Две ведущие страны НАТО – Германия и Англия – наращивают усилия по увеличению мощности своих флотов. Причём идут по пути создания и традиционных, и нетрадиционных боевых кораблей
Сразу два запомнившихся кислотной русофобией министра обороны стран НАТО отметились на днях в рекламных акциях вокруг своих военно-морских сил. В ФРГ у Урсулы фон дер Лайен состоялась торжественная церемония первой резки металла для начала строительства головного корвета Köln второй серии проекта К130. А в Великобритании Гэвин Вильямсон – тот самый бывший продавец каминов, который заявлял, что Россия должна «отойти в сторону и заткнуться», – объявил, выступая в Королевском Объединённом институте оборонных исследований в Лондоне, о планах ввести в состав английских ВМС некие корабли-амфибии, собранные на базе гражданских судов.
Германский проект – мал клоп, да вонюч
Работы по строительству новых немецких корветов начались на верфи компании Fr. Lürssen Werft в Лемвердере около Бремена. По судостроительным меркам событие – нарезка первой стали для будущего корабля – не солнечный блеск в море пиара. Собственно, сама официальная закладка корабля произойдёт только в апреле. А полностью построенный корвет должен быть сдан флоту в ноябре 2022 года.
Кораблик, прямо скажем… корвет. То есть небольшой – водоизмещением 1840 тонн, длиной под 90 м, шириной 13 м и осадкой 3,4 м. Почти полный аналог наших малых сторожевых кораблей 2-го ранга для ближней морской зоны проекта 20380. Таких на Балтийском флоте – 4.
Наши, правда, помощнее – 17,14 МВт против 14,8 МВт, побыстрее – 27 узлов против 26, подальше ходят – 3500 миль против 2500, более автономны – 15 суток против 7.
Да и по вооружению наши «Стерегущий», «Сообразительный», «Бойкий» и «Стойкий» будут поавторитетнее их стоящих на вооружении Braunschweig, Magdeburg, Erfurt, Oldenburg, Ludwigshafen и планирующихся Köln, Emden, Karlsruhe, Augsburg и Lübeck.
У немцев – 2×2 пусковых установки шведских противокорабельных ракет RBS-15 Mk.3 (дальность 200 км). У русских – 2×4 установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» с 8 ракетами Х-35, новая модификация которых бьёт на 260 км. Собираются поставить «Калибры».
Артиллерия у немцев тоже слабее – 76,2 мм Otobreda против 100 мм А-190, 2×21 зенитных ракет RIM-116A против ЗРК «Редут» с 12 ракетами 9М96М и 9М96Е или с 48 ракетами 9М100. Против подводных лодок у немцев стоят 2×3 324-мм противолодочных торпеды MU-90, а у наших – 2×4 330-мм «Пакет-НК».
Будем надеяться, что по стоимсти немцы нас всё же обойдут: только вторая партия корветов будет стоить, по предварительным оценкам, больше 2,5 млрд евро.
Но в целом, как видим, разница в характеристиках кораблей и их вооружения не принципиальная. Но у немцев в двух партиях будут иметь 10 «Брауншвейгов» практически в одном море, а у нас – после постройки всех – 13 «Стерегущих» на 4 флота. А на Балтике у нас ведь ещё и поляки, и датчане, да и американцы с англичанами плюс корабли других стран НАТО сюда ох как часто заходят.
Кстати, об англичанах
Итак, министр обороны Великобритании Гэвин Вильямсон, обрисовывая перспективы британской оборонной политики, сказал, что в состав английского флота концептуально должны войти два амфибийных корабля нового типа, названного Littoral Strike Ships.
Это должны быть, судя по описанию, многофункциональные ударные десантные корабли с возможностями амфибии. Но самое любопытное, что созданы они должны быть на базе крупных гражданских судов! То есть из переоборудованных паромов или контейнеровозов.
Что у них будет с вооружением, пока непонятно, но функционально каждый такой корабль должен будет вмещать 400 морских пехотинцев, иметь вертолётную авиагруппу с соответствующей полётной палубой, а также умещать в себе десантно-высадочные средства, включая скоростные катера.
Преимущества такого подхода к кораблестроению с экономической точки зрения вполне очевидны: строящиеся на базе гражданских посудин универсальные многоцелевые военные корабли получаются значительно дешевле – а значит, и массовей в производстве, – нежели обычные их военные аналоги.
Судя же по тому, что и в США уже пошли по такому пути, превращая в военные суда танкеры и паромы, это находка не англичан, а, как считают некоторые специалисты, проявление тенденции к строительству многофункциональных платформ на основе гражданских коммерческих судов. Преимуществ у такого подхода много. Кроме очевидной экономичности, это возможность самой разнообразной универсализации кораблей, совмещённой при желании с точной специализацией. В конце концов, танкеры и сухогрузы могут нести очень широкий спектр вооружения, в том числе ударного и ракетного, перевозить большие массы морской пехоты со всеми её техническими принадлежностями – а то и самолёты. Вертолёты – уж точно. Кроме того, это могут быть готовые плавучие базы.
Что же касается их защиты, то ведь эти плавучие арсеналы не будут ходить по морю одни. При современных средствах противолодочной, противовоздушной и противокорабельной войны приблизиться к подобному квази-«гражданскому» борту для противника будет едва ли легче, нежели к обычной военной эскадре.
Эсминцы и корветы, как мы видели только что, никто не отменяет, а наоборот, интенсивно развивает. А вот снабжать их оружием с какого-нибудь бывшего коммерческого «купца», превращённого в «корабль-арсенал», становится удобнее. А на другого «купца» ничто не мешает поставить другой арсенал – ракетный. А на третьем – подбросить к нужному берегу сразу полк десанта с приданным вооружением.
В США, во всяком случае, создание таких многофункциональных «плавучих островов» из гражданских судов ставится уже на повестку дня.
Зачем это всё?
Не по-военному болтливый – ну да, специалист по каминным решёткам, да ещё отмеченный в своей жизни увольнением за слишком скандальную любовную связь – английский оборонный министр откровенно назвал цели для подобного поворота в судостроении и военно-морском деле:
Королевский флот оказывает британское влияние через увеличение передового присутствия. Я хочу извлечь выгоду из этого. Инвестировать сейчас в разработку новой концепции Littoral Strike Ship. И, в случае успеха, мы рассматриваем возможность резко ускорить их поставку. Эти глобально развёртываемые многоцелевые корабли могли бы проводить широкий спектр операций, от кризисной поддержки до военных действий.
Пометим: передовое присутствие. Это миролюбие такое. Но дальше – больше: «Они поддержат наши перспективные силы морской пехоты. Наши всемирно прославленные королевские морские пехотинцы будут способны к передовому развёртыванию с исключительно высокой готовностью и смогут в любой момент ответить, перенеся бой с моря на сушу».
То есть боевые действия предусматриваются быстрые и решительные, и не со странами третьего мира с их вооружёнными силами третьего сорта.
Противника Вильямсон выбрал посерьёзнее:
Наше видение состоит в том, чтобы эти корабли входили в состав двух литторальных ударных групп, сопровождаемых эскортными кораблями, вспомогательными судами и вертолётами. Один будет базироваться к востоку от Суэца в Индо-Тихоокеанском регионе, а другой – к западу от Суэца в Средиземноморье, Атлантике и Прибалтике. И, если нам потребуется, два наших Littoral Strike Ship, два наших авианосца, два наших десантных вертолётных корабля-дока Albion и Bulwark и три наших десантных транспорта-дока типа Bay могут быть объединены в одно амфибийное оперативное соединение. Это даст нам суверенную смертоносную амфибийную силу. Это будет одна из крупнейших и лучших подобных сил в мире.
Прибалтика – это, конечно, важный рубеж британской обороны. А на Тихом океане от кого англичане собираются защищаться с помощью «суверенной смертоносной амфибийной силы»?
К сожалению, ответ очевиден…
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен