Альянс НАТО создаёт гибридный флот против Российской Федерации

Две ведущие страны НАТО – Германия и Англия – наращивают усилия по увеличению мощности своих флотов. Причём идут по пути создания и традиционных, и нетрадиционных боевых кораблей

Сразу два запомнившихся кислотной русофобией министра обороны стран НАТО отметились на днях в рекламных акциях вокруг своих военно-морских сил. В ФРГ у Урсулы фон дер Лайен состоялась торжественная церемония первой резки металла для начала строительства головного корвета Köln второй серии проекта К130. А в Великобритании Гэвин Вильямсон – тот самый бывший продавец каминов, который заявлял, что Россия должна «отойти в сторону и заткнуться», – объявил, выступая в Королевском Объединённом институте оборонных исследований в Лондоне, о планах ввести в состав английских ВМС некие корабли-амфибии, собранные на базе гражданских судов.

Германский проект – мал клоп, да вонюч

Работы по строительству новых немецких корветов начались на верфи компании Fr. Lürssen Werft в Лемвердере около Бремена. По судостроительным меркам событие – нарезка первой стали для будущего корабля – не солнечный блеск в море пиара. Собственно, сама официальная закладка корабля произойдёт только в апреле. А полностью построенный корвет должен быть сдан флоту в ноябре 2022 года.

Министр обороны Германии Урсула фон дер Лайен

Кораблик, прямо скажем… корвет. То есть небольшой – водоизмещением 1840 тонн, длиной под 90 м, шириной 13 м и осадкой 3,4 м. Почти полный аналог наших малых сторожевых кораблей 2-го ранга для ближней морской зоны проекта 20380. Таких на Балтийском флоте – 4.

Наши, правда, помощнее – 17,14 МВт против 14,8 МВт, побыстрее – 27 узлов против 26, подальше ходят – 3500 миль против 2500, более автономны – 15 суток против 7.

Да и по вооружению наши «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» будут поавторитетнее их стоящих на вооружении Braunschweig, Magdeburg, Erfurt, Oldenburg, Ludwigshafen и планирующихся Köln, Emden, Karlsruhe, Augsburg и Lübeck.

У немцев – 2×2 пусковых установки шведских противокорабельных ракет RBS-15 Mk.3 (дальность 200 км). У русских – 2×4 установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» с 8 ракетами Х-35, новая модификация которых бьёт на 260 км. Собираются поставить «Калибры».

Артиллерия у немцев тоже слабее – 76,2 мм Otobreda против 100 мм А-190, 2×21 зенитных ракет RIM-116A против ЗРК «Редут» с 12 ракетами 9М96М и 9М96Е или с 48 ракетами 9М100. Против подводных лодок у немцев стоят 2×3 324-мм противолодочных торпеды MU-90, а у наших – 2×4 330-мм «Пакет-НК».

Будем надеяться, что по стоимсти немцы нас всё же обойдут: только вторая партия корветов будет стоить, по предварительным оценкам, больше 2,5 млрд евро.

Но в целом, как видим, разница в характеристиках кораблей и их вооружения не принципиальная. Но у немцев в двух партиях будут иметь 10 «Брауншвейгов» практически в одном море, а у нас – после постройки всех – 13 «Стерегущих» на 4 флота. А на Балтике у нас ведь ещё и поляки, и датчане, да и американцы с англичанами плюс корабли других стран НАТО сюда ох как часто заходят.

«Бойкий»

Кстати, об англичанах

Итак, министр обороны Великобритании Гэвин Вильямсон, обрисовывая перспективы британской оборонной политики, сказал, что в состав английского флота концептуально должны войти два амфибийных корабля нового типа, названного Littoral Strike Ships.

Это должны быть, судя по описанию, многофункциональные ударные десантные корабли с возможностями амфибии. Но самое любопытное, что созданы они должны быть на базе крупных гражданских судов! То есть из переоборудованных паромов или контейнеровозов.

Что у них будет с вооружением, пока непонятно, но функционально каждый такой корабль должен будет вмещать 400 морских пехотинцев, иметь вертолётную авиагруппу с соответствующей полётной палубой, а также умещать в себе десантно-высадочные средства, включая скоростные катера.

Преимущества такого подхода к кораблестроению с экономической точки зрения вполне очевидны: строящиеся на базе гражданских посудин универсальные многоцелевые военные корабли получаются значительно дешевле – а значит, и массовей в производстве, – нежели обычные их военные аналоги.

Судя же по тому, что и в США уже пошли по такому пути, превращая в военные суда танкеры и паромы, это находка не англичан, а, как считают некоторые специалисты, проявление тенденции к строительству многофункциональных платформ на основе гражданских коммерческих судов. Преимуществ у такого подхода много. Кроме очевидной экономичности, это возможность самой разнообразной универсализации кораблей, совмещённой при желании с точной специализацией. В конце концов, танкеры и сухогрузы могут нести очень широкий спектр вооружения, в том числе ударного и ракетного, перевозить большие массы морской пехоты со всеми её техническими принадлежностями – а то и самолёты. Вертолёты – уж точно. Кроме того, это могут быть готовые плавучие базы.

Корабль типа Littoral Strike Ships

Что же касается их защиты, то ведь эти плавучие арсеналы не будут ходить по морю одни. При современных средствах противолодочной, противовоздушной и противокорабельной войны приблизиться к подобному квази-«гражданскому» борту для противника будет едва ли легче, нежели к обычной военной эскадре.

Эсминцы и корветы, как мы видели только что, никто не отменяет, а наоборот, интенсивно развивает. А вот снабжать их оружием с какого-нибудь бывшего коммерческого «купца», превращённого в «корабль-арсенал», становится удобнее. А на другого «купца» ничто не мешает поставить другой арсенал – ракетный. А на третьем – подбросить к нужному берегу сразу полк десанта с приданным вооружением.

В США, во всяком случае, создание таких многофункциональных «плавучих островов» из гражданских судов ставится уже на повестку дня.

Зачем это всё?

Не по-военному болтливый – ну да, специалист по каминным решёткам, да ещё отмеченный в своей жизни увольнением за слишком скандальную любовную связь – английский оборонный министр откровенно назвал цели для подобного поворота в судостроении и военно-морском деле:

Королевский флот оказывает британское влияние через увеличение передового присутствия. Я хочу извлечь выгоду из этого. Инвестировать сейчас в разработку новой концепции Littoral Strike Ship. И, в случае успеха, мы рассматриваем возможность резко ускорить их поставку. Эти глобально развёртываемые многоцелевые корабли могли бы проводить широкий спектр операций, от кризисной поддержки до военных действий.

Пометим: передовое присутствие. Это миролюбие такое. Но дальше – больше: «Они поддержат наши перспективные силы морской пехоты. Наши всемирно прославленные королевские морские пехотинцы будут способны к передовому развёртыванию с исключительно высокой готовностью и смогут в любой момент ответить, перенеся бой с моря на сушу».

Корвет проекта К130.

То есть боевые действия предусматриваются быстрые и решительные, и не со странами третьего мира с их вооружёнными силами третьего сорта.

Противника Вильямсон выбрал посерьёзнее:

Наше видение состоит в том, чтобы эти корабли входили в состав двух литторальных ударных групп, сопровождаемых эскортными кораблями, вспомогательными судами и вертолётами. Один будет базироваться к востоку от Суэца в Индо-Тихоокеанском регионе, а другой – к западу от Суэца в Средиземноморье, Атлантике и Прибалтике. И, если нам потребуется, два наших Littoral Strike Ship, два наших авианосца, два наших десантных вертолётных корабля-дока Albion и Bulwark и три наших десантных транспорта-дока типа Bay могут быть объединены в одно амфибийное оперативное соединение. Это даст нам суверенную смертоносную амфибийную силу. Это будет одна из крупнейших и лучших подобных сил в мире.

Прибалтика – это, конечно, важный рубеж британской обороны. А на Тихом океане от кого англичане собираются защищаться с помощью «суверенной смертоносной амфибийной силы»?

К сожалению, ответ очевиден…

Александр Покровский, Царьград

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен