Юрий Селиванов: «Цирк с конями» в масках имперских штурмовиков

Об основных итогах натовских учений в Норвегии непредубежденно и только на основании очевидных фактов

23 ноября в многострадальных военных учениях НАТО «Trident juncture-2018» (Единый трезубец-2018) наконец-то прозвучит команда «Full stop!». Что дает нам законное основание подвести общие итоги этих военных игрищ и разобрать некоторые наиболее интересные детали. Памятуя о том, что дьявол прячется именно в них.

Что касается самых общих итогов, то они выглядят примерно так:

  1. Подготовительная фаза фактически провалена. Переброска в Норвегию личного состава, материальных средств и боевой техники, причем в количествах очевидно недостаточных для проведения серьезной наступательной операции военного времени, проводилась с августа по октябрь. То есть целых три месяца. С учетом того, что по легенде учений войскам НАТО надлежало срочно спасти Норвегию от агрессии некоего враждебного государства (читай – России), можно уверенно утверждать, что натовцы успели бы прибыть аккурат к холодным норвежским ногам.

Для сведения: немецко-фашистский вермахт в 1940 году справился с задачей переброски своих сил в Норвегию и полной оккупации данной страны всего за одну неделю.

  1. Основная фаза учений – высадка в Норвегии главных сил НАТО в формате морского десанта. Полный и беспрецедентный провал. Десантные силы, представленные в основном ВМС США, в район высадки прибыли в количестве не больше одной трети от первоначально запланированного количества. Остальные выбыли из строя по дороге ввиду «плохой погоды». Масштаб военно-морского провала был подчеркнут беспрецедентной для рутинных учений мирного времени гибелью норвежского фрегата «Helge Ingstad».
  2. Морально-политическое состояние войск НАТО, периода указанных учений, красноречиво характеризуется, на мой взгляд, тем фактом, что аккурат во время маневров «Единый трезубец-2018» в вооруженных силах ФРГ, как сообщило МВД Германии, был раскрыт масштабный военно-нацистский заговор с целью совершения государственного переворота и убийства высших должностных лиц страны. По этому делу арестовано свыше 300 военнослужащих, в том числе офицеры элитных формирований немецкого спецназа. Как говорится, комментарии излишни.
  3. Теперь о том, что касается сухопутной части этих маневров. Из видеонарезок натовских пресс-служб полную картину реальных событий сложить решительно невозможно.

Но даже из того, что ими, после тщательной зачистки и монтажа, было опубликовано, можно составить некоторое впечатление о происходящем. Причем, опять, же весьма нелицеприятное для НАТО.

Разберем более подробно несколько самых любопытных эпизодов, официальная видеоверсия которых, вероятно по недосмотру, либо в надежде на общую некомпетентность зрителей, оставляет нам возможность судить об их истинном значении.

Особенно интересной на этих учениях была деятельность инженерных войск НАТО. Она, в частности, представлена видеороликом, где несколько саперных танков бундесвера остервенело кромсают какой-то норвежский пустырь. Объяснений от пресс-службы учений по этому поводу – ноль. Зачем они это делают, решительно непонятно. Если вертолетную площадку разравнивают, тогда непонятно – где конец операции в виде специального металлического настила? Не в грязь же вертолетам садиться!

И только в комментариях к ролику, кто-то из зрителей раскопал, что военная техника НАТО корчевала пни и сгребала в кучу кусты по официальной заявке одного из местных фермеров, которому срочно понадобилось превратить заброшенный пустырь в сельскохозяйственные угодья!

Нельзя сказать, что это полный натовский эксклюзив. В наших армейских условиях, говорю как очевидец, нечто подобное тоже случалось и называлось «халтурой». Это когда за бутылку водки с закуской наш боец вам чего хошь раскопает и снова зароет.

Но до того, чтобы из этого странного и явно неуставного занятия делать официальное видео крупнейших военных маневров, у нас бы точно никто не додумался. Для этого надо обладать поистине альтернативным общеевропейским мышлением.

И это при том, что у инженерных танков, переброшенных морем за бешеные деньги из далекой Германии в Норвегию, было вполне достаточно и прямых учебно-боевых задач, которыми им следовало заниматься, вместо того, чтобы вскапывать фермерский огород.

Например – прокладка по бездорожью колонных путей для собственных войск. Которые, ввиду отсутствия даже намека на таковые, были вынуждены передвигаться исключительно по асфальтовым дорогам общего пользования, попутно превращая их в мелкий щебень. Вы только посмотрите на этот форменный ужас! После того, как шестидесятитонные «Леопарды» покатались по местным дорогам, норвежским дорожным службам работы на год вперед хватит.

Любопытно, в этой связи, норвежские власти еще 7 ноября полностью прекратили публикацию сообщений о жалобах местного населения и нанесенном материальном ущербе, число которых к этому времени перевалило за полтысячи. В том числе и о трех десятках дорожных столкновений военной техники НАТО с гражданскими транспортными средствами.

Но и это еще только цветочки! А ягодки в том, что столь очевидная и безвариантная привязка натовских войск к удобным, комфортабельным способам передвижения – только по автомобильным шоссе, с головой выдает их крайне низкую подготовленность к реальным боевым действиям. И особенно с Россией, с которой они вроде бы собрались воевать. Ведь в огромной РФ до сих пор дороги, в общепринятом смысле слова, существуют только на основных маршрутах. А все остальное, как говорят русские, это не столько дороги, сколько направления.

А если натовцы собираются воевать только вдоль основных магистралей, то они совершают ровно ту же ошибку, что Наполеон и Гитлер. Потому как не учитывают, что именно здесь будет создана самая мощная оборона, которую придется прогрызать большой кровью.

В общем, очень похоже на то, что уроки, полученные в свое время в России вермахтом, для НАТО прошли бесследно и оно полностью готово наступить на те же грабли.

А вот еще один не менее любопытный эпизод. Переправа через водную преграду. Этот ролик действительно заслуживает того, чтобы его разобрать на мелкие косточки.

На первом плане в нем красуются симпатичные норвежские девушки-военнослужащие. Объясняется это, видимо, тем, что в Норвегии с 2014 года введена обязательная военная служба для женщин. Это же до какой степени надо было испугаться «российской агрессии», чтобы взвалить будущую войну на хрупкие женские плечи! Но мало того, еще и загнать эти хрупкие создания в самый физически тяжелый род войск – инженерно-саперные части. Куда с незапамятных времен набирали исключительно только самых крепких мужиков.

И давайте обойдемся без дилетантских бредней насчет того, что нынче в понтонных частях всё автоматизировано и все вопросы можно решить нажатием кнопки одним дамским пальчиком. Вот эти понтоны, например, сверху надо вручную закрывать довольно громоздкой сборной крышей, чтобы их не залило водой. Работа как раз для девушек! Вот на этом снимке три здоровых мужика еле справляются!

Похоже на то, что в нынешней «общечеловеческой» Норвегии, действительно, «понты дороже денег». И местное начальство, ради красивой картинки, не пощадило даже элементарный здравый смысл. Говорящий о том, что девчонкам в инженерно-саперных войсках, да еще во время войны, нечего делать. От слова совсем.

Что же касается самой понтонной переправы, то на эту девчачью забаву вообще без грусти смотреть невозможно. И дело даже не в том, что для форсирования какой-то узенькой речки приспособили самоходный паром – которому от берега до берега идти ровно десять метров. Это как раз объяснимо. Норвегия – страна фьордов, причем довольно широких. На которые понтонных мостов не настроишься. Поэтому такие паромы здесь действительно нужны. Хотя, конечно, проводить такие учения и надо было в нормальном фьорде, а не в какой-то луже.

Ну, а всё остальное – вообще туши свет!

Вот посмотрите сами – обычный автомобиль въезжает на паром нормальным способом – по довольно пологой аппарели, совсем не касаясь воды. То есть так, как и должно быть. Но вот к парому подходит тяжелый танк «Леопард 2». И картинка резко меняется. Паром уже находится на приличном удалении от берега. Его аппарель под куда более острым углом опушена прямо в воду. И бедолага танкист вынужден сначала въехать в речку, а затем, форсируя двигатель, подниматься на паром по этой весьма крутой сходне.

Как бывший офицер-мотострелок, выполнявший сходное по сложности упражнение на «колейном мосту» на БМП-1, могу сказать что это «удовольствие» сильно ниже среднего. Во-первых, при подъеме под таким острым углом механик-водитель не видит ничего, кроме синего неба. Достаточно только слегка занервничать, чуток прибавить газа, или неосторожно тронуть штурвал, как тяжелая машина моментально свалится с узкой колеи. А если та вдобавок еще покрыта коркой льда, как на этой мерзлой речке, то подобный исход почти гарантирован. Думаю, что, в отличие от гладко смонтированного видеоролика, в реальной жизни далеко не все танки успешно справились с этим восхождением.

Мы долго гадали с коллегами в соцсетях – для чего понтонёрам понадобилось подвергать танкистов такому рискованному испытанию? Пока, наконец, один из собеседников не предложил, на мой взгляд, единственно возможно объяснение. Если подогнать паром близко к берегу, то он спокойно примет, например, обычный джип. Но под весом тяжелого танка, он наверняка опустится ниже, сядет на прибрежную мель и не сможет стронуться с места. Поэтому и пришлось устраивать такой аттракцион на воде с подъемом танков по крутым аппарелям.

Таким образом, перед нами явно неправильный выбор места для устройства паромной переправы и полное отсутствие соответствующих инженерных расчетов.

Надо ли говорить, что в боевых условиях подобная безалаберность привела бы к тому, что один из танков наверняка свалился бы в воду и на этом вся переправа, вместе с боевой операцией, приказала бы долго жить.

Таким образом, перед нами не грамотно организованная работа инженерно-саперных войск, в условиях приближенных к боевым, а гламурно-туповатый пиар, рассчитанный на полных профанов, которые проглотят любую туфту.

Вот такое оно – нынешнее НАТО с его бутафорскими учениями.

Об одном только жалею. Что приходится судить об этом «цирке с конями» исключительно по официальному натовскому видео, которое еще надо тщательно фильтровать, чтобы отделять котлеты от мух. Думаю, что будь я на месте событий с собственной камерой в руках, натовцам бы мало не показалось. Тем более, что поводов для обоснованной критики в их адрес, на этих учениях было вагон и маленькая тележка.

Юрий Селиванов, специально для News Front
Юрий Селиванов