Странности «гибели» норвежского фрегата «Helge Ingstad»

Скорее всего, гордость современного норвежского королевского военно-морского флота — фрегат «Helge Ingstad» — уже не удастся спасти. Корабль принял на борт сотни тонн воды и лег на не особо защищенном от штормов участке острова Alvøyna (хотя и не на открытом месте)

Любое серьезное ухудшение погоды в ближайшие дни не оставит норвежскому флоту никаких шансов на спасение корабля. Между тем, обстоятельства произошедшего заставляют задуматься над тем, насколько хорошо подготовлены современные боевые экипажи кораблей стран НАТО, которые только приняли участие в очень масштабных маневрах.

Что произошло

Однозначно можно сказать, что виновны во всем, в первую очередь, командир норвежского фрегата и вахтенный офицер. Была ли при этом техническая неполадка, скажет следствие. Но вина экипажа фрегата однозначна и именно на нем лежит ответственность за гибель одного из лучших кораблей норвежского военного флота.

Итак, примерно в 4.03 по местному времени (5.03 по МСК) фрегат «Helge Ingstad», возвращавшийся с учений Trident Juncture 18 в главную ВМБ флота Хоконсверн, столкнулся с огромным танкером «Sola TS». Последний, груженый 83 тыс. тонн сырой нефти, не спеша подходил к нефтяному терминалу Sture.

Что странно

Это уже район норвежских фьордов. В нем тот же танкер обязан проходить в сопровождении буксира и с лоцманом на борту (кстати, все так и было). Для экипажа фрегата данный район моря также практически родная территория. До базы приписки — всего несколько десятков километров. Столкновение произошло в одном из выходов из базы, практически в зоне крупного порта. Поэтому, видимо, произошло что-то из ряда вон выходящее.

Судя по фотографиям с места происшествия, фрегат и танкер сошлись по касательной. Причем, если верно, что один возвращался с учений, а второй шел именно в порт, то курсы у них были не встречными, и практически параллельные.

На видео операции спасения экипажа, которое было снято, спустя считанные часы после столкновения, видно, что море в этот день было смирным, аки ягненок, а видимость просто шикарная.

Отсюда вопрос: куда смотрела вахта фрегата, которая не увидела огни огромного нагоняемого им танкера? Судя по повреждениям, фрегат угодил под передний бульб танкера и его спасло только то, что удар произошел под очень острым углом и не на встречных курсах. В конце концов, фрегат очень юркое судно и мог просто попытаться отвернуть. Возможно, что все так и было и экипажу просто не хватило времени, чтобы уйти от столкновения, но вопрос «куда смотрел вахтенный?», причем не одну и не две минуты, остается. Танкер буквально вмял внутрь часть надстройки и борт фрегата. Пробоина ниже ватерлинии прошла сразу по нескольким отсекам «Helge Ingstad».

Далее, судя по видео, решение командира корабля было паническим и абсолютно не верным. Вместо того чтобы быстро буксировать корабль в ближайший порт, он начал снимать экипаж, и производилось это весьма неспешно.

На фото – порт Стюре. Красной точкой обозначено примерное место столкновения:

А потом у спасателей просто не хватило времени дотащить корабль до порта, до которого было рукой подать (корабль приткнулся к берегу примерно там, где звездочка).

Вероятнее всего, к тому моменту, когда фрегат дотащили к порту, он уже настолько глубоко сидел в воде, что спасатели решили не рисковать (а может он уже просто тонул и не мог физически держаться). Но если бы его привели на несколько часов ранее, то возможно, корабль бы удалось пришвартовать к причальной стенке и удержать в ровном положении в прикрытом от штормов месте.

Теперь же, когда «Helge Ingstad» поврежден и лежит на борту, спасти его будет практически невозможно. В общем, лично я бы отдал капитана и вахтенного офицера под суд за халатность, приведшую к серьезному повреждению или гибели боевого корабля. А что сделает норвежское правосудие, посмотрим.

Yurasumy, ИА «Политика сегодня»