К 70-летию образования НАТО. Почему отношения России с Альянсом зашли в тупик

Вскоре после Ялтинской и Потсдамской конференций внешняя и военная политика держав – победительниц стала все более ориентирована на послевоенный расклад сил в Европе и мире. Произошел фактический раздел европейского континента на зоны влияния США и СССР.

Большинство западноевропейских стран, получивших помощь от Америки в рамках «плана Маршалла», были втянуты в единое военно-политическое пространство под главенством США. В марте 1948 года Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция подписали Брюссельский договор, легшего в основу «Западноевропейского союза». Это был  первый шаг на пути создания НАТО. Североатлантический альянс оформился 4 апреля 1949 года, когда США, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия и Франция подписали так называемый Вашингтонский договор. Он окончательно вступил в силу 24 августа того же года после завершения процесса его ратификации парламентами этих стран. Считается, что толчком для образования НАТО послужили события в Чехословакии 1948 года, а также Берлинский кризис 1948 – 1949 годов. Ранее это было бы невозможно по причине влияния коммунистических партий во Франции и Италии, которого они лишились в 1947 году [П.Кальвокоресси. Мировая политика с 1945 года. «Международные отношения», 2016, с. 35-49]. С самого начала НАТО играло роль инструмента сдерживания и противодействия СССР.

В соответствии с положениями Вашингтонского договора страны – подписанты взяли на себя четкие обязательства. Одним из них является принцип неделимости безопасности. Все страны НАТО несут коллективную ответственность в случае, если одна (или несколько) из них подвергнется внешнему нападению (статья 5). Статья 10 предусматривает возможность дальнейшего расширения блока, формально создававшегося на двадцать лет. Однако положение об автоматическом продлении срока действия договора сделало его практически бессрочным  [официальный текст Вашингтонского договора, сайт организации].

Некоторое время новый союз существовал как политико-правовой феномен – организации как таковой не было. Но уже в начале 50-х годов он превратился в мощную наднациональную военно-политическую структуру, за которой закрепилось название НАТО (1951 г.). Сформировался механизм выработки и принятия решений в рамках альянса, а также органы его управления. Высшим политическим органом НАТО стал Североатлантический совет – Совет НАТО, состоящий из представителей всех государств – членов. Он собирается на уровне министров иностранных дел или обороны (иногда глав государств и правительств) два – три раза в год. Совет обладает реальной политической властью и правом принятия решений. В нем действует принцип единогласия. В период между сессиями его функцию выполняет Постоянный совет, заседающий на уровне послов. Принимаемые в рамках НАТО решения имеют одинаковую юридическую силу независимо от уровня представительства. Во главе аппарата организации стоит генеральный секретарь (в н. вр. – гражданин Норвегии Й.Столтенберг).

Высшим военным органом блока является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов. Они встречаются не реже двух раз в год. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон – Европы и Атлантики. Американские генералы на постоянной основе занимают пост Верховного командующего Объединенными вооруженными силами (ОВС) НАТО в Европе. Ему подотчетны главные оперативные командования на трех европейских театрах военных действий: Северном, Центральном и Южном. Имеется также отдельное командование ОВС НАТО на Атлантике и Региональная канадско-американская группа планирования.

В промежутках между заседаниями Военного комитета его функции осуществляет Постоянный военный комитет. Комитет военного планирования (КВП) занимается решением большинства военных вопросов и задач, относящихся к планированию коллективной обороны. В этой структуре представлены все государства-члены блока, кроме Франции.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования (ГЯП), созываемая, как правило, дважды в год на уровне министров обороны перед заседаниями Совета НАТО. В рамках Группы обсуждаются конкретные вопросы политики, связанной ядерными силами.  Франция свои ядерные вооружения контролирует самостоятельно.

В результате нескольких расширений в состав НАТО сейчас входят 29 государств. Ряд стран (Босния и Герцеговина, Грузия, Македония, Сербия и Украина) добиваются членства в альянсе. Большая группа государств обладает статусом «основного союзника вне НАТО» (Major Non-NATO Ally).

НАТО разработало множество программ международного сотрудничества, одной из которых является «Партнерство ради мира» (ПРМ). Главное внимание в ней уделяется сотрудничеству, связанному с обороной, но при этом она выходит за общие рамки диалога в целях достижения реального партнерства между каждым из государств-партнеров и блоком.

Наиболее близким военно-политическим союзником НАТО является Европейский союз (ЕС). До 2000 года между этими двумя организациями не существовало официальных отношений. Ранее, в девяностые годы, в качестве посредника при сотрудничестве между НАТО и европейскими странами, стремившимися создать собственную составляющую безопасности и обороны внутри НАТО, выступал Западноевропейский союз (ЗЕС). Это положение принципиально изменилось в 1999 году, когда на фоне конфликтов на Балканах руководители стран ЕС приняли, по согласованию с НАТО, решение разрабатывать европейскую политику безопасности и обороны непосредственно в рамках Европейского союза и взяли на себя ответственность за большинство функций, которые прежде осуществлялись ЗЕС. С этого момента НАТО и ЕС начали совместную разработку основы стратегического партнерства. Была принята «Декларация по Европейской политике в области безопасности и обороны», а также подписано соглашение о механизмах, обеспечивающих Европейскому союзу доступ к коллективным силам, средствам и ресурсам НАТО для проведения военных операций под его командованием [Справочник НАТО; 2006.. Office of Information and Press. NATO – 1110, Brussels – Belgium].

Следует также отметить, что США как основную силу внутри НАТО и Европу связывают весьма непростые отношения. Можно сказать, что европейские страны пытаются оградить свою самостоятельность и в то же время они остро нуждаются в США. Вашингтон в свою очередь использует механизм НАТО в качестве рычага для установления контроля над Европой.

США добиваются более весомого вклада европейских стран-членов НАТО в финансирование блока.

До развала Советского Союза НАТО и формального окончания Холодной войны НАТО не участвовало ни в одной военной операции в различных районах мира. Впервые это произошло во время кризиса в Югославии в рамках так называемого «содействия мирному процессу» в Боснии и Герцеговине (1998 г.). В миротворческой операции принял участие и российский контингент (1200 чел.). Под предлогом прекращения конфликта в Косово в 1999 году НАТО пошло на масштабное применение военной силы против Сербии (операция «Allied Force»). Свои действия Североатлантический союз обосновывал положениями главы VII Устава ООН (формулировка «принуждение к миру»). Затем под натовским командованием были сформированы «Силы для Косово» якобы для защиты албанского населения от бесчинств сербов. Согласно опубликованной в 1999 году Стратегической концепции «в целях упрочения безопасности и стабильности в Евроатлантическом регионе НАТО готова, по принципу консенсуса и на разовой основе, в соответствии со ст. 7 Вашингтонского договора, содействовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в урегулировании кризисов, включая операции по реагированию на кризис». Таким образом, по натовской терминологии, политика Североатлантического союза была приведена в соответствие с «кардинально изменившимся характером рисков», которым он противостоит [Справочник НАТО; 2001. Office of Information and Press. NATO – 1110, Brussels – Belgium]. На деле это означало, что НАТО приняла решение, позволяющее ей проводить операции за пределами территории государств-членов.

В августе 2003 года Североатлантический союз возглавил Международные силы содействия безопасности в Афганистане (ИСАФ). Годом позже была создана Миссия учебной подготовки НАТО для Ирака, предназначенная содействовать иракскому правительству в подготовке и укреплении собственных сил национальной безопасности. В мае 2005 года НАТО приняла решение оказать помощь Африканскому союзу в Дарфуре (Судан). В 2008 году началась военно-морская операция натовцев по противодействию пиратству у берегов Сомали (с участием кораблей ВМФ России). В марте – октябре 2011 года военная авиация ряда стран блока бомбила Ливию, что привело к свержению правящего там режима, фактическому распаду страны и ее погружению в хаос.

Тогда же произошли изменения в системе управления объединенными вооруженными силами НАТО. Были созданы Силы реагирования альянса, представляющие собой объединенную оперативно-тактическую группировку, в составе которой находятся части и подразделения сухопутных войск, морских и военно-воздушных сил. Предполагалось, что эта группировка может быть адаптирована к выполнению конкретных задач и быстро развернута в любом регионе по требованию Североатлантического совета.

Начиная с 1991 года Россия Федерация и Североатлантический союз вели совместную работу по различным вопросам обороны и обеспечения безопасности. Тогда же наша срана стала членом Совета североатлантического сотрудничества (с 1997 года – Совет евроатлантического партнерства). В 1994 году Россия присоединилась к ПРМ. Участие нашей страны в осуществлении Мирного соглашения по Боснии и Герцеговине (1995 г.) явилось первым в целом положительным опытом совместного проведения многонациональной военной операции [Справочник НАТО; 2001. Office of Information and Press. NATO – 1110, Brussels – Belgium].

27 мая 1997 года в Париже президент России, генеральный секретарь НАТО и главы государств и правительств стран, входящих в Североатлантический союз, подписали «Основополагающий акт Россия – НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности». В 2002 году взамен Совместного постоянного совета (СПС), выполнявшего на прежнем этапе роль площадки для консультаций по формуле «НАТО+1», был создан Совет Россия – НАТО (СРН).

1 апреля 2014 года на фоне острого кризиса на Украине НАТО объявило о приостановке практического сотрудничества с Россией. Тем не менее политический диалог на уровне послов и выше до последнего времени поддерживался. Имели место и контакты по военной линии.

В сентябре 2014 года на саммите НАТО в Ньюпорте (Великобритания) было принято решение о создании «Объединенной оперативной группы повышенной готовности» («Остриё копья») в составе Сил быстрого реагирования альянса (4 тыс. чел.) с размещением этой группировки на ротационной основе в странах Прибалтики. На аналогичной натовской встрече в верхах в Варшаве (июль 2016 года) Россия была объявлена «основной угрозой для безопасности» стран – членов блока, ее сдерживание провозглашено «новой миссией» Североатлантического союза.

25 декабря 2014 года в ответ на непрерывное наращивание силового потенциала НАТО и приближение ее военной структуры к нашим границам президент В.В.Путин утвердил новую редакцию военной доктрины России. Эти действия Североатлантического союза характеризуются в ней как одна из главных внешних опасностей, стоящих перед нашей страной.

15 апреля 2019 года в интервью «РИА Новости» заместитель министра иностранных дел России А. Грушко заявил, что отношения с НАТО зашли в тупик и сотрудничество с этой организацией «по гражданской и военной линиям прекращено полностью». Российские представители неоднократно отмечали, что не Москва приостановила контакты с НАТО, поэтому именно альянс должен предпринять шаги по их возобновлению.

Историко-Документальный Департамент МИД России

Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен