Италия – Европа: Как новая финансовая реформа ЕС угрожает суверенитету республики

В последние недели тема реформы международной организации «European Stability Mechanism» (ESM, «Европейский механизм стабильности»), отвечающей за финансовую стабильность еврозоны, не сходит с первых страниц итальянских газет и экранов телевизоров, вызывая ожесточенную полемику между ее сторонниками и противниками

ESM создана по инициативе Совета Европы в 2011 году, в самый разгар финансового кризиса, чтобы защитить банковскую систему стран-членов ЕС. В прошлые годы через ее фонды были спасены от краха банки Ирландии, Португалии, Испании, Кипра и Греции, что помогло обезопасить финансовые структуры других европейских стран.

Италия, несмотря на свой гигантский государственный долг (2,439 млрд евро), до сих пор не прибегала к помощи ESM, обходясь собственными ресурсами, хотя она является третьей по счету вкладчицей после Германии и Франции уже переведя на счета организации 14,33 млрд евро (из 125 запланированных).

Однако кризис, как финансовый, так и производственный, похоже, не хочет отступать, причем в последнее время он все более активно затрагивает богатые северные страны Европы, а потому из Брюсселя был предложен ряд реформ для ESM, чтобы дополнительно подстраховать еврозону от рисков.

И вот тут в Италии разгорелась полемика, поскольку новое правительство из представителей движения «Пять звезд» и Демократической партии хотело тихо и без особого обсуждения подписать соответствующие «технические» документы, которые, при внимательном рассмотрении, отнюдь не благоприятно сказались бы на экономике страны.

Полемика, которая развернулась по поводу реформы ESM, выходит далеко за рамки чисто финансовых проблем. Лидер оппозиции Маттео Сальвини назвал возможное подписание этого документа «изменой против интересов страны».

Он призвал президента Республики Серджо Маттареллу наложить на него вето, как на противоречащий Конституции Италии и угрожающий суверенитету республики.

Среди членов движения «Пять звезд» многие также критически отнеслись к документу, и в последний момент лидер движения Луиджи Ди Майо «дал задний ход», объявив о внесении в него поправок с итальянской стороны, которые будут обсуждаться на будущей встрече глав стран ЕС. Президент Банка Италии Иньяцио Виско, выступая в Парламенте, также выразил определенные опасения в связи с подписанием этого документа, предупредив об «огромном риске». Ведь первоначально речь шла об автоматической реструктуризации государственного долга, то есть итальянцы, попросту говоря, рисковали в один прекрасный день проснуться и обнаружить, что часть денег исчезла с их счетов.

Так в чем же дело? Сторонники реформы (среди них ряд экономистов, в том числе печально известный Карло Коттарелли, который в мае прошлого года чуть было не уселся в кресло премьер-министра вопреки народному волеизъявлению) настаивают, что это будет (или должно быть) еще одним шагом вперед к будущему финансовому союзу стран еврозоны, где более богатые страны смогут помочь бедным, и от этого все только выиграют.

Кое-кто даже сравнил ESM с противопожарной страховкой, которую подписывают все жильцы многоэтажного дома, и каждый из них обязуется вести себя хорошо и не бросать где попало зажженные окурки (то есть следить за своей финансовой системой).

На словах получается все правильно, но на деле не совсем так.

Новые правила ESM значительно облегчают доступ к помощи богатым странам и дополнительно затрудняют его бедным. По сути, ключевые решения отдаются в руки двух главных вкладчиков, Германии и Франции, но в основном – первой, которая (единственная!) получает право накладывать вето.

К тому же ее помощь другим ограничивается определенной цифрой, которая должна обязательно утверждаться в Бундестаге. Злые языки не преминули отметить, что Германия не замедлит сразу же прибегнуть к помощи ESM для спасения своего Deutsche Bank, который в последнее время испытывает значительные трудности в связи с замедлением производства в стране.

А что же ждет Италию, которая является третьей по счету вкладчицей в эту организацию? Для нее по новым правилам получить помощь становится во много раз труднее из-за ее государственного долга, который пагубно влияет на котировку государственных облигаций на рынке. А если она все же обратится за помощью, то должна будет, как это в прошлом случалось с другими странами, принять предложенные Брюсселем реформы, требующие «крови и слез» и которые в основном сводятся к максимальному урезанию любых государственных расходов и, как следствие, пагубно влияют на реальную экономику. Таким образом, отдавая в «общий котел» значительные суммы, Италия рискует остаться на обочине.

Противники реформы критикуют и сам механизм работы этой организации, поскольку ключевые решения, а речь идет ни много ни мало о судьбах целых стран, оказываются в руках «техников», то есть представителей финансовой элиты, которые обладают неограниченными полномочиями и абсолютной неприкосновенностью. И это при том, что они не наделены никакой народной властью.

Таким образом, налицо дальнейшее наступление на демократию, а именно перераспределение власти от Европейского парламента к финансовой элите ЕС.

На этой волне во многих странах, в том числе в Италии, растет недовольство как обыкновенных людей, так и представителей мелкого и среднего бизнеса, которые продолжают выносить на себе все тяжелейшие последствия кризиса, спровоцированного финансистами.

Ирина Баранчеева, Столетие

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки