Знаки «объединительного собора» раскольников

И всё-таки Порошенко добился создания собственной карманной церкви. Даже свои инициалы умудрился включить в её аббревиатуру У-ПАП-Ц – «Украинская поместная автокефальная православная церковь». Эпопея, которой уже приклеили ярлык «Томосиада», правда, ещё не закончилась. Ярлык от Стамбульского патриархата обещают выдать в 2019 году, но дело сделано, раскол в православии удалось углубить и расширить.

«Объединительный собор» раскольников действительно состоялся 15 декабря в Софийском соборе Киева. Но все усилия, приложенные властями для того, чтобы придать этому мероприятию бо́льшую легитимность, провалились. Известно, что иерархов УПЦ Московского патриархата накануне «прессовала» Служба безопасности Украины (ну да в нацистской Украине преследования за религиозные взгляды «нет»!). Кого-то «вызывали на беседу», у кого-то проводили обыски, а митрополита Могилёв-Подольского Агапита и вовсе привезли в Киев принудительно.

Тем не менее в Софию явились два представителя УПЦ МП – экс-помощник покойного митрополита Владимира Александр Драбинко да Винницкий митрополит Симеон. Первый никогда не скрывал своих симпатий к раскольникам-филаретовцам, а второй являлся кандидатом от власти: его изо всех сил проталкивал на пост главы раскольнической церкви сам Пётр Порошенко. Причём настолько рьяно, что, по информации Союза православных журналистов, сотрудников винницкой мэрии собирали 16 декабря в 7:00 на акцию «в поддержку кандидатуры митрополита Симеона (Шостацкого) на место главы ЕПЦ», а тем, кто не выполнит указание, обещали санкции.

Честно говоря, происходившее в Софийском соборе, не являющемся, к слову, действующим храмом, больше походило на принудительное мероприятие, чем на «поместный собор». Во-первых, он был собором раскольников. И даже два пришедших на него митрополита УПЦ, как сообщил архиепископ Климент, таковыми уже не являются: «К УПЦ они больше не имеют никакого отношения. Мы констатируем, что они перешли в раскол, и сообщим в поместные церкви, что в диптихе канонических епископов Украины они больше не значатся».

Во-вторых, из семи председательствовавших на мероприятии четверо являются представителями не Украины, а Фанара. В-третьих, происходило это действо не просто при участии президента Украины, а под его управлением. То есть, даже если не вспоминать мощнейшее давление на делегатов со стороны украинской контрразведки, к свободному волеизъявлению церковных иерархов оно не имеет никакого отношения.

Если упоминать о давлении властей, то ярчайшим примером его является то, как был выбит из предвыборной гонки главный претендент на пост главы «Единой украинской церкви» Денисенко, называвший себя патриархом раскольничьей структуры УПЦ КП. Ни ему, ни главе самосвятской и тоже раскольничьей УАПЦ Мелетичу не позволили даже выдвинуть свои кандидатуры. Подаренную Стамбульскому патриарху Андреевскую церковь Порошенко брутально «отжал» именно у автокефалов. Лжепатриарха Филарета так «запрессовали», что он в Софийский собор явился в одеянии митрополита.

Вместо 10 утра к работе «собор» приступил только около 14 часов. По слухам, задержка произошла из-за того, что кандидатура от Порошенко не устраивала делегатов, а Порошенко не устраивали никакие другие, кроме Симеона. Не явился на мероприятие и ожидавшийся Варфоломей. Когда же выборы завершились, а игравший роль верховного иерарха Пётр Порошенко представил насильно свезённым к стенам Софийского собора бюджетникам и военнослужащим «митрополита» Епифания – «главу УПАПЦ», «правую руку» Денисенко, экс-капеллана в т.н. АТО и симпатика УНА-УНСО*, тот принялся благодарить за случившееся не Бога, а Порошенко, Парубия и Варфоломея. А вместо молитвы исполнил «Щеневмерлу».

С чем ассоциируется прошедшее действо? Если и с собором, то никак не с церковным.  Что бы ни взялся делать Порошенко, его сопровождают некие знаки. Вроде падающих солдат при инаугурации и на парадах. На этот раз их было даже два. Пожар в торговом киоске, стоявшем всего в паре сотен метров от Софии, и рухнувший с небес в Житомирской области истребитель Су-27. Ни чёрные клубы дыма горящего киоска, которые острословы тут же сравнили с дымом из трубы папской курии, ни падение летательного аппарата ничего хорошего мероприятию раскольников не сулят. А вот верить ли в знаки, сугубо индивидуальное дело каждого.

Александр Горохов, «Одна Родина»