Приход к власти нацистов в Прибалтике и некоторых областях Украины в 1941 году спровоцировал насильственные акции в отношении нацменьшинств
Немцы, конечно, присутствовали при этих мракобесиях, но проводились погромы по инициативе местного населения. Обвиняя «сталинский режим» в депортациях, ссылках, голодоморе и прочем, современные руководители стран Балтии и Украины почему-то забывают или закрывают глаза на те бесчинства, которые творили украинские и литовские националисты.
Каунасский погром
23 июня 1941 года, еще до прихода немцев, антисоветское движение Фронт литовских активистов взяло под свой контроль бывшую литовскую столицу город Каунас. С этим моментом совпало начало насильственных действий со стороны литовцев по отношению к еврейскому населению Каунаса.
Активная фаза погрома происходила с 25 по 29 июня 1941 года, уже после того, как в Каунас зашли силы вермахта. При этом сами немцы в погроме участия не принимали, но всячески поддерживали националистически настроенных литовцев. Местные жители грабили, убивали и издевались над своими земляками еврейской национальности.
Причину погрома в Литве объясняют следующим образом: якобы часть еврейского населения Каунаса активно помогала устанавливать советскую власть в стране, за что понесла заслуженное наказание.
Это оправдание легко опровергнуть при помощи свидетельских показаний, которые бесспорно иллюстрируют, что литовцы нападали на всех евреев только за их национальность.
Узник Каунасского гетто Иосиф Гара: «…Погромщики врывались в еврейские дома, вооруженные лопатами, топорами, ножами, стрелковым оружием. Некоторые бандиты расстреливали людей разрывными пулями “дум-дум”. Убивали всех, кого находили. Зверствовали.
Некоторые тела были найдены без голов: тела в одном месте, а головы в другом конце двора или комнаты…
…недалеко от моста через реку Нерис вооруженные бандиты задержали группу из 25 человек. Их заставили танцевать, петь советские и религиозные еврейские песни, потом заставляли по команде ложиться и вставать. Изверги охотно созывали прохожих полюбоваться зрелищем. Когда их жертвы падали от усталости, они обливали их водой и продолжали издеваться. Таким образом люди были окончательно замучены. Потом их принудили встать на колени и убили всех выстрелами в затылок. Впоследствии снимок этой экзекуции появился в одном из немецких журналов с надписью: “Так освобожденные народы Восточной Европы мстят своим врагам”…»
Апогей Каунасского погрома — события 27 июня в гараже «Летукиса», где были убиты 52 каунасских еврея. Согласно воспоминаниям очевидцев, молодой литовец в возрасте 16 лет, вооруженный железным ломом, с засученными руками методично и хладнокровно одним или несколькими ударами забивал подводимых к нему людей. Рядом с гаражом стояла толпа любопытствующих, которая молчаливо созерцала эту дьявольскую экзекуцию.
Не нашлось ни одного литовца, который осмелился бы воспрепятствовать «народному» националистическому самосуду.
Лишь звук ломающихся костей и тишина. И довольные немцы. Литовцы за них сделали эту грязную работу, сделали с удовольствием и бесплатно.
Всего, по разным оценкам, было убито около 4 тысяч человек только в одном Каунасе.
В близлежащей округе еще около тысячи. Оставшиеся в живых евреи были заключены в тюрьмы и Каунасское гетто, где выжили немногие. Их испытания только начинались. Впереди было самое страшное.
Львовский погром
Львовский погром — еще одно массовое побоище, которое произошло в первые недели войны. 28 июня 1941 года советские войска отступили из Львова. Уже через два дня, 30 июня, одновременно со входом немецких войск так называемая народная полиция — Организация украинских националистов* (ОУН, запрещена в РФ) — начала облавы на евреев. Цель акции — выявление преступных элементов, сотрудничающих с советской властью.
Часть задержанных евреев была направлена в городскую тюрьму «Бригидки» для того, чтобы выносить трупы заключенных, предположительно убитых Советами при отступлении. Вид трупов и евреев, выносящих тела, спровоцировал погром.
Всего с 30 июня по 3 июля во Львове было убито более 4 тысяч евреев.
Свидетельница событий Руся Вагнер: «Нечеловеческие крики, разбитые головы, обезображенные тела и лица избитых, залитые кровью, смешанной с грязью, возбуждали кровожадные инстинкты черни, которая выла от наслаждения. Женщин и стариков, которые почти без дыхания лежали на земле, тыкали палками, волочили по земле».
Показания Марии Гольцман: «На третий день после вступления немецких оккупантов в г. Львов группа украинских полицейских во главе с немецкими офицерами привели в дом № 8 по улице Арцышевского около 20 граждан Львова, среди которых были и женщины. Среди мужчин были профессора, юристы и доктора. Немецкие оккупанты заставили приведенных собирать на дворе дома губами мусор (без помощи рук), осыпая их градом ударов палками».
Немецкий командир батальона диверсионного полка «Бранденбург» 1 июля в своем донесении писал, что шокирован тем, что позволяли себе делать украинские полицейские. Он указывал, что виновных в помощи большевикам необходимо наказать, но при этом не мог понять садистских истязаний схваченных без разбора евреев, в том числе женщин и детей.
Среди главарей погромщиков было много представителей интеллигенции: юристов, инженеров, священников. Это те, кто пытался проложить Украине дорогу к независимости. Дорогу, которая пропитана кровью.
Волынская резня
Лидеры ОУН уже в предвоенные годы формировали негативный образ поляков как народа, который преграждал Украине путь к независимости. Все это вкупе с вековыми историческими противоречиями и обидами, помноженными на деморализующие влияние войны, вылилось в кровавую резню, которая началась в марте 1943 года.
В результате массовых насильственных акций со стороны боевиков Украинской повстанческой армии УПА*, погибло, по разным оценкам, от 30 до 80 тысяч поляков.
Прежде всего поражает запредельный уровень садизма по отношению к польскому населению. Поляков сжигали живьем, насаживали на вилы, рубили топорами, разрезали ножами, выпускали кишки, разламывали черепа. Не щадили ни стариков, ни детей, ни женщин. Изуверы из УПА требовали от украинцев, которые жили в смешанных семьях, убийств своих родственников польской национальности. Муж должен был убить жену, ведь у нее кровь не та.
Свидетельница Розалия Велош: «Украинские националисты, однако, обезумели от убийств. Для них не было ничего святого. У них не было никаких тормозов и никаких угрызений совести. Несколько ударов топором. Звук, как будто кто-то рубил дрова. А это была зарублена моя мама. А потом раздался тихий хрип умирающей».
На глазах 17-летней Альфреды Магдзиак, спрятавшейся в кустах, разыгралась страшная трагедия: «Били моих близких лопатой, кололи их вилами, пинали, орудовали прикладами от винтовок… Пожалуйста, не спрашивайте меня о деталях. Невозможно словами описать то, что я увидела. Что я пережила».
Из протокола допроса боевика УПА* Владимира Дубинчука: «Когда соучастники находились около подводы, я вбежал в дом Антона Сошинского и расстрелял ребенка примерно пяти лет. В комнате было еще два ребенка, но у меня оставшийся один патрон дал осечку. После этого я вышел из квартиры и доложил об этом Иосифу Лупинка , который дал мне два патрона и распоряжение убить этих детей. Я вторично зашел в комнату и расстрелял второго ребенка возрастом примерно два года. В это время зашел в квартиру Иосиф Лупинка и в моем присутствии расстрелял третьего ребенка, который был возрастом примерно 6–7 лет».
Из протокола допроса командира четы УПА* Степана Редеши: «Многих поляков — мужчин, женщин, стариков и детей — мы бросали живыми в колодцы, затем добивали их выстрелами из огнестрельного оружия. Остальных кололи штыками, убивали топорами и расстреливали. Все это делалось нами под лозунгом “уничтожай польскую шляхту, которая наплывает на украинские земли”».
Часть украинского гражданского населения также принимала участие в резне, убивая и грабя своих польских соседей — тех, с кем они буквально вчера сидели за общим столом.
Чудом выжившая Софья Шваль: «Пока в лесу продолжалась резня, украинцы на телегах подъезжали к польским домам и забирали все, что только могли взять. Акция была подготовленной до такой степени, что было заранее определено, кто в чей дом придет и что будет брать».
Война оказалось благодатной почвой для того, чтобы украинский национализм превратил некогда мирные деревушки, в которых украинцы и поляки ходят друг к другу в гости, в ад на земле.
После всего прочитанного возникает резонный вопрос: что за звери участвовали в этих погромах? В Литве и Украине вам скажут: это не звери, а «герои», которые немного перегнули палку. А евреи и поляки сами виноваты: первые Советам помогали, вторые украинской нации жить не давали.
И грудные дети, женщины и старики также несут за это ответственность.
Игорь Шишко, Rubaltic.ru
*— запрещенная в России организация.
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен