В Украине сегодня подают федерального канцлера Германии Ангелу Меркель. Уже почти официально германскую «хромую утку», но в Киеве праздник
Фрау Ангелину встречают в Киеве по высшему разряду. С 11 по 20 часов анонсируют перекрытие центральных улиц, чтобы никто незапланированно не «зиганул» часом, верноподданнически вскинув руку вслед кортежу. А Нацбанк Украины даже решил празднично укрепить нацвалюту – гривну на целых 5 копеек, до 28,11 грн за «бакс». А евро так и вообще укрепилось на целых 20 копеек – с 32,02 до 31,82. Как говаривал покойный Виктор Черномырдин, никогда такого не было, и вот опять… Это более чем в 3 раза больше, чем при Януковиче, которого в 2014-м свергали при активном непротиводействии и попустительстве Германии, лично Меркель и главы МИД в ее кабинете Франка-Вальтера Штайнмайера (ныне президента Германии). Но то такое. Главное – тогда победила демократия, а сейчас в Киеве праздник.
В Киеве привычно анонсировали не только неудобства для киевлян-украинцев, но и темы переговоров президента Петра Порошенко с высокой гостьей. Темы в большинстве своем традиционны – выполнение «Минска-2» и перспектива формирования миротворческой миссии для мира в Донбассе и последствия для Украины строительства газопровода «Северный поток-2» («СП-2») по дну Балтийского моря и в обход Украины, рискующей из-за этого потерять серьезное бабло. Германия – член «нормандской четверки», которая является гарантом достижения мира в Донбассе по «Минску-2». Конечно, уходящая Меркель наверняка хочет оставить по себе в Германии не только толпы разнузданных мигрантов, но и остаться в истории миротворицей.
Но мы не об этом сейчас. В повестке дня украинско-германских переговоров есть и новье – ситуация в Азовском море и Керченском проливе, о которой говорили даже в Совбезе ООН на недавних слушаниях по ситуации на украинском юго-востоке, а Европарламент, тоже на днях, даже принял спецрезолюцию, в которой пригрозил России новыми санкциями, если та будет нагнетать напряженность в том регионе – в Азово-Черноморском бассейне.
Украина и к этому серьезно подготовилась. Подгадала, как сообщил представитель командования Воздушных сил Вооруженных сил Украины Дмитрий Струтинский, «летно-испытательные учения в Херсонской области по испытанию управляемых ракет к зенитно-ракетным комплексам». Украинская армия, как известно, вскоре получит новое поколение артиллерии – ракетный комплекс «Ольха», серийное производство которого тоже начнется скоро. Но тут приехала Меркель, и надо подготовиться. Вот по этому поводу Украина и объявила о закрытии воздушного пространства над Черным морем с 1 по 4 ноября 2018 года.
А слегка бесноватый и невероятно патриотичный замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Георгий Тука сообщил общественности, что Украина для использования показаний в международных судах уже собирает доказательную базу, документируя каждый случай незаконной остановки Россией судов в Азовском море. «Что касается того, каким образом собирается доказательная база: абсолютно все документируется, каждый случай, более того, собираются показания и судовладельцев, и капитанов тех судов, которые задерживаются РФ. Весь этот материал собирается, и он будет основой для дальнейшего иска против России со стороны МИД в международные судебные инстанции», – мужественно сказал он. И разъяснил: по международному морскому праву, останавливать гражданские суда можно в 4 случаях: работорговля, пиратство, незаконное ведение эфирного вещания и изменение флага. А Россия, мол, останавливает всех подряд и страшно вредит Украине.
Чтобы понять, чтобы происходит в Азовском море нужно, конечно, вернуться на несколько месяцев назад. Тогда Украина захватила два российских судна – «Норд» и «Механик Погодин». Первый на том основании, что он приписан в Крыму, который Украина считает своим, а значит, и «Норд» – таким же. Второй – по привычке или по запаре. Или чтобы показать крутость и серьезность намерений и чтобы вызвать жалость к себе со стороны западных кураторов: мол, Россия бесчинствует. Более того, под новым Керченским мостом и под присмотром россиян в украинские порты на Азовском море были проведены два украинских судна. Якобы для усиления группировки ВМС Украины в регионе и создания некоей военно-морской базы, призванной, ясное дело, сдерживать «российскую агрессию».
Когда долгие переговоры об освобождении судов и их экипажей ни к чему не привели, 6 месяцев назад Россия ввела новый режим инспекции судов, прибывающих из/или в украинские порты в Азовском море. Это автоматически привело к значительным торможениям при прохождении по маршрутам и увеличению расходов по логистике со стороны украинских экспортеров и судов, курсирующих под флагами стран ЕС. Параллельно Россия начала переброску военных судов в Азовское море в большом количестве, а Украина, как отметили в Киеве под хохот наблюдателей и спецов, «ответила наращиванием военных возможностей». А потом НАТО вообще запросила у России разрешения на учения своих сил в Азовском море, но Москва отказала. Используя украинско-российский договор 2003 года, в соответствии с которым Азовское море – это внутренние воды двух стран и входить в них может что-то постороннее только по согласию сторон.
И вот теперь об этом поговорит с Порошенко и Меркель. По общему мнению, итоги их переговоров мало к чему серьезному приведут. И относительно мира в Донбассе, и в судьбе «СП-2» в обход Украины. Но вот насчет Азовского моря и ситуации в нем переговоры Меркель – Порошенко могут помочь понять, зачем и кому выгодно и нужно нагнетание напряженности в акватории двух морей, где частично, а где полностью омывающих Россию и Украину.
Уже понятно, что Украина реально боится потерять контроль над Азовским морем, а значит, и понести потери в торговле по нему (продукция металлургии и химпрома, рыба и т. д). И МИД Украины, и упомянутый замминистра Тука отвергли предложения радикалов расторгнуть упомянутый договор по Азовскому морю от 2003 года, ибо это фактически передаст акваторию под контроль России. Причем в полном соответствии с международным морским правом. «Если мы разорвем соглашение, которое действует сейчас, и перейдем в международную плоскость, то Россия объявит, что с ее точки зрения это будет абсолютно логичным, 12-мильную и 24-мильную зону вдоль крымского побережья своими (внутренними водами. – Авт.)», – сказал замминистра. Но почему же тогда Украина, грубо говоря, задирается и нападает на Россию в Азовском море, рискуя нарваться на серьезную ответку, которая нанесет ей значительный вред?
Вот это и есть вопрос вопросов: что это в Азовском и Черном морях – просто попытки создать дополнительный очаг противостояния между Украиной и Россией с целью обвинить Россию в «агрессии» и наказать ее новыми санкциями или это еще реальное начало осуществления более глобального плана – морской блокады России по всему периметру ее водных границ? По мнению специалистов, может быть и то, и другое, и даже параллельное сочетание обоих задумок. А значит, контуры морской блокады уже вырисовываются, а начать ее решили с Азово-Черноморского бассейна, частично Балтики и Северных морей, создавая проблемы в работе тамошних портов, препятствуя нормальному развитию морской торговли.
Если руководствоваться справочниками, то сегодня в России в реестр морских портов включены всего 67 портов, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трех океанов и Каспийского моря (5 портов). Остальные порты распределены так: в Азово-Черноморском бассейне – 17 портов, Балтийском – 7 портов, Северном – 19 портов и Тихоокеанском – 22 порта. В 2016 году основную долю грузов составляли нефть (31,6 %), нефтепродукты (19,5 %) и уголь (18,9 %).
Также бесстрастная статистика говорит, что наибольший грузооборот приходится на порты Балтийского бассейна (вывозят нефть, лес, металлы, а ввозят — машины, промышленные и продовольственные товары). В структуре экспорта Черноморского бассейна преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, а в структуре импорта — зерно, сахар, машины и оборудования, трубы для трубопроводов, продукты питания. Дальневосточный бассейн осуществляет каботажные и экспортно-импортные перевозки. Через порты Тихоокеанского бассейна вывозят рыбу, лес, уголь, нефть, продовольствие, ввозят машины, оборудование, металлы. Северный бассейн — район быстрого роста морских перевозок, где важную роль играет Северный морской путь, едва ли не единственный способ доставки грузов по всему периметру северных границ (в структуре экспорта преобладают уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, в структуре импорта — продовольствие).
Из всех портов самая благоприятная ситуация для России на Каспии (каботажные перевозки, где преобладают нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба). Там 12 августа 2018 года подписан договор между пятью странами (Россия, Иран, Туркменистан, Казахстан и Азербайджан) о принципах сотрудничества на этом внутреннем море. И тут, повторяю, все в порядке. А вот в других четырех бассейнах могут быть проблемы. Особенно если учесть, что по морю идут и военные грузы, а недоставка их вовремя в пункты назначения может крайне негативно сказаться на обороноспособности как отдельных регионов, так и страны в целом. Срыв любой торговли – это плохо, но торможение военных грузов – это преступный и недопустимый форс-мажор, ибо речь идет об обороне страны. И это я еще мягко говорю.
И начать гадить России в последнее время начали сразу в трех бассейнах. Больше всего – на Севере, где сейчас идут учения НАТО «Trident Juncture 2018». Самые крупные в новейшей истории: учиться воевать и защищать Норвегию от агрессора 50 000 солдат, 150 самолетов и вертолетов, 70 военных кораблей из 31 страны (29 членов НАТО, Швеция и Финляндия). А кто «агрессор»? Правильно: Россия, больше некому. Вот России и показывают, что могут сделать с ее торговлей на Севере – заблокируют все к чертовой матери, вот и защищай тогда священные рубежи.
Та же самая картина вполне может возникнуть на Балтике, где могут начаться непонятки и с ситуацией вокруг строительства «СП-2», и с обвинениями прибалтийских стран-членов НАТО в «агрессивности России», и с попытками России никому спуску не давать, что многими в регионе воспринимается именно как проявление этой самой «агрессивности». А вот теперь добрались и до Азово-Черноморского бассейна, в котором Черное море уже назвали «европейским», то есть открытым для доступа кораблей НАТО и США. А в Азовское пока только ищут доступ и повод воткнуться, нейтрализуя Черноморский флот России и все ее военные потуги по защите границ и интересов. Начнут еще аналогичные действия на тихом океане, например, в наращивании противодействия Китая и США, и морские границ России, как говорится, окажутся на замке. Своем и, увы, чужом. И эта потенциальная угроза блокады в любой момент может стать реальной.
А вошкаются и реально играются с огнем, пока, повторяю, в мелкой Азовской луже, где конфликт, учитывая войну в Донбассе, выходящем прямо на Мариупольский и Бердянский порты Украины, может вспыхнуть в любой момент. Не зря же нынешнее украинское руководство просит НАТО о помощи. И стремится построить военно-морскую базу, для которых у нее кораблей и вообще любых мощностей нет, но зато есть «помощь НАТО». А для России это ее южные рубежи.
Как раз в день визита Меркель в Киеве Россия так ввела против Украины санкции, которые коснулись 68 украинских компаний и 322 граждан. Чтобы подтвердить серьезность намерений в защите своих интересов. И фрау Ангела, и херр Петр могут либо понять этот шаг правильно, либо расценить его, как агрессию. С учетом мнения США, разумеется…