Празднование в России Дня Победы вызывает в Японии “некий дискомфорт”. Таким мнением в статье в консервативной газете Sankei Shimbun поделился журналист Юити Онода.
Он рассказал о том, что 9 мая по всей России проходят военные парады, повсюду можно увидеть людей с флажками, которые символизируют победу. Однако оказывается, у Японии другое отношение ко Второй мировой войне, частью которой является Великая Отечественная.
“В Японии 15 августа (День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и капитуляции страны в войне) не устраивается никаких торжеств, поэтому российское “праздничное настроение” вызывает некий дискомфорт”, — пишет Онода.
Он также выражает уверенность в том, что в России, где якобы “мало опор для народной сплоченности”, День Победы позволяет властям “создать атмосферу национального престижа”.
Может быть, не стоило вообще обращать внимание на это малопримечательное заявление в совершенно неизвестной в России газете совершенно неизвестного российскому читателю журналиста. Тем более газета консервативная, так что что с нее взять?
Но в свете непростых российско-японских отношений, связанных со слухами о возможности подписания Мирного договора в обмен на Южные Курилы и поднявшихся в связи с этим реваншистских настроений в стране восходящего солнца, указанная статья была широко распиарена российскими СМИ. А у российской общественности накопилось немало вопросов к японцам относительно того, как они воспринимают историю и готовы ли перевернуть непростые ее страницы для выстраивания полноценных добрососедских отношений?
Первое, что хотелось бы ответить Оноде, — это то, что мы суверенное государство и что хотим — то и празднуем, так что его возмущения по меньшей мере неполиткорректны. Еще и потому, что в своей статье Онода явно пытается преуменьшить значение Победы, за которую Советский Союз заплатил более чем 20 миллионами жизней.
Второе — это то, что у наших стран действительно разный подход к вопросу Второй мировой войны. Даже диаметрально противоположный. Просто потому, что в той войне мы воевали друг с другом. Потому, что мы победители, а они проигравшие, и единого подхода у нас не может быть по определению.
Конечно, современный Токио осуждает японский милитаризм, осуждает участие в той войне. Но как-то однобоко. Многие ли из представителей тогдашних японских властей понесли наказание за это? Кому-то может показаться удивительным, что в то время, как все главные военные преступники Германии и Италии были казнены по приговору международного трибунала или покончили с собой, ничего подобного не было с верхушкой Японии, хотя японцы наворотили дел в Азии не меньше, чем гитлеровцы в Европе, по своей жестокости даже превзойдя их.
Да, был Токийский процесс, но он был весьма однобоким. Император Хирохито не только не понес наказания, но и остался у власти. Кстати, по протекции США и лично главы американских оккупационных сил в Японии генерала Дугласа Макартура, который настоял, чтобы Хирохито остался императором и символом единства японской нации, несмотря на давление лидеров ряда стран, в том числе серьезно пострадавших от японской агрессии (включая президента США Гарри Трумэна). Тогда многие люди в Китае, на Тайване, в Корее и в Юго-Восточной Азии видели в Хирохито “азиатского Гитлера” и настаивали на том, чтобы он был наказан как военный преступник, однако в американской оккупационной администрации настояли на том, что он был лишь формальным главой государства.
Кроме того, по настоянию американской стороны выведены из-под ответственности были и разработчики бактериологического оружия из отряда 731, прославившиеся садистскими опытами над людьми, затмившими дурную славу доктора Менгеле — американцам очень нужны были результаты их опытов для разработки оружия новой войны.
При этом и сегодня, спустя почти 75 лет после окончания Второй мировой войны, в японском общественном сознании нет безоговорочного осуждения тех событий, как, например, у немцев.
Такое ощущение, что японцы вообще вины не испытывают, лишь досаду от того, что они проиграли ту войну, и желание исправить ее итоги.
И тут отношение японского общества к проблеме тоже подозрительно избирательное. Те итоги войны, согласно которым они до сих пор остаются оккупированными США, они признают безоговорочно. Периодически вспыхивают протесты против размещенных в стране американских военных баз, особенно после того, как бравые американские вояки в очередной раз кого-то убьют или изнасилуют, что стало “доброй” американской традицией по всему миру. Но они успешно гасятся властями, которые пытаются убедить население, что американцы их друзья и защитники от китайской угрозы. Из истории даже вымарали варварские бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Сами бомбардировки остались, скрыть такое невозможно, а вот о том, кто их совершил, предпочитается не упоминать. Такая вот избирательная история.
Зато в плане территориальной принадлежности Курил Токио соглашаться с итогами войны не желает и постоянно педалирует эту тему, фактически шантажируя Москву: хотите мирный договор — отдавайте острова. Недавний скандал, разгоревшийся в России после того, как японская пресса начала убеждать местную общественность в том, что вопрос чуть ли не решен, и последовавший за этим жесткий ответ Москвы, ничему японцев, похоже, не научил.
В конце марта разгорелся новый скандал: в новых японских учебниках для младших классов появились правки от Министерства образования, согласно которым Курильские острова названы “нашей исконной территорией”. В учебные пособия добавили соответствующие карты и другие визуальные материалы. При этом в учебниках “забыли” упомянуть, как и при каких обстоятельствах острова достались СССР в XX веке, и кто сорвал урегулирование курильского вопроса в наши дни.
Удивляться такой избирательности у оккупированной страны, в принципе, не приходится. Удивляет лишь тот цинизм, с которым японцы, будучи одними из виновников развязывания самой кровавой в истории человечества войны, пытаются переписать ее итоги и комментируют то, как эту войну воспринимают в России.
26 миллионов погибших советских граждан, я хочу напомнить господину Оноде. 26 миллионов. Против двух с половиной миллионов в Японии. И да, потери Китая, в том числе от рук той самой Японии, —15, 5 миллионов. Этого достаточно для понимания того, почему в России отмечают День Победы, а в Японии — нет.
Конечно, в Японии и отмечать нечего, она проигравшая сторона. Зато у них есть День памяти жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки и капитуляции страны в войне. И эту дату Онода пытается сравнивать с нашим Днем Победы. Мол, мы не празднуем, мы поминаем погибших, а чего вы празднуете, если у вас столько народу полегло?
Вот потому, что у вас столько народу не полегло, господин Онода, вам никогда не понять, что такое “праздник со слезами на глазах”, как воспринимается победа, купленная такой ценой. Если вы этого не понимаете, то промолчали бы хотя бы из уважения к погибшим, как советским, так и японским солдатам.
Еще один логичный вопрос, который может возникнуть у каждого, прочитавшего опус Оноды: почему это японцы так возмущаются тем, что русские отмечают победу над Германией, в то время как сами немцы молчат в тряпочку? Им что, больше всех надо?
У немцев комплекс вины давно превратился в комплекс неполноценности, а любые попытки этот комплекс критиковать немедленно объявляются стремлением к реваншизму, симпатиями к Гитлеру и прочим непотребством, за которое в Германии, в отличие от большинства стран мира, где переписыватели истории чувствуют себя вольготно, положен реальный срок.
Впрочем, судя по всему, и эта страница постепенно становится историей. Тенденция к тотальному историческому ревизионизму, особенно того, что касается Второй мировой, постепенно охватывает Европу и просто не может никак не влиять и на Германию. Отсюда появляются такие чудовищные и кощунственные явления как материал некоей Зильке Бигалке в Süddeutsche Zeitung.
Напомним, немецкая, с позволения сказать, журналистка в начале года высказала мнение о том, что “Москва злоупотребляет памятью о жертвах блокадного Ленинграда”. По ее словам, “те, кто находятся у власти в Москве, проводят парады вместо сочувствия и тешат национальную гордость вместо горькой скорби”.
“Блокада была геноцидом. Но после войны ни одна из двух сторон не была заинтересована в том, чтобы так ее называть. Московская власть до сих представляет тех, кто оказался в оккупации, как героев, которые мужественно оказывали сопротивление немцам. Только в России не любят задавать вопрос о том, был ли Сталин готов пожертвовать жизнями этих людей так же легко, как его противники”, — написала она.
При этом Бигалке называет блокаду “чудовищным преступлением Вермахта”, а якобы имевшие место быть попытки “скрыть правду” — “преступлением” Сталина. Далее она и вовсе развивает мысль о вине советского руководства в блокаде.
Странная логика: “замалчивали” — преступление, “открыли правду” — злоупотребление памятью. Опять же, как и в случае с Онодой, могу только посоветовать промолчать. Это лучше, чем рассуждать о вещах, в которых ничего не понимаешь. Даже не с точки зрения политкорректности, а с точки зрения собственного имиджа как профессионала. Понятно, что, видимо, “журналистка” пыталась вывести формулу, что во всем в конечном итоге виноваты российские власти, которые скрывают правду о “преступлениях” советских властей, но это у нее явно не получилось.
Зато немецкая журналистка волей-неволей докатилась до фактической реабилитации нацизма, снимая с него часть вины, чтобы возложить ее на советское руководство.
Знаете, а ведь с таких мелочей все обычно начинается. Сначала вдруг оказывается, что солдаты Вермахта не особо-то и виноваты в трагедии, они вообще приказ выполняли. А виновны преступные власти двух тоталитарных режимов. Потом оказывается, что, может, и Гитлер был не так плох, ведь он боролся с “воплощением зла” — большевизмом, просто методы использовал не очень удачные.
И то, что современная Россия, та самая, которая, если верить западной пропаганде, грозит Европе ядерной войной, устраивает масштабные военные парады, это подтверждает. Значит, Россия пытается нас, европейцев, запугать. Та самая Россия, которая вместе с Гитлером развязала войну, в которой, как оказывается, победили США. Вот она нехитрая логика, внедряемая в сознание западного обывателя. То, что, переписывая историю, они плюют на могилы миллионов погибших в войне, их не очень беспокоит. Мертвые не предъявят, а все предъявы со стороны Москвы, как и сам факт отмечания ею Дня Победы, можно смело объявить элементом “гибридной войны”.
А если переписывать итоги войны, значит, неплохо бы забрать то, что получено не по праву. Вернемся в Японию и к вопросу Курил.
Совсем недавно депутат нижней палаты японского парламента Хадака Маруяма предложил “решить курильский вопрос военным путем”. Ну, вернее, он только заикнулся о такой возможности, но это стало причиной скандала. Депутата осадили свои же, ему пришлось уйти в отставку. Но означает ли это то, что японское общество категорически не приемлет предложенных методов? Едва ли.
Как это изменить? Для начала помочь нашим соседям изучить реальную, а не писанную западными фальсификаторами историю войны. Помните советский плакат, на котором советский солдат с книгой по истории Великой Отечественной грозит пальчиком империалисту с факелом новой войны? Назывался он “Не балуй!”. Так вот, в нем вся суть.
Дмитрий Родионов, РенTV
Обязательно подписывайтесь на наш канал, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен