Закон о “церковном рейдерстве” как старт к захвату храмов. “Страна”, Украина

Последняя парламентская неделя текущей сессии может ознаменоваться принятием так называемого закона о “церковном рейдерстве”, который будет создан на базе скандального законопроекта №4128 о внесении изменений в закон “О свободе совести и религиозных организациях”, поданного в парламент еще в 2016 году.

Еще на старте этой пленарной недели депутаты собирались принять именно вышеупомянутый законопроект, который касается подчиненности религиозных общин. В частности, в статье 8 Закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях” предполагалось изменить положения, которыми регулируется принадлежность лица к религиозной общине – вводился термин “самоидентификация”, а также уточнялось минимальное количество представителей религиозной общины, согласно решению которых может быть изменена подчиненность действующим в Украине религиозным центрам.

Но уже во время согласительного совета во вторник, 15 января, спикер Рады Андрей Парубий заявил о том, что нужно переписать этот закон. При чем безотлагательно, чтобы уже на следующий день его рассмотрел профильный комитет, а в четверг внести его на повестку дня.

“У нас есть зарегистрированный проект закона № 4128, но, к сожалению, он не учитывает всех процедурных и юридических нюансов. Поэтому я обратился с просьбой к комитету, чтобы был разработан новый законопроект, доработанный и усовершенствованный согласно рекомендациям и решениям Европейского суда по правам человека, – сказал Парубий, – Я надеюсь, что комитет в среду сможет рассмотреть принятое решение и, если будет воля парламента, мы в четверг сможем включить в повестку дня сессии для принятия решения доработанный проект закона”.

“Страна” разбиралась, почему произойдет замена законопроекта, хватит ли голосов для его принятия и что будет, если его примут.

Закон решили подчистить

По действующему Закону Украины “О свободе совести” религиозная община может сменить подчиненность. Но эту подчиненность не имеет права сменить территориальная община, так как в населенном пункте может быть несколько религиозных общин разных конфессий. На практике это означает невозможность влияния членов других религиозных общин на принятие решения о том, чтобы религиозная община, членами которой они не являются, изменила свою подчиненность.

Например, сложно представить, чтобы Владимирский собор, который даже после самороспуска УПЦ Киевского патриархата остается вотчиной Филарета, перешел в другую конфессию после сбора подписей за это членов территориальных общины. Или чтобы мечеть стала христианским храмом, если за это проголосуют местные жители.

Но то, что сложно представить теоретически, вполне могло стать практическим принятие парламентом законопроекта №4128. Этим законопроектом, который был подан в парламент еще в начале 2016 года депутатами, преимущественно из фракций парламентского большинства, предлагалось внести изменения в ст. 8 Закона “О свободе совести и религиозных организациях”, касательно смены подчиненности храмов. Нормы документа дают право религиозной общине сменять свою подчиненность, хоть и не прописывают точный механизм этой смены.

Не принимать этот проект еще с 2016 года парламент призывало Главное юруправление Верховной Рады, в анализе которого говорится, что вопрос переподчинения религиозных общин в принципе не является предметом законодательного регулирования.

“Несмотря на то, что в значительной части религиозных общин различных вероисповеданий членство является нефиксированной, предложенная формулировка о предоставлении согласия на изменение подчиненности простым большинством лиц, присутствующих на собрании граждан, является непродуктивной. Ведь количество присутствующих лиц может быть значительно меньше чем, количество членов религиозной общины в целом. Кроме того, не исключается ситуация в таком случае принятия альтернативных юридически равнозначных разновекторных решений различными лицами, которые “самоидентифицировали” себя с религиозной общиной”, – говорится в выводах юристов.

Но не смотря на эти выводы, уже все шло к принятию законопроекта. Еще буквально во вторник утром ряд депутатов из фракций парламентского большинства, и из оппозиции убеждали “Страну”, что голосов для принятия хватит.

Но теперь в этом процессе произошла остановка.

По информации “Страны”, дело в том, что против него выступил целый ряд религиозных конфессий. В том числе протестанты, иудеи, мусульмане. Например, мусульмане несколько раз направляли письма спикеру Парубию с просьбой не ставить законопроект на голосование. Украинская лютеранская церковь также публично критиковала термин “самоидентификация”, отмечая, что человек не может самоидентифицировать себя членом их религиозной общины, поскольку по их канонам, сперва необходимо пройти курс обучения.

Как сообщил “Стране” один из соавторов этого документа, его подчистят, упразднив термин “самоидентификация”, а также к законопроекту могут внести важные изменения.

“Есть идеи сделать так, чтобы закон был в одностороннем направлении. Просто добавим упоминание про религиозный центр в стране-агрессоре. Были замечания к формулировке “простое большинство”, по уставу ряда конфессий решение принимается в две трети голосов, например, на это обращали внимание лютеранцы. Был вопрос, что такое “участие в религиозной жизни общины”. Это только участие в богослужениях или же непременное участие и в других сферах жизни общины? Вот эти спорные моменты решили подчистить, сегодня-завтра будем нарабатывать текст”, – сказал “Стране” один из соавторов проекта 4128.

“Выскочить из под Москвы”

Несколько предыдущих лет авторы законопроекта только абстрактно говорили о правах религиозных общин изменять подчиненность. Сейчас уже никто не скрывает, права какой конфессии будут и дальше урезать.

Например, буквально накануне один из ключевых авторов законопроекта Виктор Еленский в интервью “Голосу Америки” прямо отметил, что закон нужен, чтобы “выскочить из-под Москвы”.

“Право религиозной общины избирать и изменять подчиненность – одно из фундаментальных. Его провозглашает Закон Украины о свободе совести и религиозных организациях, статья 8. Но каким образом это можно сделать, там не указывается. Процедура не прописана. И такая недосказанность давно вызывала недоразумение, – заявил Виктор Еленский, член фракции “Народного фронта”. – Проблема обострилась с началом российской агрессии против Украины. Но “выскочить из под Москвы” общинам оказалось не так просто. Если верующие хотят выйти, всегда можно объявить их раскольниками, привезти титушек под видом “паломников” и выгнать верующих из храма, еще и обвинив их самих в попытке “захвата”. Поэтому законопроект предлагает юридическую процедуру”.

О том, что титушки под видом паломников выгоняют верующих из храмов, говорят и по ту сторону баррикад. Практически ежедневно из разных регионов Украины приходят сигналы о ползучем “отжиме” сельских церквей, которые ранее были в УПЦ. Конфликты вокруг переходов церквей в новосозданную ПЦУ (официально она именуется как Святейшая церковь Украины) начались аккурат после предоставления Украине Томоса о создании новой православной церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата. По удивительному совпадению, в рамках “Томос-тура”, с которым Петр Порошенко сейчас катается по Украине, буквально накануне его приезда в разные регионы происходят захваты сельских приходов.

Например, 15 января Порошенко в рамках Томос-тура посетит Волынь, а 13 января в небольшом селе Красноволя Маневичского района Волынской области, в Свято-Михайловском храме со скандалом некие “активисты” помешали совершить литургию, которую планировал возглавить епископ УПЦ Волынский и Луцкий Нафанаил, затем эти же активисты отобрали ключи от храма у священника УПЦ. На своей странице в Facebook председатель Маневичской райгосадминистрации Андрей Линдюк торжественно отчитался о том, что “громада провела процедуру перехода в Православную Церковь Украины”.

“Большое спасибо Константинопольской церкви-матери. От ваших материнских объятий мы задыхаемся”, – так прокомментировал этот захват сельского прихода спикер Волынской епархии УПЦ Олег Точинский.

А уж после принятия закона о “церковном рейдерстве”, под каким бы номером его не провели через парламент, процессу захвата церквей будет дан зеленый свет по всей стране.

“Томос подписали, теперь не надо делать вид, что религиозной вражды и нетерпимости нет. Оказывается, уже нельзя свободно исповедовать ту веру, которую хочешь, а если не хочешь, то заставят, потому что есть церковь “правильная”, еще немного и в Кабмине появится “святейший правительствующий Синод”, – говорит глава Юридического отдела УПЦ, протоиерей Александр Бахов.

Даже если депутаты исключат из текста законопроекта термин “самоидентификация”, понятие участия в жизни религиозной общины существенно размоется. Например, уже не обязательно будет выполнять какие-то церковные каноны. Можно просто зайти в храм, поставить свечку, сделав пожертвование и считать себя частью прихода. Да и идея с принятием решений “большинством”, на пальцах будет означать то, что даже присутствие среди ночи в пустом храме трех “желающих” перейти в ПЦУ, будет являться основанием для такой переподчиненности.

Между тем в парламенте уже не сомневаются, что в том или ином виде этот закон будет принят. Предыдущий “антицерковный” проект о переименовании религиозных общин с центром в государстве-агрессоре в декабре был поддержан в 240 голосов.

Некоторые депутаты в разговоре со “Страной” говорят о том, что при голосовании оказываются заложниками ситуации. Например, при принятии закона о переименовании УПЦ часть мажоритарщиков признавались “Стране”, что были вынуждены голосовать, поскольку на кону стояло выделение средств на их округа.

“Вероятно повторится ситуация с принятием закона о переименовании УПЦ. Власть разгрывает псевдопатриотическую карту – или ты голосуешь за сумасшедшие идиотские вещи, и ты патриот, или не голосуешь – и ты рука Москвы. Многие фракции находятся в заложниках этой ситуации. Другие же – в силу привязанности к округам или своих религиозных убеждений – прямо связаны с теми конфессиями, которые заинтересованы разрушить поле УПЦ. Поэтому очень высока вероятность, что закон примут”, – говорит “Стране” политолог Руслан Бортник.

Разделить Киево-Печерскую Лавру и отобрать монастыри

Спешка лоббистов закона понятна. Закон о переподчинении общин вступает в силу на следующий день после публикации в официальных СМИ, а затем еще в течение месяца Кабмин должен урегулировать все правовые акты. Таким образом, уже к марту ползучий “отжим” храмов может стать галопирующим.

Между тем, по информации “Страны”, цель закона – вовсе не мелкие сельские приходы, как на Волыни, где храмы и так уже переводятся в ПЦУ руками “активистов” и местных чиновников.

На кону – такие культовые объекты, как монастыри и лавры, в частности Почаевская. Еще осенью директор департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш озвучивал идею о том, что Почаевская лавра может изменить свою принадлежность, но “только вследствие эволюционного процесса, а не принуждения”.

“Когда-то Почаевская лавра была под юрисдикцией Константинопольского патриархата, в межвоенный период это была польская автокефальная церковь, после Второй мировой войны – русская. Я не исключаю, что в рамках тех или иных общественных процессов, и волеизъявлений община, монастырь, монахи примут решение о присоединении к поместной церкви”, – заявлял он.

К Киево-Печерской Лавре чиновники хотят применить другие меры – буквально и в прямом смысле разделив на Верхнюю (она принадлежит государству) и Нижнюю.

“На протяжение этого политического года, а речь идет не только о президентских выборах, а и о парламентских, высока вероятность захвата большинства региональных культовых мест – монастырей, Почаевской лавры, – говорит “Стране” политолог Руслан Бортник. – В Киеве же велика вероятность, что Лавра будет разделена. Власти могут попытаться передать Верхнюю Лавру, которая принадлежит государству, в ПЦУ. В схеме по атаке на храмы в регионах дележ Лавры в Киеве будет выполнять отвлекающую роль”.

Галина Студенникова, «Страна», Украина

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен