будет один пастырь, одно стадо в единстве единой святой соборной апостольской церкви. Видимым знаком присутствия которой на Украине является Украинская греко-католическая церковь».

Не станем особо останавливаться на том, что констатация «разделения Церкви» есть ересь – признание того, что врата ада одолели её (по крайней мере, в отдельно взятой стране). Но такие мелочи униатов никогда особо не заботили. Да и чего заморачиваться, если они от рождения пребывали вне Церкви. С точки зрения перспективы создания «Единой поместной православной украинской церкви» (а униатские лидеры – от Шептицкого до Шевчука при необходимости идентифицировали себя и православными) важно другое. Из озвученных лидером «УГКЦ» тезисов (пусть лживых, что лишь придаёт им весомости на Украине, самой являющейся порождением исторической лжи) вытекают следующие положения.

– Поскольку «УАПЦ» и «Киевский патриархат» возникли уже после «разделения единой Киевской церкви», а УПЦ (Московского патриархата) «не представляет украинский народ» и, главное, все они не признают «святейшего отца папу Римского видимым знаком единства церкви, согласно завещанию Спасителя», то, сколько бы они не объединялись в «Единую поместную православную украинскую церковь», от кого бы ни получали томос об автокефалии, церковью эта «ЕППУЦ» всё равно не станет.

– УГКЦ – «единственные наследники всей полноты неразделённой первохристианской церкви, единственный знак присутствия на Украине единой святой апостольской церкви». А, значит, единственно УГКЦ – истинная Церковь на Украине.

– Уния для украинского народа – государствообразующей фактор (потому что, как уже в следующих проповедях пояснит Шевчук, «на протяжении 1030 лет была душой украинского народа… матерью и учительницей своего народа, Церковью своего народа», а потому намерена совершать государствообразующую миссию и в «современном украинском обществе»). То есть, УГКЦ – единственно украинская Церковь.

– Лишь УГКЦ «несёт в себе память об изначальном киевском христианстве (пребывающем в единстве с наместником Бога на земле – наследником первоверховного Петра) и при этом является церковью своего права. Таким образом, УГКЦ – подлинно поместная церковь.

И глас подлинно украинской церкви был услышан подлинно украинской властью.

Об этом – в следующем материале нашей поместно-униатской серии.

Дмитрий Скворцов, ИА Альтернатива