Советник президента Украины по вопросам здравоохранения Михаил Радуцкий 15 августа заявил, что перепись населения Украины могут провести в конце 2019 года. По его словам, проведение переписи нужно для осуществления «трансформации» медицинской сферы.
В общем-то, вопрос уже перезрел. В соответствии с рекомендациями ООН перепись надо проводить хотя бы раз в 10 лет, в то время как в Украине она проводилась последний раз в 2001 году. Однако, планы реформаторов вызывают некоторые сомнения.
Оценка численности населения
По данным переписи 2001 году было установлено, что на Украине проживают 48,5 млн. человек. По данным государственной службы статистики Украины на 1 февраля 2019 года в стране проживает 42 млн. человек.
Эти данные подвергаются критике как завышенные.
Прежде всего, украинские статистические органы не учитывают население Крыма и Севастополя, но, видимо, учитывают неподконтрольную территорию Донбасса. Как там ведется учет – одному Богу известно, ведь украинских органов РАГС и статистики там нет.
Кстати, с политической точки зрения, проведение переписи без учета этих территорий выглядит как шаг к отказу от украинского суверенитета над ними. Впрочем, нагнать никогда не поздно – российские власти провели перепись населения Крымского федерального округа уже в 2014 году. Кстати, неплохо было бы спрашивать граждан во время переписи «чей Крым». Важная информация…
Во-вторых, данные миграционного контроля неточны – они позволяют определить количество въездов-выездов, но не наличие постоянных жителей.
По данным альтернативных исследований, например – по потреблению хлеба, реальная постоянная численность населения страны гораздо ниже оптимистических официальных данных и составляет 25-30 млн. на контролируемой официальным Киевом территории.
Цели мероприятия
Тут, в общем-то, все понятно – правительству надо знать численность населения страны со многими целями. С одной стороны, это оценка наличных трудовых ресурсов, с другой – оценка государственных расходов.
Прежде всего, необходимо оценить численность трудоспособного населения и его мобильность. Официальная статистика точных данных не дает, поскольку значительная часть людей трудоустроена неофициально. Перепись, являющаяся, по сути, социологическим опросом, позволит хотя бы приблизительно оценить, сколько людей занято внутри страны, сколько – за ее пределами и каков характер этой занятости.
Необходима также оценка численности потребителей государственных и муниципальных услуг – как трудоспособных, так и нетрудоспособных. Исходя из полученных данных можно планировать оптимизацию сети государственных и муниципальных органов того же здравоохранения.
Очень важным моментом является обновление реестра избирателей. В XIX веке партии сами формировали свои списки избирателей. Сейчас это дело государства. Однако, список избирателей Украины чудовищен по форме, и, по сути, – он начинается с подсчета избирателей Крыма, где органов реестра нет, как нет и украинских избирательных комиссий. Уже исходя из этого, становится совершенно непонятным – зачем нужен этот орган? По идее, при помощи только одного реестра Петр Порошенко мог бы… Не смог. Но Владимир Зеленский должен помнить об одной этой возможности.
В 2001 году важным элементом идеологической политики вокруг переписи был вопрос языка. Тогда перепись установила, что для 67,5% родным является украинский язык. Между тем, по данным Киевского Международного института социологии (одна из наиболее авторитетных украинских социологических служб) в 2019 году 47% респондентов предпочитают отвечать на вопросы, заданные на русском языке. Это – вопрос технический. Респонденты даже не знают, что эта позиция фиксируется…
Сейчас к власти пришли русскоязычные русофобы, которым важно доказать – можно быть врагом России доже говоря на русском языке. И достоверные данные относительно языкового разнообразия страны позволят им получить аргументы в пользу либерализации языкового законодательства.
Реалистичность
Чтобы понять, насколько реалистично проведение переписи в 2019 году, нужно вспомнить два факта.
Во-первых, подготовка к проведению прошлой переписи была начата постановлением правительства от 28 сентября 1998 (!) года. Собственно же перепись проводилась в декабре 2001, т.е. – через три года.
Часть организационных мероприятий уже исполнена, поскольку есть постановление правительства о переносе переписи на 2020 год, но дата до сих пор не назначена, что как бы намекает – речь идет о небольшой части мероприятий.
Во-вторых, стоимость проведение переписи оценивается в 2-4 млрд. грн. Между тем, в текущем году уже есть перерасход бюджетных средств – на проведение досрочных парламентских выборов было потрачено почти 2 млрд. В следующем году ситуация будет не лучше – запланированы досрочные местные выборы, на проведение которых будет потрачена сравнимая сумма.
В общем, потребность проведения переписи очевидна, но ожидать ее проведения можно, в лучшем случае, к концу следующего года. Если, конечно, команде Зеленского надо получить именно перепись, а не непонятно что.
А нужна ли перепись?
Вроде бы новой власти перепись нужна – и для настройки своей собственной деятельности, и для доказательств преступности предшественников. Надо же как-то обосновать право «свадебных фотографов» управлять страной.
Но есть и аргумент против. «Слуги народа» о себе говорят как о либертарианцах. Кстати, вы знаете, что владелец сгоревшей в Одессе гостиницы Вадим Черный – деятельный либертарианец, принципиально плевавший на нормы безопасности? Живите теперь с этим…
Так вот, главной реформой, которую намерены провести украинские «либертарианцы», является введение рынка земель сельскохозяйственного назначения. Если удастся, это и будет то, с чем Зеленский войдет (или вляпается) в историю, а вовсе не с прекращением войны и не с восстановлением экономики.
Что будет означать для Украины введение рынка земли? Среди всякого прочего – ликвидацию украинского села как явления. Современные аграрные магнаты прямым текстом говорят, что из нынешнего сельского населения им нужно примерно 20%. Остальные непроизводительные.
Нынешнее украинское село живет за счет натурального хозяйства и аренды. После открытия рынка вопрос аренды отпадет. Думаете, не захочешь продавать – не продавай? Такой возможности не будет. Тут же появятся группы людей с опытом пыток и расстрелов, а также оснащенные всеми средствами для этого, которые недорого убедят не просто продать пай, но и продать его подешевле (в идеале: безвозмездно, то есть – даром).
В общем, значительная часть сельского населения Украины уйдет в землю или в город. Это как кому повезет. Село «рассосется» – останутся хутора и фольварки.
Кстати, смысл «объединенных общин» именно в объединении хуторов. У нас административно-территориальная реформа прошла раньше аграрной, именно потому и выглядит так странно – она не адаптирована к характеру заселения сельской местности.
Причем тут перепись? Перепись тут при том, что, будучи проведенной до аграрной реформы, она зафиксирует еще живое украинское село. И останется обвинительным актом для времени правления «слуг народа», которые найдут себе место наряду с британскими овцами, съевшими людей, и советскими коллективизаторами. Потому что следующая перепись украинского села уже не найдет…
Василий Стоякин, ИА Антифашист
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки