6 января в Стамбуле Вселенский патриарх Варфоломей вручил представителям Украины Томос об автокефалии – документ, который был написан богословами Фанара и оформлен на пергаменте иконописцем Афона.
Сам текст Томоса в украинском переводе появился еще сразу после церемонии торжественного подписания его патриархом Варфоломеем в присутствии обширной делегации из Украины 5 января. Немного позднее публично обнародовал его и президент Украины Петр Порошенко, сделавший Томос одним из главных пунктов своей избирательной программы.
Впрочем, исходя из текста этого документа, оказалось, что Украина вовсе не получила новую самостоятельную церковь, а раскол в украинском православии только углубится.
Характерно, что в тексте Томоса, помимо название “Православная церковь Украины” упоминается еще одно ее наименование – “Святейшая церковь Украины” (под таким именем Вселенский патриархат призывает упоминать ПЦУ другие православные церкви). Или же – СЦУ. Что в сети тут же начали расшифровывать как “Стамбульская церковь Украины”.
Что означает на самом деле Томос, проанализировала “Страна”.
1.В подчинении Вселенского патриархата
Документ определяет новую церковь “духовной дочерью” Вселенского патриархата, которая по своему статусу будет Митрополией, возглавляемой Митрополитом Киевским и всей Украины (к слову точно такой же статус до сих носит предстоятель Украинской православной церкви Блаженнейший митрополит Онуфрий, и отказываться от него не собирается). В тексте Томоса идет обращение ко всем мировым православным церквям (таких насчитывается 14) признать украинскую “сестру”, которая займет 15-е место в диптихе православных церквей мира.
Юрисдикция новосозданной церкви распространится только на территорию Украины, открывать зарубежные приходы она не сможет. Все приходы диаспоры окончательно будут закреплены в подчинении Вселенского патриархата.
По этому положению, права новой православной церкви существенно уже, чем ряда других церквей. Так, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты имеют приходы и епархии вне территории своей основной юрисдикции. Это означает, что эти патриархаты окормляют соотечественников, которые хотят оставаться верными традициям своей церкви, проживая за границей.
Подчинение Варфоломею напрямую ожидает и пятерых епископов УПЦ КП, которые были ранее отправлены главой Киевского патриархата Филаретом в зарубежные приходы.
Также именно Константинополь станет последней инстанцией для всех споров внутри этой церкви. Причем, буквально на пальцах эти положения можно понять так, что в случае конфликта иерархов церкви с ее главой Епифанием, они смогут разрешить проблемы путем обращения к Варфоломею, перешагнув через голову самого предстоятеля новой церкви Епифания.
Интересно, что право Константинополя принимать безапелляционные судебные решения обосновывается его статусом “центра Православия”, а еще ссылкой на неверные пункты канонов 4-го Халкедонского Вселенского собора. Вместо 17 пункта канонов, в котором речь идет о судебной власти Константинопольского престола, в Томосе права Варфоломея обосновывают отсылкой к запрету на вступление в брак монашествующим.
И хоть ясно, что такая досадная описка закралась в документ случайно, все равно возникает вопрос о сомнительном уровне подготовки этого исторического документа.
Между тем, замглавы АП Ростислав Павленко на своей странице в Facebook заявил, что несмотря на выше указанные факты новая церковь считается независимой.
“ПЦУ по статусу равна РПЦ, – написал Павленко. – Когда ПЦУ окрепнет, когда к ней присоединятся те, кто сейчас остается в МП – можно будет говорить о получении признанного статуса Патриархата. Положение Томоса о том, что титул Предстоятеля нельзя менять без согласия Фанара – на самом деле путь к этому. Церковь окрепнет, получит признание, наработает авторитет – будет легче вести переговоры о статусе патриархата. А пока митрополия – ничем не хуже, и равная среди равных”.
В тоже время иерархи УПЦ МП (даже те, кто ранее относился положительно к вопросу об автокефалии) же заявили, что такая “автокефалия” как у ПЦУ им точно не нужна. УПЦ в своем нынешнем статусе имеет намного больше самостоятельности, чем новая церковь под кураторством Стамбула.
2. Миллионы в Стамбул
Новая православная церковь окажется не только юридически и канонически зависима от Константинополя. От создания этой церкви Фанар получит вполне конкретную материальную выгоду.
Во-первых, в тексте упомянуто прямое подчинение отдельных храмов и монастырей Константинополю. “Права Вселенского престола на экзархат в Украине и священные ставропигии сохраняются и не могут быть уменьшены”, – говорится в документе.
“Страна” уже неоднократно писала, что в рамках соглашения между Порошенко и Константинопольским патриархом Варфоломеем, подписанного 3 ноября, Фанару будет передано минимум 12 храмов и монастырей. Они будут находится в статусе ставропигий, то есть подчиняющихся напрямую Стамбулу. Текст этого соглашения, которое было триумфально подписано, так и не был обнародован публично.
“И заграничные парафии, и ставропигии переходят в прямое подчинение Вселенскому патриархату, а оттуда будут напрямую платиться епархиальные взносы”, – считает священник Олег Точинский.
В Администрации Порошенко опровергают расширение влияния Фанара на Украину через создание ставропигий.
“Экзархат – это представительство, миссия, фактически – “посольство”, которое находится в Андреевской церкви. Имеется в виду это. Никаких других не предусмотрено. Никаких тайных или некие соглашений о “ставропигии” (кроме упомянутой Андреевской церкви) не существует”, – заявил замглавы АП Ростислав Павленко.
Кроме того, в тексте Томоса прямо говорится о том, что миро для таинств новая церковная структура будет получать в Константинополе.
“…православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в православных совещаниях в отношении важных канонических, догматических и иных вопросов, которые собираются время от времени, по священному обычаю со времен Отцов. Первый же, утвержденный, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и другим Предстоятелям, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя по обычаям, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней”, – говорится в Томосе.
Миро – в христианстве специально приготовленная и освященная смесь ароматических масел и смол, используемая в церковных таинствах для помазания тела человека.
Для закупок этого масла, представителям новой церкви придется отправляться в Стамбул. В то же время, до сих пор в УПЦ КП миро варили в Украине из афонских масел. Его освящение раз в год в Чистый четверг перед Пасхой лично делал патриарх Филарет, а затем раздавал в епархии УПЦ КП.
“Совсем недавно Киевский патриархат обосновывал самостоятельное мироварение как неотъемлемый признак автокефалии. Сейчас, видать, свое мнение поменял. Что является свидетельством непоследовательности и беспринципности”, – считает настоятель Ионинского монастыря УПЦ (прихожанином которого до недавних пор являлся сам Петр Порошенко) Иона Черепанов.
В УПЦ миро получали в Москве, но это происходило бесплатно. Митрополит Черкасский Софроний (который считался одним из апологетов создания единой поместной церкви в Украине, но после обнародования текста устава ПЦУ отказался переходить в нее) в одном из своих интервью признал, что получал миро в Москве бесплатно из расчета литр-два на год, в зависимости от количества проведения церковных таинств. По его же словам, получение миро в Стамбуле будет происходить на платной основе, а также повлечет за собой расходы на дорогу священников за миром.
“Приходы ПЦУ в Украине и продажа мира будут приносить Фанару колоссальные деньги. Я думаю, что речь идет о прибыли Фанара в десятки миллионов долларов ежегодно”, – говорит “Стране” политолог Руслан Бортник, издавна занимающийся церковной проблематикой.
В то же время, в одном из недавних интервью Епифаний утверждал, что практика получения этого масла в Константинополе – обыденная для многих поместных церквей.
“То есть то, что мы будем получать миро от Вселенского патриарха – это пункт был прописан в других автокефальных поместных православных церквях, которые получали Томос от Вселенского патриарха”, – говорил он в интервью телеканалу “Прямой”.
Не видит ничего проблемного в получении мира в Стамбуле и Ростислав Павленко. “Чисто символическая вещь, присутствующая в большинстве Томосов. Не влечет никаких практических ограничений”, – назвал он это положение Томоса на своей странице в Facebook.
3. Велено молиться за Кирилла
Текстом Томоса существенно сужены права главы новой церкви Епифания. Кроме того, что он не сможет назначать епископов за границей и заниматься мироварением, он еще обязан участвовать во всеправославных собраниях на Фанаре. “ПЦУ “обязана” принимать участие во всеправославных собраниях – то есть соборах, например. Получается, если она откажется, то нарушит условия томоса! Это означает, что эта “церковь” не имеет права отказаться от участия в Соборе по тем или иным причинам. Что обеспечивает Константинополю власть над ней фактически”, – отмечает Иона Черепанов.
Но интересно еще одно положение в Томосе, которое обязывает Епифания, совершая богослужения, поминать всех предстоятелей православных церквей.
“…каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать за древнее предание святых отцов наших Вселенского Патриарха и других Предстоятелей Поместных Православных Церквей, в ряду диптиха, согласно каноническим порядкам…”, – говорится в тексте Томоса.
Это означает, что Епифаний должен упоминать в богослужениях всех глав всех православных церквей мира, в том числе патриарха РПЦ Кирилла. В декабре сам Епифаний признал, что не поминает при богослужении предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла, потому что “мы находимся в состоянии войны. И поэтому украинский народ не воспринимает того, чтобы новоизбранный предстоятель поминал имя российского патриарха”.
При этом, поминовение предстоятелей поместных православных церквей в строгом соответствии их месту в диптихе (перечень поместных церквей) является одним из ключевых признаков церковного общения между ними. Более того, несмотря на то, что РПЦ еще в октябре разорвала евхаристическое общение со Вселенским патриархатом, сам Вселенский патриарх продолжает поминать патриарха Кирилла в своих богослужениях в ряду с именами всех глав православных церквей мира.
Отметим, что Петр Порошенко неоднократно говорит, что ПЦУ нужна Украине в том числе потому, что после предоставления Томаса в храмах больше не будут молиться за здравие Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
4. Порошенко увековечил себя в Томосе
Отдельная роль в Томосе отведена президенту Украины. В конце документа упоминается имя президента, и отмечается, что Томос предоставляется не только Епифанию, но и Петру Порошенко.
“… Наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной… Такое решенное и рассужденное, и в радости возвещенное вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точной и идентичной копии Блаженнейшему предстоятелю Святейшей Церкви Украины, кир Епифанию и Его Высокопревосходительству Президенту страны господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления”, – говорится в тексте.
Таким образом, между обнародованным ранее проектом устава новой церкви и предоставленным Томосом ничего не поменялось, кроме появления в документе фамилии Петра Порошенко.
“Порошенко не торговался по сути за независимость новой церкви, он торговался за свою фамилию в тексте Томоса. Все важные вопросы новой церкви – канонические, кадровые, финансовые будут происходить по согласованию с Константинополем, по форме это будет очень ограниченная в правах митрополия. От диаспоры Украина окончательно отказывается, назначать епископов зарубеж будет невозможно, это потеря и денег и влияния, – говорит “Стране” политолог Руслан Бортник. – Любой спорный вопросы – на апелляции у Варфоломея. Реальная догматическая власть в новой церкви будет принадлежать Константинопольскому патриарху. Мы, как страна, на долгие годы потеряли шанс создать действительно независимую поместную церковь”.
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен