Закат эпохи авианосцев США

С момента своего появления в рядах военных эскадр авианосцы изменили форму и характер морского боя. Они отправили на «пенсию» броненосцы и линкоры. Командующий эскадрой смог получать данные об окружающей обстановке в радиусе нескольких сотен километров. Благодаря им в локальных конфликтах создавался перевес в средствах воздушного нападения (СВН). Они олицетворяли мощь государства: наличие хотя бы одного авианосца в составе флота повышало статус любой державы, а наличие десятка – переводило в ранг сверхдержавы. Но в последнее время этот класс кораблей стал подвергаться все большей критике. Почему?

Проблема «вызрела»

В сентябре 2018 года американское интернет-издание The Business Insider опубликовало статью These are the world’s 7 worst aircraft carriers that are currently in service, в которой составила рейтинг худших авианосцев мира. В список попали наш ТАВКР «Адмирал Кузнецов», таиландский авианосец «Чакри Наруэбет», два австралийских – «Канберра» и «Аделаида», а также два американских – «Уосп» и новейший «Джеральд Форд».

Наш авианесущий крейсер не критиковал только самый ленивый журналист из зарубежных СМИ, а вот чтобы в антирейтинг попала новинка, корабль, который только-только сошел со стапелей верфи, – необычный случай.

Факты о преследующих «Джеральда Форда» поломках периодически появляются в различных открытых источниках информации. Что это – рядовой случай с головным кораблем серии или закономерность, которую тщательно скрывает от налогоплательщиков командование ВМС США?

Вдогонку на сайте Военно-морского института США появилась статья эксперта Сэма ЛаГрона о текущем положении дел с авианосцами. Сразу после этого пролить свет на происходящее с американскими авианосцами попытался бельгийский интернет-ресурс Dedefensa, который опубликовал свой отклик на статью ЛаГрона. Одномоментное появление такого массива информации говорит о том, что проблема «вызрела».

ЛаГрон приводит такие факты. Самое большое количество авианосцев – 30 кораблей – было в 1973 году, когда флот США оказал максимальную авиационную поддержку сухопутным войскам в Южном Вьетнаме. На этот же год приходится самая большая операционная доступность авианосцев – 42% из списочного состава.

То есть во время Вьетнамской войны в боевых действиях были задействованы 12 таких кораблей ВМС США. По нынешним временам – это практически все американские авианосцы. В то же время были периоды, когда эти корабли больше простаивали на якорной стоянке или в ремонтных доках. Неудивительно, что этот период пришелся на 2018 год – 15% операционной доступности и всего 11 авианосцев в составе флота.

Казалось бы, что такого в этой информации? Для простых американских граждан стоящий на якоре авианосец – это повод для экскурсий или шанс попасть на авиашоу, приуроченное ко Дню независимости США. Специалисты же такой простой считают опасной тенденцией.

Посчитали, прослезились…

В 2017 году Счетная палата США (The Government Accountability Office) опубликовала отчет о состоянии ВМС США. В отчете, в частности, говорится: «Доступные в настоящий момент мощности в сухих доках судостроительных заводов не соответствуют потребностям будущих операций. В ВМС предполагают, что заводы не смогут выполнить 73 из 218 операций по техобслуживанию, которые запланированы на будущие 23 года. В частности, это касается (всех) авианосцев и 50 подлодок».

Выводы Счетной палаты выглядят контрастно на фоне анонсированной министром обороны США Джеймсом Мэттисом стратегии ВМС США под названием «Динамическое развертывание сил», которая действует в согласованности с другой стратегией – «Глобального мгновенного удара». По регламенту, ВМС США должны развернуть свои корабли, в том числе и авианосцы, в течение 96 часов в любой точке планеты для нанесения первого обезоруживающего удара по любому противнику.

В 2018 году «Динамическое развертывание сил» дало сразу несколько сбоев. В апреле 2018 года авианосец «Гарри Трумэн» присоединился к военной операции по «наказанию Асада». Но его участие стало скорее символичным, чем действенным. После этого, чтобы показать Ирану «чьи в доме тапки», корабль должен был занять позицию в Персидском заливе, но вместо этого он отправился в порт приписки для проведения ремонтных работ. В Норфолке его уже ждали собратья «Дуайт Эйзенхауэр» и «Джордж Буш», срок ремонтных работ которых продлили на очередной год.

Пикантность произошедшего состоит в том, что глава Пентагона Джеймс Мэттис как раз на примере авианосца «Гарри Трумэн» хотел продемонстрировать всем союзникам Соединенных Штатов образец реагирования в рамках объявленной стратегии «Динамическое развертывание сил». Но что-то пошло не так, и «Гарри Трумэн» только 28 августа 2018 года – через три месяца! – вновь вышел в море.

Эксперты задают риторический вопрос о том, как бесконечные ремонты авианосцев типа «Нимиц» и неудачи с авианосцем «Джеральд Форд» скажутся на помощи союзникам или на применении силы в ходе боевых операций? Вот как на это отвечают авторы интернет-ресурса Dedefensa.

«В результате все находящиеся на службе авианосцы становятся все более уязвимыми, превращаются в настоящих «гадких утят», которые заперты у причалов и парализованы необходимостью постоянного техобслуживания. Такая ситуация все больше ударяет по всем аспектам вооруженных сил, которые становятся более «тяжеловесными» в техническом плане. Техника оказывается все более дорогостоящей и сложной в использовании. Это в первую очередь отражается на авианосцах: логистические операции ширятся и затягиваются, и все в конечном итоге может зайти в катастрофический тупик. Это Мэттис, видимо, и называет “Динамичным развертыванием сил”…»

Последняя капля

Действительно, с определенного времени гордость ВМС США – авианосцы все реже и реже стали появляться в различных уголках Мирового океана. Как оказалось, это связано отнюдь не с отсутствием желания нести «ценности западной демократии» всем сопротивляющимся «недемократическим» странам, а с возникшими проблемами в оборонном комплексе США, в частности с кораблестроительными фирмами.

Факты, связанные с техническими проблемами у авианосца «Джеральд Форд», эсминца «Замволт» и проблемы с сварными швами при строительстве атомных подлодок типа «Вирджиния», оказались лишь вершиной айсберга, подводную часть которого удавалось долго скрывать за ширмой дорогостоящих проектов. Пока американским адмиралам предлагали «чудо-оружие» в виде авианосца-невидимки («Джеральд Форд») или корабля с рельсотроном («Замволт»), ремонтные доки заполнились до отказа кораблями, которые составляют костяк ВМС США.

Именно авианосцы стали последней «каплей», которая вскрыла неудовлетворительное состояние военного флота США, и, может быть, именно поэтому Дональд Трамп заговорил о возможной скорой отставке Джеймса Мэттиса. Это неудивительно: выступая на предвыборных дебатах, Трамп обещал американцам за счет ввода в строй новых надводных кораблей и подводных лодок нарастить мощь флота страны до 355 единиц. Под эти обещания Пентагону был выделен рекордный бюджет – 716 млрд долларов.

И вдруг такой прокол! Авианосцы ломаются – как новые, так и старые. Союзники негодуют, русские вместе с китайцами – смеются. А еще при этом сведения о том, что в России есть гиперзвуковые противокорабельные ракеты, оказываются достоверными…

Ситуация с авианосцами схожа с положением дел в ВВС США, где 60% авиапарка требует срочного ремонта. При этом новые самолеты F-35 тоже постоянно ломаются, вызывая скепсис у потенциальных заказчиков. Да и баллистические ракеты «Минитмен-3» при проверке показали себя не лучшим образом.

Кризис ВПК и конец эпохи авианосцев

Можно ли ситуацию с авианосцами назвать началом системного кризиса военно-промышленного комплекса США? Если добавить информацию о том, что США отстают также в разработке комплексов РЭБ, новых МБР и технологии управляемого гиперзвука, то признаки упадка ВПК проступают достаточно явно. Потеря квалификации судоремонтных предприятий – «заводы не смогут выполнить 73 из 218 операций по техобслуживанию авианосцев и 50 подводных лодок» – яркий этому пример.

Дело в том, что за весь свой период эксплуатации корабль или подводная лодка несколько раз заходит в доки для планового ремонта. Море – агрессивная среда. Периодичность между заходами в доки обычно составляет 5-7 лет, но если на борту подлодки или корабля стоит атомный реактор, то с ним также периодически надо становиться в док на плановую профилактику или замену ядерного топлива.

При интенсивном использовании кораблей в боевых операциях период выхода на ремонт сокращается. Таким образом, при отсутствии финансирования и должной квалификации специалистов, ремонтирующих корабль, уровень его боеготовности стремится к нулю.

Кстати, одной из причин, повлекших за собой системный сбой в работе ВПК США, является… коррупционная составляющая и передача производства сторонним организациям, часто находящимся за пределами США. Как следствие, новые дорогостоящие проекты, выглядевшие идеально на бумаге, стали поглощать львиную долю военного бюджета США, оставляя функцию поддержания боеспособности и боеготовности флота фактически на голодном пайке.

По моему мнению, скоро авианосцы уйдут в прошлое. Приведу аргументы, которые говорят за такую перспективу.

Во-первых, это постоянно растущая стоимость эксплуатации устаревающих авианосцев, которые теряют уровень своей боеспособности и боеготовности от ремонта к ремонту.

Во-вторых, новые авианосцы класса «Джеральд Форд» лишь на 30% превосходят авианосцы класса «Нимиц» по боеспособности. При этом их стоимость почти в три раза превышает стоимость эксплуатируемых авианосцев. Технические неполадки, связанные с двигательной системой корабля, электромагнитной системой запуска самолетов и системами блокировки, предназначенными для запуска и остановки самолетов, лишь повышают эксплуатационные затраты самого дорогого в обслуживании корабля.

В-третьих, авиационное крыло «Джеральда Форда» состоит из самолетов F-35, которые также не отличаются надежностью и дороги в эксплуатации.

Ну и наконец – боевая эффективность авианосцев стремительно уменьшается с появлением нового класса гиперзвуковых противокорабельных ракет, а совершенствующиеся средства разведки и целеуказания делают его удобной мишенью для высокоточного оружия.

Таким образом, можно констатировать, что очень скоро мы с вами станем очевидцами заката эпохи авианосцев.

Алексей Леонков, еженедельник «Звезда»