Канонический погром, устроенный патриархом Варфоломеем в Православной Церкви, несомненно, произвёл шок. Иерархи поместных церквей, и в первую очередь Русской Церкви, не предполагали, что Константинопольский патриарх начнёт действовать так дерзко и безумно. Верующие Украины оказались в эпицентре антицерковного взрыва.
Вдумчивый наблюдатель распознаёт многие подводные политические камни, хитросплетения и движущие силы украинской трагедии. Но это, подчеркнём, наблюдатель, чаще всего живущий вне Украины. А вот, что чувствуют те, из кого, собственно, и состоит Церковь? То есть народ Божий – епископы, священство, миряне? Ведь это от состояния их сердец зависит сегодняшний и завтрашний день нашей Церкви.
Об этом и мои заметки.
Предстоятель
Блаженнейший митрополит Онуфрий на сегодняшний день – самый авторитетный и уважаемый человек не только в Церкви Украины, но и для многих граждан страны. Не знаю, как так получилось, но 122-й митрополит Киевский – человек не светский, подлинный монах, человек, говорящий простым, не книжным языком (по-русски с сильным украинским акцентом), – вдруг стал близок миллионам людей. Даже тем, кто в храме бывает раз в год на Пасху. Что говорит Блаженнейший? Простые, тысячу раз слышанные вещи: о любви, о том, что нужно жить чисто, без греха, что только за такую чистую жизнь Господь нас помилует и не оставит в беде. И почему-то от его слов идёт свет. Потому, что в них правда. И ещё потому, что Блаженнейший сам живёт так, как говорит.
Он несёт крест, и мы этому свидетели. Крест пастыря во времена, когда волки окружают стадо, да и среди овец появились такие, что скалятся по-волчьи. Накануне собрания епископов в Стамбуле Блаженнейшего вызывал к себе Порошенко. Митрополит поехал. Ему угрожали. Требовали поддержки незаконной автокефалии. Он отказался. Через несколько дней на празднике Покрова Богородицы, когда украинская власть устраивала торжества по поводу дарования автокефалии, Блаженнейшего и его церковь публично оскорбили. Он молча смотрел в землю. Ему, законному митрополиту Киевскому, дали слово после двух раскольников и униата… Он тихим голосом снова говорил о любви и молитве за нашу землю…
Многие сегодня молятся о том, чтобы Господь сохранил митрополита Онуфрия от рук врагов. Для многих людей Церкви Блаженнейший Онуфрий – это воплощение надежды. Прежде всего, надежды на то, что по его молитвам Господь помилует нас.
Владыки. Наместник Лавры
Наступило время выбора. Для всех. И особенно для наших владык – епископов. Они по земным меркам в случае прямых гонений и грабежей в епархиях теряют больше остальных. Поэтому сегодня особенно внимательно мы прислушиваемся к их словам. Сохранят ли верность Церкви-Матери? Не «стамбульской мачехе», а Русской церкви. Сохранят ли верность Предстоятелю УПЦ (МП)? Ведь так называемая «единая поместная украинская церковь», создаваемая Порошенко и Варфоломеем под патронатом США, ещё не слеплена, но туда уже вербуют священнослужителей.
Большинство епископов заявляют в эти дни о своей верности канонической Церкви и призывают к этому священников и мирян. Поддержку митрополиту Онуфрию в его борьбе за сохранение канонического порядка в УПЦ (МП) уже горячо высказали Ровенская, Запорожская, Кировоградская, Херсонская, Одесская и другие епархии. «Призываю всех клириков и мирян среди трудностей сохранять Богом заповеданное мирное устроение духа, усилить молитву и личные духовные подвиги. Не поддаваться на провокации, сохранять единомыслие внутри приходов, избегать неправдивой риторики, быть верными нашему Предстоятелю – Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию» – это слова митрополита Запорожского Луки в целом отражают настроения, царившие на недавних собраниях епархий Украины.
Отдельно хочу сказать о наместнике Киево-Печерской лавры митрополите Павле. Не секрет, что митрополит Павел – один из наиболее ненавидимых режимом и укронацистами иерархов УПЦ. В сентябре он был занесён в базу сайта убийц «Миротворец». Думаю, никто из владык не подвергается такому шельмованию и поношению в украинских СМИ, как он. И вместе с тем красота, благоустроенность и благолепие Печерской лавры – во многом результат его почти 25-летнего служения в должности наместника монастыря. И вот каково ему сейчас слышать безумные глаголы расстриги Денисенко, который уже объявил себя «схиархимандритом» Печерской и Почаевской лавр и сообщил о намерении их захвата, как только будет получен томос от Константинополя?
Мы увиделись с владыкой Павлом в начале октября на записи программы телеканала «Интер». Он был таким, как обычно при наших встречах, мягким, доброжелательным. Ни тени огорчения или беспокойства. И я вдруг вспомнил, что этот человек в разгар «революции достоинства» открыто заявлял, что украинцы и русские – один народ. Заявлял именно то, за что через год будет убит Олесь Бузина! Ему ли чего-то бояться?
И всё же, когда 14 октября, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, мне довелось с тысячами киевлян быть в Лавре на молебне о защите Церкви, когда я услышал голос дорогого владыки Павла и его особое неспешно-распевное обращение к Богу, сердце моё сжалось, Так сжимается оно при мысли о сострадании родного человека.
Увы, далеко не всё так благостно. Знаю, например, что один митрополит, которого называют выдвиженцем от Порошенко на должность главы «новой церкви», на собрании своей епархии угрожал священникам увольнениями и безработицей. Требовал переходить вместе с ним в «единую поместную». Знаю и другого, всем известного юного митрополита, объявившего себя уже клириком Константинопольского патриархата. Но говорить о них сейчас не хочется. Это случайные люди. В ближайшее время Церковь от них очистится.
Священство. Наши батюшки
Я общаюсь со многими священниками. И не только Киева. Дружу в социальных сетях с батюшками из Тернополя, Житомира, Днепропетровской и Черкасской областей. И должен сказать, что общий дух (судя по переписке и разговорам) ясен: преобладает уверенность в будущем и даже некоторая весёлость. Нет, им тоже угрожают. В Киевской области местные начальники уже собирают настоятелей храмов и требуют «делать выбор». И прямо говорят, что у них наготове «Нацкорпус» и С-14. Однако откуда-то берутся и весёлость, и бесстрашие. Думаю, это хороший знак. Это признак здоровья нашей Церкви. Священство знает Того, Кому служит, и надеется на Него.
Вот отец Димитрий. Он митрофорный протоиерей, благочинный одного из районов Киева. Мы дружим. Батюшка обладает несомненным литературным талантом. Публикует едкие сатирические стихи о «томосомании», о секте «свидетелей Томоса». Глядя на его светлый облик большого русского богатыря, понимаешь, как мелко и ничтожно то, что копошится вокруг тысячелетней Церкви. А вот отец Алексий из Запорожья и отец Герман из Херсона. Они в это смутное время взяли на себя труд, кроме священнического служения в храме, окормление многотысячной паствы в социальных сетях. Им пишут круглосуточно, просят совета, ищут утешения. И находят и то и другое.
Мне близки слова, сказанные недавно протоиереем Николаем Данилевичем, заместителем главы ОВС УПЦ (МП). Обращаясь к тем священникам, у которых иногда появляется беспокойство и стремление «быть в тренде», желание что-то доказывать властям, отец Николай сказал: “Не надо бояться не нравиться, надо быть верными Богу, верными Церкви. Потому что это то, что не меняется, а власти, общество меняют свое отношение: сегодня говорят «осанна», а завтра «распни» и называют «московскими попами» и «рукой Москвы». Поэтому нам, священникам, надо быть самими собой, надо исповедовать то Евангелие, которое Господь дал – исполнять заповеди Божьи, нести Слово Божье людям, а уж как о тебе будут говорить, пусть это нас не волнует».
Прихожане. Народ Божий
И несколько слов о нас, православных Украины. Наверное, многое в восприятии нынешней ситуации, в поведении зависит от наличия и силы веры. Собственно, в такие времена вера и проверяется. Есть множество людей, которых нынешнее положение тревожит, даже угнетает. И здесь не надо никого осуждать. Люди привыкли чувствовать себя законопослушными гражданами. Людям тяжело осознавать, что начальство считает их людьми второго сорта, неблагонадёжными. Каждый день приносит этому новые подтверждения. Спикер парламента Парубий публично называет нашу Церковь «гундяевской бандой». И нагло лжёт о том, что наши священники были причастны к убийствам на Майдане (причастен к убийствам был Парубий; я уверен, настанет время, когда ему придётся отвечать перед судом за расстрел «небесной сотни»). А министр культуры Нищук уже даёт команду начать опись имущества Почаевской и Печерской лавр с целью передачи новой «поместной церкви». Всё это не может не оскорблять, не тревожить.
Вместе с тем в нашей Церкви есть ряд богословов, священников, которые воспринимают нарастающие церковные гонения и вероятный новый раскол как Промысел Божий. Один из них (назову его К.С.) сказал мне недавно: «Пусть они уходят. Все, кто тянет в церковную ограду свои «национальные идеи». Все, кто тайно готов переодеть священство в вышиванки, те, для кого Украина, как держава, выше Христа. Пусть Церковь от них очистится».
И есть в Церкви Украины немало прихожан, воспринимающих последние события трагически. Одни, поддавшись тотальной, круглосуточной пропаганде, поверившие в войну с Россией, спрашивают: «Если Москва – агрессор, почему мы поминаем Московского патриарха? Почему нам не уйти к Константинополю?» И с эти людьми нужно терпеливо работать. Вторые, более образованные, не поддавшиеся психологической атаке, с горечью говорят, что у Русской Церкви, чадами которой они всегда себя ощущали, отторгается её важнейшая часть. Здесь на русский народ излился свет Христов. 40% приходов Русской Церкви пребывают на Украине (!). И это воспринимается, как катастрофа. И слышатся голоса, вопрошающие: «Ждать ли нам помощи не от подлинной Церкви-Матери и её верных?»
А есть люди, живущие тут, на землях Украины, которые готовы умереть, защищая свои храмы. Знаю, что к наместнику Печерской лавры и к Блаженнейшему Онуфрию обращаются те, кто умеют сражаться. Не всё, что знаю, имею право здесь сказать, но замечу: в случае получения благословения от священноначалия, верующие соберутся. И платить по триста гривен в день, как это было на фальшивом «молебне о даровании автокефалии», где «предстоятелями» выступили Порошенко и ряженые раскольники, не придётся. Мы помним летний Крестный ход, собравший 250 тысяч православных Украины. Нужно будет – соберём ещё больше!
Одно важно воспоминание
Закончить хочу светлым воспоминанием. Вечером на Праздник Покрова Богородицы по призыву митрополита Павла в Лавру съехались тысячи людей. Сначала был молебен на площади перед Успенским собором. Евангелие читал Блаженнейший Онуфрий. Он же сказал несколько ободряющих слов собравшимся. А когда молебен закончился и стало темнеть, мы двинулись к выходу. Однако нас, мужчин, предупредили, что к Лавре движется большая колонна хулиганов и что у них на уме, неизвестно, поэтому лучше не расходиться.
Мы подошли к воротам, выстроились перед входом в монастырь. Человек пятьсот. Может быть, больше. Были и женщины. Много монахов. Много красивых лиц. Послышалось пение. «Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице…» Мы подхватили, хор пел всё сильнее. Я смотрел и не мог оторвать взгляда от этих лиц! Ведь это и есть русский народ, крещённый святым Владимиром в водах Днепра! Тот самый народ, со всеми только ему присущими чертами русского характера – мужеством и благоговением, сосредоточенностью и весёлостью… И в эти минуты я неожиданно почувствовал глубокий покой и радость. За нами был надвратный Троицкий храм XIII века; стены монастыря, покрытые фресками, стоят уже века. Нам больше тысячи лет! А тут какие-то замороченные молодчики вздумали нас рассеять?!
Мне кажется, что то же чувствовали и остальные собравшиеся. Было радостно. Люди шутили, улыбались и пели. Пришло твёрдое убеждение: то, что нас объединяет, неуничтожимо, вечно. Как вечен Бог, создавший нас. На землях Украины наступает время, когда эта истина становится частью существования народа, частью нашей жизни.
Илья Ромашин, Киев, ФСК