Мина замедленного действия всех союзов с участием России – рынок труда.
Левада-центр зафиксировал рост нежелания россиян видеть трудовых мигрантов. Так 72% считают, что следует ограничить их приток. В 2017 году такого мнения придерживалось 58%. Такой рост за два года – крайне нездоровая тенденция.
Налицо растущее противоречие. Граждане недовольны трудовыми мигрантами, а федеральная власть наращивает втягивание в евразийскую интеграцию соседей. Для молдавских мигрантов объявляются амнистии, граждане Армении благодаря ЕАЭС упрощенно трудоустраиваются. Республики Средней Азии больше 30 лет испытывают демографический бум одновременно с деиндустриализацией, из-за чего граждане выдавливаются преимущественно в Россию.
На втором шаге недовольство трудовой миграцией будет распространяться на ЕАЭС в целом. Может повториться ситуация конца СССР, когда в РСФСР недовольство союзом было достаточно высоким и новые элиты оседлали эту волну, обратив в сепаратизм.
Для того, чтобы сгладить это противоречие необходимо пересматривать стратегию на рынке труда. Сейчас у нас работает принцип «обилечивания» трудовых мигрантов – система патентов пополняет местные бюджеты, однако порождает социально-культурные противоречия, которые на втором шаге могут стать политическими рисками.
Бизнесу намного выгоднее иметь дело с бесправным мигрантом чем с полноправным гражданином. Но с точки зрения государства приоритетом должно быть долгосрочное привлечение новых граждан, а не «одноразовые» трудовые единицы. Если не остановить эту тенденцию, то очень скоро между трудовыми мигрантами и центральной властью граждане поставят знак равенства.
Единственным возможным выходом с учетом опыта Евросоюза может быть такое решение: максимальная либерализация миграционного законодательства с целью привлечения новых граждан и ужесточение на рынке трудовой миграции.
Наиболее эффективной может стать система «позитивной дискриминации» с тем, чтобы привлекать новых граждан равномерно по всей стране, а не создавать мигрантские гетто в самых богатых регионах. Конечно, со стороны партнеров по ЕАЭС могут возникать претензии относительно свобод на рынке труда. Этим претензиям придется парировать не столько правовыми, сколько политическими аргументами. В том же Казахстане есть программа привлечения «оралманов» и льготная программа для поступления в ВУЗы лиц казахской национальности, не являющихся гражданами. В Беларуси же право преимущественного получения гражданства есть у «белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы» на фоне достаточно жесткого национального трудового и миграционного законодательства.
Если Россия не будет применять принципы «позитивной дискриминации» с целью привлечения новых граждан и выдавливания мигрантов, то евразийская интеграция будет очень однобокой. Наши соседи будут выдавливать «лишних» граждан в Россию, что будет крайне нездорово восприниматься согражданами, которые рано или поздно поставят знак равенства между властью и нежеланным гостем. К тому же мы сформируем у национальных элит союзников иждивенческое отношение к России, как к стране где можно не только получить льготный кредит, бесплатное оружие, дешевую нефть, но и куда можно выдавить «лишних» людей. А с носителями иждивенческой психологии союзы строить невозможно – получаются мезальянсы, в которых неизбежно возникает зависть и ненависть.
Не говоря уже о том, что 78% недовольных трудовыми мигрантами это тревожно много. Особенно в контексте приближающегося транзита-2024.
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки