Британская антимультипликационная военщина, руки прочь от «Маши и медведя»! А то Пеппу на шашлык пустим!
90 лет назад, 18 ноября 1928 года, на экраны кинотеатров вышел анимационный фильм «Пароходик Вилли», в котором зрители впервые увидели Микки-Мауса. С тех пор мультипликационный мышонок стал одним из самых узнаваемых символов американской культуры, да и культуры 20 века в целом. Его знали и любили во всех странах мира, включая, как ни странно, и Советский Союз.
Хорошо Микки Маусу – он из страны, которая что ни выпусти на мировой рынок, считается, что она обогащает мировую культуру. А вот Маше из «Маши и Медведя» — напротив, не повезло. Она – из страны неправильной. Из такой страны, которая чего ни скажи, ни напиши, ни сними – это всё путинская пропаганда! И Маша тоже – такая пропаганда и вообще, орудие гибридной войны.
«Детям нравится наблюдать за злобной маленькой девочкой и ее нежным гигантским защитником. Однако критики в соседних с Россией странах заявили, что сериал московской студии является частью пропагандистской машины страны. Профессор Энтони Глис (Anthony Glees) из Университета Букингема, эксперт по разведке, сказал: «Маша злющая и весьма противная, но и отважная. Она прыгает выше головы. Не будет преувеличением сказать, что она ведет себя по-путински». Это пишет британская «Таймс», не хухры-мухры.
До этого уже шла на эту тему вялотекущая истерика со стороны вечных потерпевших: Литве не понравилась, что Маша в фуражке пограничника охраняет от зайца морковные грядки, Эстония заистерила, что сериал опасен для её национальной безопасности, а Финляндия припечатала, что Медведь – это не медведь, а… «В мультсериале огромному добродушному медведю приходится все время выпутываться из трудных ситуаций, которые создает маленькая девочка с большими глазами по имени Маша. Обычно медведю сильно достается, прежде чем все снова встает на свои места. А что если медведь — это вовсе не медведь, а Россия?».
А что если у авторов этих статей острая паранойя пополам с галлюцинациями? Тогда что?
Впрочем, а почему бы и нет? Да, пускай будет по-вашему!
Русский балет, русская классическая музыка, великая русская литература, наши научные достижения – это всё то, что – да! – продвигает нашу репутацию, наш международный имидж, наш «вес» в мировой культуре. Да, в сфере культуры тоже идёт соревнование, кто «отбросит большую тень» на всех прочих. И на этом тернистом пути часто встречаются самые неожиданные сюрпризы. Ассиметричные, так сказать.
До 20 века считалось, что превосходство в культуре – это, главным образом, превосходство в литературе. Италия, скажем, в 19 веке имела очень неплохих композиторов, но с литературой особо не задалось, и итальянское культурное влияние на цивилизованный мир было невелико – в отличие от французского, немецкого и английского. Что уж говорить об американцах, у которых литература 19 века была по масштабу сравнима максимум с норвежской. Но пришла эпоха кино, возник Голливуд, и американское влияние на весь мир стало громадным. Новые методы – новые победы.
Так же — ассиметрично – совершила невообразимый рывок вперёд и Япония, которая за счёт аниме и манги смогла распространить своё культурное влияние просто колоссально, став чуть ли безусловным лидером для подростков и молодёжи. Аниме стало промежуточным жанром между «взрослым» кино и «детскими» мультфильмами. И это дало Японии, стойко ассоциировавшейся ранее с чем-то архаичным и нелепо-экзотичным, массу культурных очков, продвинув образ Страны Восходящего Солнца как «страны мечты» для сотен миллионов человек.
Означает ли это, что Япония ведёт «гибридную войну»? Конечно, нет. Потому что в этом случае «гибридные войны» ведут все страны. То, что «Машу и Медведя» смотрят в 120 странах – это повод для зависти, верно, но вы там Бога хотя бы побойтесь!
В России на британскую паранойю ответили едким предложением создать «антимультипликационный центр». Правда, как он будет бороться с нашим сериалом – пока неясно. Может быть, снимет свой, подставной, негативный, где Маша будет вести себя как Свинка Пеппа?
Кстати, про Пеппу, которая, например, тоже очень не нравится многим мусульманским государствам. Давайте представим, что все страны вдруг съехали с катушек и начали бороться с культурным влиянием друг друга. Стали создавать «антимультипликационные центры», наперебой запрещать всё подряд – и кому от этого будет хуже? России, у которой на экспорт идёт не так уж много мультиков, или Америке с Британией? Не стоит кидаться камнями, сидя в стеклянном доме. А то ведь в малосимпатичном, отвратительно нарисованном, поросёнке можно будет легко найти черты членов Королевской семьи и не обинуясь заявить: Пеппа – вылитая Баба Лиза, а Джордж – принц Гарри.
А что «Маша и Медведь» продвигает позитивный образ Медведя, который ассоциируется с Россией – это самое унылое из всех обвинений! От души рекомендую американский мультсериал «Мы обычные медведи», где один из героев – медведь Белый, самый настоящий русский с Чукотки и при этом, на мой взгляд, безусловно самый харизматичный персонаж. Советую к просмотру серию «Юрий и медведь» — про то, как могучий сибиряк Юрий обучил малыша Белого читать Толстого, рубить дрова и считать сложные математические примеры. Боже, да тут ведь весь набор положительных стереотипов про русских! И даже русская музыка! «Таймс», срочно напишите об этом, остановите гибридную войну, в которой на стороне России теперь ваши американские союзники!
Короче, британская антимультипликационная военщина, руки прочь от «Маши и медведя»! А то Пеппу на шашлык пустим!