Уже два года группа энтузиастов снимает полнометражный художественный фильм о жизни артистов знаменитой “Мариинки” во время блокады Ленинграда.
В то время как Алексей Красовский ловит свою волну хайпа на «комедии про блокадный Ленинград», обменяв свою совесть на минутную сомнительную популярность, другие – незаметные и нехайповые – молодые кинематографисты продолжают упорно и бескорыстно трудиться над действительно важными проектами. Проектами, которые рассказывают не о «куроедах» на фоне людоедства, а об историях подвига, мужества и красоты. И эти люди достойны упоминаний в СМИ в тысячу раз больше, чем бессовестный «хайпожор» Красовский – собственно, этот медийный перекос и призван исправить данный текст.
Ленинград не зря гордо носит имя культурной столицы России – таким он был всегда, таким оставался и в страшные блокадные годы. Родина великих писателей, поэтов, композиторов и артистов продолжала быть местом искусства и градом муз даже под градом фашистских бомб и снарядов, даже умирая от голода и холода. Трагедия умирающих, но непокорённых людей и их вера в победу стала темой для вечных шедевров, созданных самими ленинградцами – самый известный из которых, конечно, Седьмая (Ленинградская) симфония Шостаковича:
И этой пронзительной теме – теме музыки, смерти и борьбы – посвящён снимающийся фильм «Ленинградская сюита», над которым работают молодые питерские кинематографисты.
«История о жизни артистки балета Саши, живущей в блокадном Ленинграде с её тяжелобольным отцом — талантливым композитором. Он понимает, что не переживет блокадное время и пишет для дочери свою последнюю Ленинградскую сюиту, под которую, как он мечтает, она будет танцевать на сцене. В течение фильма Саше предстоит узнать боль потери и разочарования, прикоснуться к своей мечте о сцене и встретить первую любовь» — так описывают они идею фильма.
Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова в блокаду был «на военном положении»: его артисты, как и прочие работники эстрадных профессий, давали тысячи «шефских» концертов, выезжая на передовую, чтобы поднять боевую дух защитников Ленинграда, выступали под вражеским огнём, измождённые, в землянках и на импровизированных сценах. А параллельно с этим – готовили программу выступлений в театрах города. Мужество и стойкость артистов и послужили вдохновением для выпускницы СПБГУКиТ Светланы Николаенко.
Фильм снимается уже два года – на энтузиазме участников команды.
Вот что рассказывает о будущей картине и её особенностях сама Светлана:
— Изначально мне предложили сделать документальный фильм про блокаду Ленинграда. Но я подумала, что будет интереснее связать интервью блокадников и художественную линию. Вскоре я нашла сценариста Егора Шилова, который очень заинтересовался предложением поработать вместе. Егор работает в Мариинском театре, поэтому, естественно, что он этим миром вдохновляется, он его знает. Ещё до нашей встречи у него была такая идея, сделать фильм про артистов Мариинского театра во время блокады. И мы начали это развивать.
— Поскольку сценарист сам из театра, вы опираетесь именно на документы по истории этого театра, рассказы блокадников, архивы?
— Конечно, мы старались проработать эту тему, не только по блокаде в целом, но и по тому, как Мариинский театр всё это переживал. Кроме того, у нас заявлен очень важный исторический герой, это артистка балета Ольга Генриховна Иордан, которая реально существовала и очень много сделала для нашего ленинградского театра. Но она малоизвестна, о ней почти ничего не написано и ничего не снято. Она всю блокаду оставалась в городе, организовывала выступления концертных бригад и руководила репетициями. Мы связались с её родственниками, нашли её внучатую племянницу, Татьяну Владимировну Ерофееву. Она ознакомилась со сценарием и дала согласие на съёмки, озвучила некоторые комментарии, чтобы мы могли реалистично воссоздать образ героини.
Мы вдохновляемся историческими образами, фактами, которые были, но при этом главная сюжетная линия выдумана. Но она вполне могла существовать, все факты и условия блокадного быта стараемся соблюдать.
К идее Красовского Светлана относится с непониманием:
— Как режиссёр, я понимаю, что такое сатира, и, что подобная идея может высмеивать актуальные идеи для нашего общества. Но мне кажется, такая идея не может быть реализована на материале блокады. Потому что для петербуржцев это не просто страница истории, а личная трагедия миллионов семей. Что тут можно высмеивать – я не могу понять…
Сейчас продолжается сбор средств для окончания работы над фильмом «Ленинградская сюита». Все желающие могут поддержать его, чтобы страна увидела – на каждое слово враждебной лжи и клеветы обязательно прозвучит гораздо более громкое и весомое слово правды.
Григорий Игнатов, ИА Журналистская правда