Макрона выгоняют из Елисейского дворца за рост цен на бензин

Президент Франции Эмануэль Макрон в растерянности: его рейтинг стремительно тает после непрекращающихся акций протеста против повышения цены на топливо

На 1 декабря объявлена очередная — третья волна — общенациональных протестов. Но в это раз она пройдет под лозунгом «Макрон в отставку». Президента стали высмеивать в социальных сетях, сочинять о нем шуточные песни.

Многотысячные акции протеста во Франции идут, не переставая, с 17 ноября. Возмущение населения вызвал рост цен на топливо — с начала года стоимость бензина увеличилась для французских потребителей на 7,5%, а дизельного топлива — на 15%. Пик протестов пришелся на 24 ноября, когда на Елисейских Полях заполыхали костры. Тогда министру внутренних дел Кристофу Кастанеру заявил:

Мы наблюдаем изменение движения, которое произошло в Париже из-за Марин Ле Пен, которая призвала манифестантов идти на Елисейские Поля, и куда действительно пришло порядка пяти тысяч человек. И сейчас мы констатируем мобилизацию ультраправых, которые хотят возводить баррикады на Елисейских Полях. Наши правоохранители предвидели эту ситуацию. И постепенно все эти преграды на Елисейских Полях были убраны.

Попытки свалить ответственность на Марин Ле Пен лишь усугубили положение властей: движение «желтых жилетов», а именно так они сами себя называют, демонстративно дистанцируется от политических партий. Гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов считает, что «Макрон не хочет проявить слабость, принимать решения под давлением уличных действий». Однако из-за акций протест, полагает эксперт, его кредит доверия, когда он приходил к власти, разрушив сложившуюся партийную систему Франции, близок к исчерпанию».

Во вторник ожидается заявление президента по ситуации. Но вряд ли Макрон сумеет остановить протесты, которые требуют снижения уже не только акцизов на топливо, но и ухода в отставку самого президента.

Протестные акции приобрели с 24 ноября ярко выраженный общественный характер. Об этом свидетельствовали посты в социальных сетях. Люди открыто заявляли о своих планах принять участие в протестном движении. Многие специально приехали из других регионов в столицу для участия в митингах. По данным французского МВД, численность протестующих достигла 8 тыс. в столице и 23 тыс. по всей стране. Городские власти успели подготовиться к новым выступлениям — к обеспечению безопасности на улицах Парижа были привлечены около 3 тыс. сотрудников правоохранительных органов, на пути к Елисейскому дворцу были установлены заграждения. Из-за очередной волны уличных протестов 24 ноября администрация одной из главных парижских достопримечательностей — Эйфелевой башни — была закрыта.

Акции протеста падают на благодатную почву: по опросам социологов свыше половины населения страны недовольны политикой Эммануэля Макрона. А власти словно не слышат протестующих: на начало 2019 года анонсировано новое повышение цен — литр бензина увеличится на 3 евроцента, а дизеля — на 6,5 евроцента. Власти рост цен объясняют заботой об экологии: мол, эти средства пойдут на борьбу с парниковым эффектом от выброса углекислого газа в атмосферу. Протестующие требуют снизить налоговое бремя. Однако премьер-министр Франции Эдуар Филипп заявил 18 ноября, что власти не намерены отменять экологический сбор.

При этом правительство планирует смягчить последствия от введения сборов для незащищённых слоёв населения. В частности, речь идёт о новых льготах для малоимущих семей на оплату электроэнергии. Кроме того, власти обещают повысить до €4 тыс. дотации на замену старых автомобилей на новые, более экологичные машины. Сейчас размер этих выплат составляет примерно €2 тыс.

К 2040 году продажа автомобилей с двигателями внутреннего сгорания может и вовсе оказаться под запретом. Об этих планах ещё в 2017 году заявил министр окружающей среды Франции Николя Юло. Все изменения направлены на то, чтобы к середине века полностью ликвидировать вредные выбросы автомобильных двигателей. В начале следующего года французские власти планируют рассмотреть пакет поправок, направленных в первую очередь на внедрение более экологичных видов транспорта, таких как электромобили.

Все эти меры кажутся вполне разумными, однако французы относятся к ним скептически. Как показали данные опроса, проведённого компанией Odoxa 21—22 ноября среди 1 тыс. человек, 82% французов поддерживают требования протестующих и считают, что власти должны отменить новые топливные сборы. Требования стихийного движения «жёлтых жилетов» обоснованными назвали 77% респондентов, а ещё 62% опрошенных заявили, что не считают методы протестующих чрезмерными.

Участники стихийных манифестаций назвали свои акции движением «жёлтых жилетов», которые являются обязательным атрибутом французских автомобилистов: водители обязаны надевать светоотражающие жёлтые жилеты в темноте или в условиях плохой видимости, когда выходят из машины.

Программа Эммануэля Макрона для многих французов стала шоковой, причём сильнее всего на текущем этапе оказались задеты наиболее незащищённые слои общества. Например, после того как власти отменили социальные взносы для работающих граждан и подняли общий социальный налог, ухудшилось положение пенсионеров.

«Такие меры только утверждают многих французов во мнении, что Макрон является прежде всего «президентом для богатых». Люди считают, что и налог на дизельное топливо связан не с заботой об экологии, а с желанием вытянуть из населения средства, чтобы залатать бюджет, поэтому сейчас правительство должно задуматься о каких-то уступках по этому вопросу», — считает эксперт Сергей Фёдоров.

Иннокентий Вишневский, «Антифашист»