Роль униатов в шоу «Автокефалия»

Практически сразу после анонсирования политического шоу «Украинская автокефалия» председатель ОВЦС МП митрополит Иларион (Алфеев) в интервью греческому агентству «Ромфеа» заявил: «Сторонники так называемой единой поместной церкви и представители Украинской грекокатолической церкви начинают открыто говорить о том, что цель принудительного объединения православных Украины – это их последующее присоединение к грекокатолической унии. Влияние Грекокатолической церкви на положение Православной Церкви на Украине имеет скрытый характер, но его нельзя недооценивать».

Фактически в это же время глава УГКЦ Святослав (Шевчук) в ходе открытой дискуссии, посвященной униатскому кардиналу Иосифу Слепому, заявил, что целью УГКЦ является развитие «патриархата», миссия которого – объяснить православным сущность служения «преемника апостола Петра» и помочь «делу объединения Церквей». По его словам, православные демонстрируют «абсолютное непонимание роли папы римского как Вселенского Архиерея». Поэтому, сказал Шевчук, «наш патриархат имеет великую миссию, чтобы православному миру объяснить сущность служения преемника апостола Петра». Мало того,  особо отметил Шевчук, «великое задание нашей Церкви свидетельствовать и православным Церквям в Украине и так же Римскому Апостольскому престолу, как наш патриархат поможет делу единения Церквей».

Обращает на себя внимание и жажда всевластия патриарха Варфоломея, которая даже превосходит амбиции Ватикана. 1 сентября он заявил перед синаксисом:  «Некоторые ошибочно считают, будто можно любить Православную Церковь, но не Вселенский Патриархат, забывая о том, что он является воплощением исконного истинного духа Православия». Мало того, ослепленный гордыней Варфоломей  говорит: «Истоком Православной Церкви является Вселенский Патриархат; в нем была жизнь, и жизнь была светом для всех Церквей».

Мы имеем дело только с совпадением взглядов на «единение Церквей»?

* * *

Сегодня УГКЦ – это не региональная церковь западной Украины, а поместная католическая церковь восточного обряда – так официально называют украинских униатов в Ватикане. Ключевое слово – поместная церковь, столь вожделенное для нынешнего украинского политикума. На сайте униатов читаем, что УГКЦ – самая большая восточная католическая церковь в мире: «Українська Греко-Католицька Церква є найбільшою східною католицькою Церквою у світі».

Невозможно не заметить, что большинство инициаторов обращения Верховной рады к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии – униаты. В Кабмине представители именно этой конфессии сделали очень много, чтобы контролировать  гуманитарную сферу жизни общества .

Вот и лидер партии «Батьківщина» Юлия Тимошенко уже переориентировалась с поддержки Денисенко на проуниатскую риторику. 14 ноября  она посетила Зарваницкий духовный центр УГКЦ в Тернопольской области и написала в «Фейсбуке», что это «место чуда, место очищения и сокровенной молитвы». И вспомнила о все том же кардинале Слепом, назвав его «патриархом»: «Мы знаем его как Патриарха Иосифа Слепого, который положил жизнь на создание Поместной Церкви в Украине … он добивался собственного восточного обряда византийского образца для Украинской Церкви, одновременно проповедовал экуменическую линию в диалоге между христианским Востоком и Западом».

С ней согласен и глава униатов Святослав (Шевчук), заявивший не так давно: «До сих пор экуменический диалог между Католической церковью и Православным миром воспринимался через отношения Москвы и Ватикана. Теперь нужно переосмыслить не только способ ведения этого диалога, но и обновить саму концепцию экуменического диалога с учетом того, что есть другие представители Православия». Очевидно, под другими представителями Шевчук подразумевает Фанар, поскольку, по его словам, «тот, кого действительно можно считать первым среди равных, это – Константинопольский патриархат». Мало того, считает он,  «решение Константинополя [по автокефалии] положит начало новому периоду в истории  Вселенской Церкви».

* * *

Известно, что именно среди униатов больше всего сторонников идеи «украинской поместной церкви». По данным социологической группы «Рейтинг», 80% грекокатоликов поддерживают ее создание. Хотя, казалось бы, а им-то что с того, ведь это «чисто православное дело»…

Однако для дальнейшего распространения и последующего господства на Украине именно их религии необходим масштабный общественный кризис. Такой, например, как политический кризис 90-х годов, когда униаты вышли  из подполья. Сегодня мы наблюдаем кризис в связи с вмешательством Фанара на каноническую территорию Московского патриархата.

Действия Константинопольского патриархата на Украине обостряют религиозный конфликт, который, безусловно, играет на руку униатам. Варфоломеем фактически уже нейтрализованы и Денисенко, и Малетич, как и возглавляемые ими «Киевский патриархат» и «УАПЦ». Он же будет определять статус «новой церкви» и её главы.

И тут на арену выйдут униаты. Ведь они самая что ни  на есть «патриотическая украинская церковь», самая «уникальная» в мире, «общепризнанная», «символ евроинтеграции». В Киеве построен «патриарший собор» на левом берегу Днепра, не говоря уже о  беспрецедентной экспансии униатов на Восток.

Однако  Ватикан не приветствует повышение статуса украинских униатов до патриархата. Мало того, папа Франциск  квалифицирует происходящее на востоке Украины как гражданскую войну, а также считается с мнением Московского патриархата. В совместном заявлении папы Франциска и патриарха Московского и всея Руси Кирилла по итогам встречи в феврале 2016 года в Гаване уния и вовсе была названа изжившим себя методом восстановления единства.

Но не надо забывать, что и папа Франциск, и униаты являются иезуитами, известным их лозунгом является «Цель оправдывает средства». Да и грекокатоликами они называются только в России  и на Украине, официально – это католическая церковь восточного обряда. То есть унии как бы и не существует вовсе…

Иезуиты для достижения своей цели могут даже создавать видимость перехода в другую религию. Униаты достаточно давно подают сигналы Константинопольскому патриархату. Шевчук даже как-то заявил о том, что «мы вполне православная Церковь, с православным богословием, литургикой, духовностью и канонической традицией». Да и патриарх Варфоломей не раз заявлял о том, что до Брестской унии все «украинские православные» были под омофором Константинопольского патриархата.

Таким образом, присоединение униатов к «автокефальной церкви» не выглядит таким уж фантастическим. А если учесть, что объединение раскольников-филаретовцев с самосвятами из «УАПЦ» в «поместную церковь» проходит конфликтно, и еще не факт, что оно вообще состоится, то униаты на определенном этапе вполне могут сбросить личину и на деле показать, как их «патриархат поможет делу единения Церквей».

Таким образом, сегодня униаты как никогда близки к исполнению своей мечты о «патриаршестве».

Но все это выглядит стройно до обсуждения вопросов о главенстве и правах на  собственность: при этом все участники процесса под названием «украинская поместная церковь» разругаются насмерть.

И как тут не порассуждать о роли слова «слепой». Такова фамилия идеолога униатского патриаршества, его фанатик кардинал Гузар физически ослеп в конце жизни, жаждой власти ослеплен патриарх Варфоломей.   Их последователям надо помнить о том, что слепой вождь неизбежно ведет в яму…

Вера Надеждина, «Одна Родина»