Перспективы отмены, смягчения или трансформации европейской санкционной политики в отношении России на сегодняшний день не просматриваются – считает доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин
Перспективы снятия антироссийских санкций носят условный характер
Вчера вечером Евросовет одобрил политическое решение о продлении на шесть месяцев пакета антироссийских санкций, которые были введены Брюсселем в июле 2014 года после падения в небе над Донецкой областью «Боинга» Malaysia Airlines.
Страны Евросоюза пошли тогда на такое решение крайне неохотно, и если бы не было этого странного инцидента с MH17, то, скорее всего, секторальных санкций против России так бы и не случилось, но западные элиты использовали этот повод для их введения.
В первые годы постоянно шел разговор, что санкции носят временный характер и пройдет полгода-год, и они будут отменены по экономическим причинам, ведь в 2013 году товарооборот между Россией и Евросоюзом превысил 410 млрд долларов. В начале 2014 года Путин отмечал, что на долю Брюсселя приходится более половины российской внешней торговли, из-за чего Москва делает ставку на эти отношения.
В последние годы российский товарооборот с Евросоюзом постепенно восстанавливается и, по данным главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, он в 2018 году превысил отметку в 300 млрд рублей, но структура этих отношения сегодня другая.
Европейцы продолжают все больше и больше потреблять российских энергоресурсов – если в 2013 году доля российского газа на рынке ЕС составляла 24 процента, то на текущий момент зашкаливает за 30 и имеет отличные перспективы для дальнейшего роста.
С одной стороны, это все говорит, что Россия и Евросоюз привыкли к двустороннему санкционному режиму, а с другой, что у нас есть шансы на рост торгово-экономического сотрудничества в случае отмены или коррекции этих ограничений.
«Я не слышал про какие-либо разговоры и слухи из ЕС о модернизации санкций, поэтому здесь пока существует единственная альтернатива, и она заключается в полной отмене этих ограничительных мер, как это было в них изначально прописано», – констатирует Топорнин.
Как замечает эксперт, механизм введения или отмены санкций в Евросоюзе намного более сложный, чем в США. Здесь требуется не решение Евросовета, а согласие всех 28 государств-членов общеевропейского объединения, причем строго путем консенсуса.
Для этого нужно безусловное согласие на это европейских элит, а они сегодня разобщены по многим вопросам.
Ситуация с санкциями пока находится в тупике
«Мы знаем, что большая часть западных санкций привязана к урегулированию конфликта в Донбассе. Об этом много раз говорили, как Меркель, так и Макрон, что как только в Донбассе будут реализованы Минские соглашение, будут сняты и экономические санкции с РФ. Здесь достаточно даже частичной реализации, которая предложена в «формуле Штайнмайера», – резюмирует Топорнин.
Этот вопрос систематически саботирует Украина, причем смена власти в Киеве не привела к подвижкам, ведь в Киеве говорят о чем угодно кроме пошаговой реализации Минских соглашений, как единственного пути урегулирования гражданского конфликта в Донбассе.
«В Евросоюзе присутствуют силы, которые настаивают на пересмотре санкционной политики в отношении России, поскольку этот пакет мер ничего хорошего никому не принес и не стимулирует разрешение кризиса в Донбассе на тех условиях, о которых когда-то говорили в Брюсселе. Эти силы говорят если не о полной отмене санкций, то хотя бы об их частичной коррекции», – заключает Топорнин.
Такие настроения действительно присутствуют, и они растут в ЕС, но последние выборы в Европарламент сохранили в Брюсселе у власти круги, которые управляли европейской политикой в 2014 году, а это означает, что в ближайшие годы антироссийский курс там сохранится.
«Логика Запада не совсем понятна, поскольку там все сводят к реализации Минских соглашений, а ответственность за это возлагают на Россию, несмотря на то, что Москва не является стороной договоренностей, а выполнение «Минска-2» тормозят украинцы. Здесь создалась непонятная иллюзия или неправильная оценка ситуации в Донбассе со стороны Евросоюза», – констатирует Топорнин.
По мнению Николая Борисовича, логика говорит об обратном, поскольку именно Киев уклоняется от реализации «Минска-2».
«Возможно, это делается для того, чтобы продолжить санкционную политику в отношении РФ безотносительно ситуации в Донбассе. По крайней мере, такая логика, возможно, присутствует в Киеве, поскольку если украинцы пойдут на выполнение хотя бы некоторых пунктов Минских соглашений, то, скорее всего, европейцы уберут часть санкций против России», – резюмирует Топорнин.
Здесь еще нельзя забывать про фактор США, которые продолжают использовать украинцев, как инструмент давления на Россию по целому ряду направлений, поэтому Вашингтону не выгодны любые подвижки в реализации Минских соглашений.
«Впрочем, мы продолжаем ждать действия от новой украинской администрации, которая сегодня хотя бы высказывается иным образом, чем команда Порошенко. Поэтому посмотрим, какие будут результаты от встречи в Париже», – заключает Топорнин.
Проблема санкций заключается в том, что чем больше проходит времени, тем больше стороны привыкают к создавшейся ситуации, как в вопросе Донбасса, так и экономических издержек. Ведь очевидно, что разрыв торговых связей больше не так критичен, как в 2015 году.
Дмитрий Сикорский, Экономика Сегодня
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки