То, что происходит сегодня в заново созданной Православной церкви Украины, показывает, как трудно жить прожженным циникам и лжецам и в политике, и в делах церковных. И как трудно одному старику довериться другому помоложе, чтобы потом найти третьего, совсем молодого, который «кинет» двух первых
В церкви, которую вообще изначально было предложено называть «Священной церковью», но суть ее выдала довольно странная аббревиатура – ПЦУ-СЦУ, таких главных героев действительно трое. И вы их отлично знаете. Это пока еще действующий президент Украины 53-летний Петр Порошенко, «почетный патриарх» ПЦУ-СЦУ восстановленный в сане митрополита экс-расстрига 90-летний Филарет (Денисенко), который мнит себя «патриархом киевским», и, собственно, действующий предстоятель ПЦУ 40-летний Епифаний (Думенко), как бы митрополит Киевский и всея Украины. Хорошие ребята. Однозначно. Им ни возраст, ни даже кресты на теле и на рясах не помогают скрыть, что на них клеймо негде ставить.
Все трое причастны к тому, что 15 декабря 2018 года две никем не признанные украинские церкви – Украинская православная Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная (УАПЦ) – якобы объединились в указанную выше единую Православную церковь Украины (ПЦУ-СЦУ), которую и возглавил митрополит Епифаний. Сделано было это вопреки желанию единственной канонической в Украине Украинской православной церкви – УПЦ МП. Только отдельные приходы УПЦ МП и некоторые иерархи-отступники переходят в ПЦУ. Но этот факт не помешал инициаторам ПЦУ-СЦУ объявить е «единственной поместной, соборной и автокефальной», ибо 5 января 2019 года в Стамбуле в резиденции Вселенского патриарха Варфоломея был подписан томос об автокефалии ПЦУ-СЦУ. А уже 6 января патриарх Варфоломей передал этот документ – томос, исполненный на шкуре молодого дикого козла старательными, но неизвестными монахами Епифанию.
Радости не было предела. Президент Порошенко шел в это время на повторные выборы, заявил, что он наконец преодолел раскол в украинском православии, и сделал томос одним из ключевых факторов в своем «армовире» – наборе главных предвыборных лозунгов, призванных обеспечить победу («армия, мова, вера»). Епифаний, как видим, приступил к рулению новой церковью, а Филарету решением Варфоломея вернули сан митрополита, сделали «почетным патриархом» и отдали ему на откуп Киевскую митрополию.
Но вот прошло четыре месяца, и обман церковного мошенничества стал очевиден. ПЦУ-СЦУ, как всякое, по ходу, искусственно созданное на обмане и цинизме образование, поплыла, как, извините, экскременты вниз по бурной весенней реке. Ее не признала ни одна православная церковь мира. Каноническая УПЦ МП в Украине, несмотря на давление боевиков и отморозков из украинских неонацистов и неофашистов, избивающих священников, третирующих верующих и отжимающих храмы, в вере устояла. А сам Порошенко проиграл выборы с таким позорным и постыдным треском, что его пролету над креслом президента позавидовала даже летающая над Парижем фанера.
И первым взбунтовался Филарет. Он на своей пресс-конференции 14 мая 2019 года фактически признал очевидный обман вселенского масштаба. Во-первых, ПЦУ-СЦУ не является никакой ни «автокефальной церковью Украины», а всего лишь подневольным подотделом очистки.., извините, несамостоятельным филиалом Вселенского патриархата во главе с бывшим капитаном турецкой армии Варфоломеем (Димитриосом Архондонисом). И именно по этой причине ПЦУ-СЦУ не признала ни одна церковь. И не признает, уверен Филарет.
Во-вторых, создание ПЦУ-СЦУ – это похороны самой идеи создания самой автокефальной, самостоятельной и во всем канонической церкви, а не только «Киевского патриархата», которым Филарет бредит с 1992 года и который он фактически слепил из раскольников начала 90-х годов прошлого века. По словам Филарета, он создал УПЦ КП, а ее у него забрали обманом и ликвидировали, подсунув пустышку в виде ПЦУ-СЦУ. А значит, УПЦ КП надо вернуть и бороться за ее признание. «ПЦУ официально признана Вселенским патриархом. Но в Украине существует Киевский патриархат. Потому что мы недовольны статусом митрополии. Мы более 25 лет существуем как патриархат. И народ избирал патриархов. …И поэтому для Украины мы патриархат. А для внешнего мира, то есть для православного мира, мы Киевская митрополия. Но верим, что придет время, когда все православие признает украинскую церковь не митрополией, а патриархатом», – сказал Филарет.
И он фактически пошел на новый раскол ужу в ПЦУ-СЦУ, инициировав восстановление УПЦ КП. «Киевский патриархат не надо восстанавливать, потому что он был, есть и будет. Патриарх Филарет остается действующим иерархом. Он имеет свою епархию – город Киев, постоянный член Священного Синода. А раз есть действующий патриарх, то есть и Киевский патриархат. УПЦ Киевского патриархата остается зарегистрированной в государственных органах. В частности, зарегистрирована Киевская патриархия. Это означает, что юридически Киевский патриархат продолжает существовать», – сказал он.
В-третьих, Филарет объяснил механику обмана: «Почему Вселенский патриарх требовал отказа от статуса патриархата? Потому что Украинская православная церковь в статусе патриархата не может быть в составе Константинопольского патриархата. А надо было, чтобы УПЦ теоретически стала частью Константинопольского патриархата. Что мы должны были делать? Отказаться от теоретического входа в Константинопольский патриархат? Тогда Вселенский патриарх не имел бы канонического права предоставлять не своей части церкви томос. Для получения томоса надо сначала стать Киевской митрополией в составе Константинопольского патриархата».
Филарет, по его словам, пошел на эту уловку, но с одной целью – сохранить УПЦ КП и возможность сохранить в Киеве патриархат со последующей полноценной автокефалий: «Наш отказ от статуса патриархата была чисто ситуативным. Отменить решение о создании Киевского патриархата может только Поместный Собор этой церкви, который создал Киевский патриархат. Такого собора не было. Значит, Киевский патриархат остается, он продолжает действовать, тем более, что он зарегистрирован в государственных органах. Нам могут возразить, что отказ от статуса Патриархата был на Поместном соборе в святой Софии 15 декабря 2018 года. Да! На Поместном соборе, но этот собор был не Украинской автокефальной церкви, а собор Киевской митрополии в составе Константинопольского патриархата».
И, наконец, в-четвертых, Филарет фактически признался и обвинил в этом церковно-политическом обмане страны и верующих не только церковников (Варфоломея, себя, Епифания), но и президента Порошенко, которому нужны были чисто политические козыри с церковным уклоном. Вот он и шел напролом в создании ПЦУ-СЦУ, ломая через колено и церковников, и верующих и политиков с чиновниками, которые признавали и освящали официально создание «новой церкви». По словам Филарета, Порошенко обманул в первую очередь его, пообещав, что получение томоса и избрание Епифания – это всего лишь уловка, а на самом деле всем в ПЦУ-СЦУ в Украине будет руководить он, «патриарх» Филарет, а митрополит Епифаний – только представлять ее на внешней арене. До полного признания Киевского патриархата, разумеется. Но этого нет, ПЦУ-СЦУ существует несамостоятельно, все с этим согласны, а «Порошенко отступил от обещанных договоренностей и фактически дал согласие на ликвидацию Киевского патриархата», – убийственно откровенно резюмировал Филарет.
Про «предателя» Епифания, которого считали креатурой Филарета и даже его внебрачным сыном, строптивый расстрига-раскольник вообще выразился уничижительно: «Если бы я знал, что будут твориться сейчас, то я бы не выдвигал Епифания. Он пошел по кривой дороге, он не руководит, а им руководят». И виновата во всем этом – тут внимание, так как обиженный Филарет остался верен себе! – опять… Москва. Точнее – РПЦ и Московский патриархат, которые не признали ни УПЦ КП ни ПЦУ-СЦУ и повлияли на мировое православие.
Поведение Филарета – это однозначно новый раскол в ПЦУ-СЦУ, который власти и иерархи новой церкви в Киеве и Вселенского патриархата в Стамбуле попытались максимально купировать. Стамбул заявил, что Филарет лжет и с что он никогда не был и не будет «Киевским патриархом». Минкультуры Украины заявило, что УПЦ КП официально расформирована и влита в ПЦУ-СЦУ еще в декабре прошлого года. Что думает по этому поводу Порошенко, не интересует, похоже, никого, и он это понимает, а посему отмалчивается, засунув обычно юркий и крайне лживый язык в известное место. Но когда Филарет пригласил к себе во Владимирский собор в Киеве на празднование памяти священномученика Макария иерархов ПЦУ-СЦУ, то из них откликнулись лишь четыре епископа из более чем 60: архиепископ Симферопольский и Крымский Климент, а также группа иерархов из бывших приходов УПЦ КП в России: митрополит Белгородский и Обоянский Иоасаф, его викарий Петр и епископ Адриан.
И перед ними Филарет и нарезал главную задачу: «Борьба идет за то, быть в независимом государстве украинской церкви или не быть. И в этой борьбе одни отстаивают независимость украинской церкви и независимость государства, а другие предают так же, как предавали и тогда. Причем не только священнослужители, но и государство. Не все государство, но многие чиновники, не понимая того, что происходит, или, наоборот, понимая, помогают, чтобы на Украине не было независимой Церкви, а чтобы была зависима от одного центра или от другого. Поэтому будем и дальше бороться за единую поместную Украинскую Православную Церковь, независимую ни от Москвы, ни от Константинополя. Наша задача – сберечь Киевский патриархат. Но только в Украине пока что… Для внешнего мира мы сегодня признанная Вселенским патриархом Киевская митрополия. Но мы не удовлетворены этим. Для нас цель – признание Киевского патриархата… Сегодня она внешне Киевская митрополия, а внутри – Киевский патриархат… 30 лет боролись за создание Киевского патриархата, а теперь хотим отказаться. Поэтому будущее за Киевским патриархатом в Украине. Потому что этого требует существование независимой украинской державы».
Как говорится, тут ни убавить, ни прибавить, чисты раскол налицо. Но предстоятель ПЦУ-СЦУ Епифаний не сдается и продолжает настаивать на том, что он – един и неповторим и что «мы уважаем святейшего патриарха Филарета, но не поддерживаем мысли, которые он выразил в последние дни». И Епифаний и Филарет говорят также о возможном новом Синоде раскольников всех мастей уже 25 мая, на которой хотя осудить друг друга и выяснить, кто же из них главный. Епифаний хочет заткнуть рот Филарету, а тот вообще хочет сместить «обманщика». Весело там у них будет, если заседание Синода состоится.
При этом новый раскол в ПЦУ-СЦУ, похоже, еще раз показал, для чего еще создавалась эта так называемая «автокефальная церковь». Кроме Вселенского патриарха Варфоломея, который желал приобрести власть, деньги и приходы за счет Украины и ее православия и даже стать «православным Папой», который решает судьбы церквей, все остальные шли на обман с томосом за признанием. Мировым. Но у всех пока ничего не получается.
Посудите сами: Порошенко хотел на выборах получить поддержку США, которые запланировали и украинское православие сделать инструментом отрыва Украины от России, но сам пролетел. При полном игноре Вашингтона. Филарет желал укрепить «киевский патриархат», а его кинули, как лоха последнего. Епифаний и многие иерархи непризнанных УПЦ КП и УАПЦ сливались в ПЦУ-СЦУ с одной тайной целью – наконец-то перестать быть непризнанными раскольниками и получить канонической признание из рук Вселенского патриарха Варфоломея. В виде томоса. Они это и получили, но теперь ПЦУ-СЦУ разваливается и может исчезнуть совсем. А вместе с нею и признание. Останется только роль подчиненных Стамбула.
Но Епифаний, как пел о его тезке в известной песне Владимир Высоцкий, «оказался жадным, хитрым умным плотоядным». Он, похоже, ищет нового признания от нового хозяина – от Папы Римского и Ватикана. И такая возможность у него реально есть. Если он объединит свою ПЦУ-СЦУ с еще одной христианской церковью в Украине – Украинской греко-католической (УГКЦ), то есть униатской, находящейся в подчинении Ватикану. Епифаний уже не пошел к новому президенту Украины Владимиру Зеленскому, когда тот попытался от имени различных религиозных лидеров обратиться к жителям Крыма, ДНР и ЛНР с призывом к миру и возвращению в Украину. К Зеленскому пришли даже Филарет, а также предстоятели УПЦ МП Онуфрий и УГКЦ Святослав, муфтии Крыма, раввины, представляющие юго-восток страны. А вот Епифаний уклонился – типа был занят поездкой по Украине.
На самом же деле он, не исключено, не хотел светиться с президентом, которого все подозревают в «пророссийскости». «Спасибо всем, кто согласился. Мы с вами! Мы вместе! Мы – одна страна», – резюмировал свое мероприятие Зеленский. А Епифаний дистанцировался. А зачем это ему, если он намылился в Ватикан и под Ватикан. Не пошел он и на празднование памяти священномученика Макария к «ослушнику» Филарету, который все же отстаивает независимое православие и слышать не хочет о подчинении Папе Римскому.
Зато недавно сам Епифаний в интервью украинскому телеканалу «Эспрессо» признал, что не исключает возможности объединения в будущем его ПЦУ-СЦУ и УГКЦ. И что ему очень легко и радостно работается» с упомянутым выше главой УГКЦ Святославом. «На встрече с Блаженнейшим Святославом мы говорили о дальнейшем углублении нашего сотрудничества. В этом сотрудничестве мы приедем к диалогу. А уже диалог определит. Сможем ли мы объединиться. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ЭТО В БУДУЩЕМ ВОЗМОЖНО (выделено мною. – авт.) Но это зависит от того, как мы будем сотрудничать, поддерживать эти дружественные отношения, стремиться к единству. В будущем все православные должны объединиться в единой церкви», – насловоблудил Епифаний.
Филарет лично удушил бы его своими руками за эти слова. Но другими словами факт остается фактом: если ПЦУ-СЦУ пойдет в Украине псу под хвост, то ее и ее иерархов может реанимировать в статусе уже не Вселенский патриарх Варфоломей, а Папа Римский Франциск. Что, как говорится, и следовало доказать. А тайное всегда становится явным.
Владимир Скачко, Антифашист
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен