Россия завершила строительство морской части “Турецкого потока”. Глава “Газпрома” Алексей Миллер вместе со своим турецким коллегой официально объявили президентам Владимиру Путину и Реджепу Тайипу Эрдогану о завершении стройки. “Турецкий поток” планируют ввести в эксплуатацию в 2019 году. Две нитки идут по дну Черного моря из России в Турцию: первая – для ее потребностей, вторая пойдет в южные страны Европы. Дмитрий Лекух – о том, что изменится с появлением нового потока и как обострится борьба за русский газ.
Официальное мероприятие, связанное с завершением “Газпромом” строительства морского участка газопровода “Турецкий поток” в Стамбуле, превратилось чуть ли не в народные гуляния. Местная публика не только аплодировала, иной раз просто мешая речам президентов, но даже радостно свистела и улюлюкала. Для русского уха такое выражение восторга несколько непривычно, но – восток есть восток.
Хотя событие действительно эпохальное. И, что особенно занимательно, не только для нашей страны и Турции: по сути, речь идет об изменениях энергетической карты всего европейского субконтинента.
Ввести газопровод в эксплуатацию планируют уже до конца следующего года. Первая нитка будет обеспечивать газом Турцию, вторая — страны Южной и Юго-восточной Европы. По сути, теперь совместно с турецким Botas осталось достроить только сухопутную часть газопровода — тогда российский газ будет поступать турецким потребителям и может поставляться в европейские страны. Там, кстати, тоже от графика не отступают. И отнюдь не случайно рапортовали российскому и турецкому лидерам с борта корабля-трубоукладчика Pioneering Spirit совместно глава “Газпрома” Алексей Миллер и его турецкий коллега Мехмет Конук.
Почему этот проект так важен для России, понятно. Диверсифицируя поставки трубопроводного газа в Европу через германский и турецкий маршруты, российские газовщики, помимо всего прочего, выстраивают между своими партнерами еще и здоровую конкуренцию. И поэтому немцы сейчас бьются за “Северный поток-2” с брюссельскими бюрократами и их вашингтонскими кураторами куда более активно и стойко, чем даже и сам “Газпром”. Просто теперь уже фактическое наличие южного “турецкого” маршрута, знаете ли, подстегивает.
Непонимание счастья быть “русским газовым хабом” вообще-то свойственно только одной территории — она находится, как бы это помягче, немного восточнее. Среди германских и турецких “капитанов экономики” таких непонимающих нет. Поэтому российские газовщики могут теперь быть относительно спокойны: конкурируют в Европе отныне не “с русским газовым монстром”, а за добываемый им “коммерческий” русский газ.
Очень довольны и турки. Тут все просто: легко прогнозируемый отказ от активного использования украинской газотранспортной системы неминуемо приведет к тому, что Турция станет не просто крупнейшим, а безальтернативным хабом на юго-востоке Европы. Дело в том, что через нее в Европу уже поставляется газ из России и Азербайджана (грезы о туркменском газе скорее всего так и останутся грезами — основные его массивы наглухо законтрактованы Китаем). И вхождение Турции в т.н. “евразийскую энергетическую платформу” парадоксальным образом делает эту республику гораздо ближе к Европе, чем даже в те времена, когда она бессмысленно обивала пороги из-за членства в ЕС. И именно поэтому очень трепетно относящаяся к своему суверенитету Турция совершенно искренне рада видеть на своей территории и русский газ, и русский атом, и даже русские С-400: такую “новую геополитику” необходимо и по-новому защищать.
Другое дело, что интрига вокруг “турецких потоков”, по большому счету, только начинается. Страсти кипят нешуточные. Главная “схватка за русский газ” сейчас уже по факту наблюдается между Болгарией и Грецией. Обе стремятся заполучить трубопровод, продолжающий вторую нитку “турецкого потока” именно на свою территорию. И, как считает большинство аналитиков, шансов у болгар все же куда больше. И дело тут даже не в странных политических играх, которые в последнее время ведет правительство когда-то “левого” и “пророссийского” Ципраса. И не в традиционно напряженных турецко-греческих отношениях. А чисто в газовой арифметике: маршрут Болгария-Венгрия-Австрия просто позволит использовать уже существующий трансбалканский газопровод в реверсном режиме. А логичное смыкание его с сухопутными продолжениями маршрутов “северных потоков” в Австрии даст возможность решить проблему с контрактами “Газпрома” с балканскими и восточноевропейскими странами (Сербия, Словакия, Молдова и т.д.), газ в которые сейчас идет через украинскую ГТС, при минимальной реконструкции.
Что касается собственно украинской ГТС, то ее судьба после старта прокачки по всем “потокам” будет весьма плачевной. Дело в том, что она становится банально никому технологически не нужной, а экономически так и вовсе обременительной. Она будет мешать не только немцам, австрийцам, туркам и восточно-европейским странам. Но и России с США.
Русские после Сабетты “распробовали” выгоду работы с объемами СПГ. Похоже, с учетом “китайских маршрутов” и потенциального “корейского коридора”, считают развитие ситуации с экспортом именно трубопроводного газа вполне достаточным. И собираются большей частью сосредотачиваться именно на экспорте СПГ.
Что касается американцев, их задачи еще более циничны: если не удается остановить строительство “турецких потоков” и “Северного потока-2”, то им для наращивания объемов уже своего СПГ в Европу кого-то все равно нужно, что называется, “минусовать”.
Я думаю, никого не удивит, если этим “кем-то” окажется именно Украина: больше под условия задачи никто и не подойдет. А у американцев сейчас, извините за сленг, конкретно “подгорает”: их самих уже крепко “проминусовал” Китай, еще прошедшим летом отказавшись от импорта американского СПГ. Что в условиях разгорающейся американо-китайской торговой войны совсем не удивительно и вряд ли краткосрочно. Выпадающие объемы необходимо куда-то девать, а Европа тут самый подходящий вариант. Так что вариантов у американцев не так уж и много.
К тому же, в “случае Украины” им и делать-то ничего особенного не надо, напротив, можно много говорить и возмущаться “агрессивной политикой России”, при этом прослеживая, чтоб никто сдуру не проинвестировал в украинскую трубу. Которая без срочных инвестиций сгниет сама, ко всеобщему, надо отдать должное, удовольствию.
Словом, эта “воронья слободка”, есть такое ощущение, просто не может не сгореть. Особенно с учетом все более и более отчетливо вырисовывающегося “балканского продолжения” ниток “Турецкого потока”: реверс по Трансбалканскому трубопроводу технически возможен только в случае отказа тех самых Балкан от услуг украинской ГТС. А будущая выгода от “Турецкого потока” настолько для всех очевидна, что государства Южной и Юго-Восточной Европы вряд ли захотят ею поступиться ради процветания Украины.
Дмитрий Лекух, RUPOSTERS