Если рассмотреть русско-грузинские отношения вне политики, на уровне культуры и искусства, то картина выглядит куда более предпочтительно, чем в политическом контексте.
Однако и здесь тоже не всё гладко: вспомним выступление фольклорного ансамбля грузинских песен и танцев «Эрисиони» в Москве в 2013-ом году – поддержанные средствами массовой информации, некоторые крикливые «неправительственные организации» подняли истерику вокруг этого факта. Тогда они остались недовольны тем, что «Эрисиони» выступил в Кремлевском дворце, в «логове оккупанта», как они в своём примитивном сознании воспринимают один из мировых культурных (а не только политических) центров – Московский Кремль. Но вскоре выяснилось, что Кремль никак не является первопричиной их раздражения. Ведь после поездки «Эрисиони» кампания против посещения грузинскими ансамблями России продолжилась. К сожалению, руководство Грузии не заняло чёткую позицию и это воодушевило противников грузино-российских культурных связей.
Да, именно противников культурных связей, а не только политических. Ведь задача крикунов – навредить грузино-российским связям как таковым, а не только политическим и экономическим. Дело дошло до того, что большие грузинские фольклорные ансамбли перестали ездить в Россию. Отдельные представители искусства – певцы и артисты не очень афишируют свои выступления по российским городам, а порой оправдываются за это, как будто они совершили что-то предосудительное. Ведь людям искусства не к месту, но постоянно напоминают тему «российской оккупации», вместо того чтобы преодолеть эту «оккупацию» именно культурой, искусством, гуманитарным общением между талантливыми, уважаемыми представителями наших народов.
С ними, крикунами, всё ясно – они отрабатывают грязные деньги, их задачей является нагнетание страстей, политизация искусства, разрыв всех связей между грузинами и русскими. Разве другую осязаемую цель преследовали события июня-июля сего года на проспекте Руставели в Тбилиси?.. Итог – убытки грузинской экономики, исчисляемые сотнями миллионов долларов…
Но всё же удивительно, до чего же доходят наши горе-патриоты, когда они, ничего не помышляя в искусстве и культуре, проявляют и пренебрежение к знаменитым грузинским традициям гостеприимства. Таким позорным примером является протестная акция, устроенная кучей имбецилов перед зданием театра им. Месхишвили в Кутаиси против выступления там русского театра «Никитские ворота». Уже все знают, что «активисты» выполняют политическое задание, но нельзя же позорить Грузию, оскорбляя гостей – людей искусства, которые ничего общего с проблемой наших политических взаимоотношений с российским руководством не имеют! «Я испытываю чувство стыда» – так обратился режиссёр российского театра Марк Розовский к зрителям кутаисского театра по этому поводу…
Зато радует, что абсолютное большинство грузинского народа, даже те, кто может быть не очень хорошо относится к современному российскому государству, поняли или начинают понимать неприемлемость такого отношения к культуре и искусству. Более того, в отличие от властей «Национального движения», которые в своё время запретили даже ресторанные русские песни, нынешнее руководство Грузии придерживается куда более здравых позиций. Очень важны слова назначенного на днях руководителя Госбезопасности страны Григол Лилуашвили, произнесённые им в эфире т/к «Имеди»:
«Русофобия нам не помощь. Народ абсолютно искренне встречает тот огромный поток туристов, который идёт из России. Среди грузинского народа нет агрессии в отношении русского народа. Агрессия есть в смысле, что мы не согласны с политикой российского руководства в отношении Грузии.
Вчера произошёл очень плохой факт, когда Кутаисский театр принимал гостей из Санкт-Петербурга, наши некоторые так сказать политические или неполитические активисты примчались туда и попытались сорвать это мероприятие из-за того, что гостями были российские граждане. Такие фобии нам не помогут в достижении цели. Это рассчитано на определённый сегмент для самоутешения. Из 9-ти миллионов туристов, прибывших в Грузию, более половины было из России, и мы встретили их нашим традиционным гостеприимством, с распростёртыми руками, вином и хлебом – а как же иначе, почему надо проявлять агрессию в отношении людей, которые с собой привезли спектакль? Фобии это – тупик для нашей страны, мы должны преодолеть их».
Г-н Лилуашвили еще не был на своём посту и не говорил эти слова, как в октябре состоялись гастроли замечательного фольклорного ансамбля грузинской песни и танца «СЭУ» по городам юга России. Этот молодой, но очень профессионально укомплектованный университетский ансамбль побывал во многих странах мирах, на континентах Европы и Азии. Нынешнее поколение танцоров впервые пересекло российскую границу. Ребята очень волновались, но гастроли удались на славу. Ессентуки, Нальчик, Ставрополь, Краснодар, Сочи… везде их встретили радушно, российские зрители оценили душевность, старание и умение грузинских танцоров и танцовщиц, а также живого оркестра, под оригинальный репертуар которого они исполняли еще более оригинальную хореографическую постановку. Можно сказать, что ансамбль «СЭУ» прославил Грузию в рамках своих возможностей, сделав всё от себя зависящее, а российский зритель показал свою любовь к грузинской культуре. В Ставрополе на радио устроили викторину, и победители викторины получили бесплатные билеты на концерт грузинского ансамбля – прекрасный креатив, прибавивший популярность концерту в Ставрополе. Местное телевидение также подготовило сюжет о концерте и исполнителях ансамбля.
По поводу успешного выступления нашего ансамбля в России и о роли культуры и искусства во взаимоотношениях между двумя странами мы спросили мнение у нескольких грузинских политиков.
Михаил Батиашвили – министр образования, науки, культуры и спорта Грузии: «Популяризация грузинской культуры за рубежом, в том числе и России, не может не радовать. Грузинскую культуру там ценят очень высоко, мы это видим и для нас это важно. Наши ансамбли должны сами выбирать свой творческий путь. Культура призвана создавать и укреплять мир, взаимопонимание между людьми разных национальностей. Правительство делает много для поддержания грузинского фольклора, который имеет богатые традиции, но мы также приветствуем, если тот или иной ансамбль может обеспечить себя собственными доходами, полученными от продажи билетов на концерты».
Геннадий Маргвелашвили – первый заместитель председателя Парламентского комитета по образованию, науке и культуре: «Однозначно такие мероприятия надо приветствовать, именно культура и искусство должны влиять на политику, а не наоборот. Для нас важно, чтобы нашу грузинскую идентичность понимали и к ней относились позитивно по ту сторону Кавказского хребта».
Заза Папуашвили – член Парламентского комитета по образованию, науке и культуре: «Значение культуры бесспорно, однако культура важна еще и потому, чтобы политические вопросы решались на высоком культурном уровне, позвольте так сказать. Должны вестись переговоры и стороны должны вести себя культурно. В таком случае многое наладится. Ну а культурный обмен между Грузией и Россией создаст позитивный фон. Грузия в мире известна своей культурой, своим фольклором. Как быть без этого? Как можно оспаривать право ансамблей выезжать в Россию или любую другую страну на гастроли? Это абсурд, так что я полностью поддерживаю такие проекты».
Александр (Нукри) Кантария – член Парламентского комитета по образованию, науке и культуре: «У искусства нет границ, его не остановят никакие колючие проволоки. Поэтому мы сами должны вложиться в популяризацию нашей культуры и искусства, в особенности фольклор, который так славится за рубежом, в особенности – в России».
Симон Нозадзе – член Парламентского комитета по образованию, науке и культуре: «В нашем регионе всегда был большой спрос на грузинскую культуру, но надо постоянно поддерживать реноме. Наша культура и есть наша «мягкая сила». Я рад, что нашему ансамблю удалось лишний раз показать величие грузинской фольклорной культуры в российских городах, с чем и поздравляю».
Материал подготовила Лиза Махарашвили
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки