Не было ли включение Украины в состав «четверки» ошибкой изначально?

Через три дня после встречи «нормандской четверки» в Париже лидеры стран Евросоюза на саммите в Брюсселе решили еще на полгода продлить экономические санкции против России. Это притом что срок их действия заканчивался уже 31 января следующего года, и европейско-российские взаимоотношения могли получить шанс для их нормализации.

Именно так представлялось ближайшее будущее, когда на парижской встрече Путин, Меркель и Макрон вопреки навязчивому рефрену Зеленского об «оккупированных территориях» (разумеется, Россией) продемонстрировали похожие подходы к разрешению украинского конфликта, предложив «продолжить договариваться». Надежда на потепление в Европе укрепилась еще больше, когда президент Путин без каких-либо возражений со стороны Макрона и Меркель несколько раз подчеркнул «безальтернативность неукоснительного и последовательного выполнения Минских соглашений». Показалось даже, что в духе этой логики и начнут развиваться общеевропейские процессы. Увы, разрядке ЕС снова предпочел безумную политику конфронтации с Россией.

Причиной столь неадекватного решения опять стали Минские соглашения, точнее — их неисполнение в течение почти шести лет. Кем? Как следует из сообщения ТАСС, решение по антироссийским санкциям было принято после того, как участники саммита в «нормандском формате» — канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон проинформировали остальных лидеров ЕС о ходе реализации Минских соглашений по урегулированию вооруженного конфликта (согласно нашим оценкам, это гражданская война) на Украине именно в свете парижской встречи. Динамика в разрешении конфликта на востоке Украины ощутима, однако подобного недостаточно для снятия санкций с России, сказала Меркель на пресс-конференции по итогам саммита ЕС. И отметила, что решение о продолжении санкций было принято единогласно.

В том же духе высказался на пресс-конференции и глава Евросовета Шарль Мишель. «Мы считаем, что выполнение Минских соглашений (Россией — В.П.) остается чрезвычайно важным вопросом, за которым мы будем очень внимательно следить», — сказал он. А Украина здесь вроде и ни при чем.

В связи с этой европейско-украинской трактовкой Минских договоренностей вспоминается старая пародия на перевод из Шиллера: «Сей доблестный рыцарь,\\Всё в той же позицьи//На камне сидит». Причем, заметьте, эту «позицию» первой из европейских лидеров озвучила фрау Меркель почти сразу после подписания «Минска – 1» в сентябре 2014 г., когда обвинила Россию в разжигании войны на востоке Украины.

Дурной пример оказался настолько заразительным, что за минувший «отчетный» период, то есть от момента первой бомбардировки Луганска авиацией ВСУ 2 июня 2014-го и последующим созданием 6 июня «нормандского формата» до недавнего парижского саммита, попыток Запада представить внутриукраинский конфликт как исключительно российско-украинский было столько, что и не сосчитать. В этом русофобском занятии на Западе участвуют все, кому не лень, и тесно примкнувшие к ним «наши» либералы. Именно такая «формула войны» в Донбассе позволяет всю ответственность за украинскую ситуацию возложить на Россию. Не на Киев, ставший после госпереворота послушным инструментом Вашингтона в его антироссийской внешней политике. И не на Брюссель, где теснейшим образом переплетаются политико-экономические интересы стран-членов ЕС и НАТО, вложивших в Украину более 20 млрд. долл. якобы на реализацию «демократических реформ».

Кстати, добрая половина этих затрат приходится на ФРГ. Теперь она намерена вложить еще один млн евро в очередную «порцию» европейской помощи «нэзалэжной» Украине, которая без вливаний извне в виде кредитов давно бы развалилась на составляющие ее культурно-исторические части. Хитрый Вашингтон при этом вкладывается, главным образом, в украинскую оборону (в оснащение и подготовку ВСУ) и антироссийскую пропаганду. Даже не очень любящий Россию украинский бизнесмен Игорь Коломойский в интервью The New York Times сделал заявление, раскрывающее подлинные причины войны в Донбассе, точнее — главные из них. Дескать, продолжение конфликта в Донбассе выгодно США из-за санкций против России. По его словам, они просто используют Украину, чтобы попытаться ослабить своего геополитического соперника.

Поэтому американские власти желают лишь того, чтобы Украина вела «войну против России до последнего украинца». «Вы заставляете нас воевать и даже не даете нам денег на это», — отметил Коломойский.

Иначе говоря, если бы Вашингтон дал много денег (а их много не бывает!), то война на Украине могла бы длиться бесконечно. Впрочем, и сейчас ей конца не видно.

США принуждают к конфронтации с Россией не только Украину, но и страны, входящие в ЕС и в НАТО. Впрочем, те не особо и сопротивляются. А что же украинцы? Готовы ли они проливать кровь собратьев на землях родной страны за американско-европейские интересы? Вполне готовы, если судить о количестве убитых только по данным ООН — около 14 тыс. человек (почти 11 тыс. в Донбассе). Реально, как полагают эксперты, эта цифра намного больше.

Другая статистика дает ответ на внутреннюю причину братоубийственной войны. По данным киевских социсследований, после пяти с лишним лет пропагандистской «бомбардировки» более 70% населения Западной Украины, включая и Житомирскую обл., уверены в том, что их страна ведет войну с «российско-оккупационными войсками» (другой вариант: «российско-террористическими»). В центре Украины количество «обкуренных» русофобией снижается до 50%. Вместе с тем даже в тех частях Донбасской и Луганской обл., что находятся под властью Киева, подобный «процент» доходит до пяти-семи (впрочем, там действует не только слово, но и такой аргумент в выборе ответа, как АКМ).

Абсурдность нынешней ситуации заключается в том, что встреча «нормандской четверки» в Париже, напротив, убедительно доказала: Россия, в первую очередь, твердо выступает за соблюдение Минских соглашений, тогда как Киев при поддержке Франции и Германии — экономической, политической и военно-технической пытается пересмотреть их в свою пользу. Причем не скрывает того, что не желает выполнения Минских соглашений, объясняя это тем, что они заключались другой администрацией и в невыгодное для страны время, вообще, чуть ли не в принудительном порядке.

Президент Зеленский объявил договоренности о будущем Донецкой и Луганской народных республик «самым большим поражением Украины» и назвал свою страну «заложником Минска». Однако именно Россию европейские лидеры решили в очередной раз наказать санкциями.

За то, что она не только сама демонстрирует приверженность «Минску», но и призывает к этому другие страны, выступившие гарантами выполнения Минских соглашений. И в этом ее главная провинность перед Западом, которому постоянно действующие антироссийские санкции дают реальную возможность списывать на необходимость противостоять мифической «агрессии» России все свои провалы как внутри стран, так и во внешнеполитической деятельности, в том числе коллегиальной (НАТО, ЕС).

Самым лучшим и, главное, наиболее убедительным свидетельством российской «агрессии» и является вооруженный конфликт в Донбассе. Не добровольная «аннексия» Крыма, прошедшая без единого выстрела в результате волеизъявления народа. А именно — «восточная» война Украины, грудью защищающей от «ужасной» России «белую и пушистую» Европу. Этот аргумент безотказно действует на ослабленную нетрадиционными «ценностями» психику среднестатистического европейского обывателя. И поскольку именно эту версию причин внутриукраинского конфликта западный пипл «хавает» наиболее охотно, то лидеры этого пипла отступать от не нее не намерены несмотря ни на какие саммиты в «нормандском формате».

Как рассказал источник «РГ» (издание авторитетное и осведомленное), в ходе встречи «нормандской четверки» в Париже министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас пытался объяснить главе МИД РФ Сергею Лаврову, почему Россия должна отказаться от соблюдения Минских соглашений в интересах Украины. Немцы называли такой подход «гибкостью». По мнению Мааса, Кремлю следует проявить «гибкость» и не придерживаться духа и буквы принятого в 2015 г. документа, потому что те «бумаги» Украина подписывала в невыгодных для себя военных условиях.

В ответ, по данным «РГ», Лавров саркастично предложил сердобольному немецкому коллеге пересмотреть заодно итоги Нюрнбергского трибунала, на котором были осуждены нацистские преступники, ведь тот также заседал в не слишком выгодных для Берлина обстоятельствах.

А мировому сообществу следует заодно предложить Франции задним числом изменить условия Версальского договора 1919 г., который весьма сурово обошелся с потерпевшей в Первой мировой войне поражение Германией.

Думаю, если детали этого разговора и могут вызвать вопросы, то, по сути, сообщению газеты можно верить, поскольку именно такой ущербной логике следуют как многие немецкие политики, так и западные в целом. Для того, чтобы убедить европейских лидеров все же продлить санкционный режим против России, в Берлине придумали более обтекаемую, ни к чему не обязывающую формулировку. Как заявил Маас, сейчас нет причин менять санкционный режим Евросоюза, поскольку Москва отказывается участвовать в разрешении проблем на Украине. А каким образом она должна это делать? Да и почему только она, а где остальные т.н. гаранты мирного процесса в Донбассе?

Удивительно, но еще в феврале с.г. власти пяти европейских стран-членов Совета Безопасности ООН — Франция, Германия, Великобритания, Бельгия и Польша – призвали Россию прекратить разжигание военного конфликта в Донецкой и Луганской областях на востоке Украины. Это заявление было сделано во время заседания, посвященного ситуации на востоке Украины. В ответ постоянный представитель РФ при ООН Василий Небензя заметил: «Хотел бы еще раз предельно ясно сказать, что ключевое препятствие на пути разрешения кризиса и нормализации жизни простых людей (на востоке Украины) – отсутствие внятной реакции западных стран на нежелание Киева выполнять комплекс мер, которому сегодня исполнилось уже четыре года. По сути, речь идет о саботаже резолюции СБ ООН 2202».

Напомним, этой резолюцией Минские соглашения были утверждены в качестве документа Совета Безопасности ООН, обязательного к исполнению сторонами конфликта на востоке Украины, то есть Киевом и непризнанными республиками ДНР и ЛНР. Но только лишь по вине Украины не работают Минские соглашения?

Член комитета Совета Федерации по международным делам Игорь Морозов в разговоре с Baltnews так оценил недавнее заявление немецкого канцлера по вооруженному конфликту на востоке Украины: «К большому сожалению, Меркель в очередной раз заявила о том, что Минские соглашения зависят от Российской Федерации. На самом деле, уже неоднократно президент России Владимир Путин заявлял о том, что Москва не является участником украинского конфликта…» Далее российский сенатор подчеркнул: «Все зависит от позиции официального Киева и представителей Донецкой и Луганской народных республик, которые являются сторонами конфликта. Они должны выполнять Минские соглашения. А Россия, как Франция и Германия – гаранты выполнения этих договоренностей. Пока европейские гаранты слабо оказывают влияние на европейскую сторону. А Россия уже сделала столько шагов к этому, что Зеленскому уже давно следует разработать дорожную карту и приступить к ее реализации вместо болтовни, которую он проводит в Париже и Берлине».

Неадекватность наказания России дополняется демонстративным нежеланием самой Украины делать что-либо для возвращения Донбасса не военным путем. То есть обсуждать разведение войск в регионе и обмен пленными в Киеве готовы, а вот создавать условия, приемлемые и, самое важное, безопасные для местного населения, – нет. Недавно издание Foreign Policy (США) вообще предложило украинцам отказаться от Донбасса, поскольку реинтеграция этого глубоко пророссийского региона потребует огромных затрат. Пусть, дескать, эти затраты лягут на Россию. Зеленскому же, сделавшему возвращение Донбасса своим приоритетом, советует переложить всю вину на Путина и изобразить себя жертвой махинаций России, Франции и Германии.

Ранее президент Франции Макрон, «хозяин» минувшей встречи в Париже, в своей речи перед французским дипломатическим корпусом (27.08.2019) высказался еще жестче: «Разумеется, одна из главных тем для продвижения вперед в этом направлении (формировании «новой модели Европы» – В.П.) касается нашей способности добиться прогресса по российско-украинскому конфликту, то есть по реализации Минских соглашений». Евросоюз не сможет проводить полноценное сотрудничество с Москвой, пока Россия не выполнит Минские соглашения, говорила на совместной пресс-конференции с президентом Литвы Гитанасом Науседой канцлер Германии Ангела Меркель. А на днях в Вашингтоне, обсуждая с вице-премьером Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дмитрием Кулебой «следующие шаги в свете состоявшегося 9 декабря в Париже саммита в «нормандском формате», заместитель госсекретаря США по политическим делам Дэвид Хейл подчеркнул «неизменную поддержку со стороны США территориальной целостности и суверенитета Украины перед лицом продолжающейся российской агрессии».

Значит, конец войне наступит еще не скоро. Но было бы наивно полагать, что все «реформы» на Украине, все выступления, заявления политиков и чиновников, подбор кадров в «нэзалэжной» осуществляются самостоятельно.

Как минимум это делается по согласованию с Вашингтоном (нередко и с Берлином). А вероятней всего — по его прямому указанию, как было в известном случае с назначением украинского генпрокурора вице-президентом США Байденом. Зеленский, думаю, и вся его «команда» не в меньшей мере «слуги американского народа», чем их предшественники. И если отталкиваться от этого тезиса, то становится понятной и та смелость Зеленского, с которой он совершает свои внешнеполитические демарши.

Из последнего от лидера «слуг»: в авторской колонке для спецвыпуска журнала «Новое время» «Мир в 2020» (проект британского журнала The Economist) Зеленский назвал пять составляющих формулы будущего для страны. Первая составляющая, по его мнению, – это мир. «Без мира никакого развития быть не может. Мы хотим мира на наших условиях. То есть с возвращением Украине территорий и наших людей». В общем-то, мира хотят все. Вместе с тем, как показывает исторический опыт, условия может диктовать только победитель, а Киеву гордиться нечем. И когда сегодня министр иностранных дел Украины Пристайко с серьезным видом говорит о возможном выходе Киева из Минских соглашений, воспринимать его заявления нужно не более чем пустой звук. Ни США, ни Германия с Францией не позволят Киеву это сделать. Зеленский с его командой назначен на «украинское кормление» с той же самой целью, что и Ющенко, и Порошенко, и ранний Янукович: играть, что он и умеет делать лучше всего, постоянно играть роль эдакого «яблока раздора» между Россией и Западом.

В свою очередь, Владимир Путин на встрече во французской столице отметил, что все пункты Минских соглашений увязаны между собой и попытка «вскрыть» один из них повлечёт переписывание других, что приведёт к потере всех достигнутых договорённостей. Несколько иной точки зрения придерживается канцлер ФРГ. Ангела Меркель считает, что Минские соглашения должны быть «гибким» документом. На итоговом брифинге после «нормандского» саммита она поддержала намерение президента Зеленского внести изменения в Минские соглашения. Также Меркель отметила, что необходимо учесть предложение украинского президента, однако не сообщила, о каких именно коррективах идет речь. «У нас есть вопрос, этот документ совсем окаменевший или его можно менять? Ведь есть определенные предложения президента Зеленского по его изменению. Мы надеемся оживить документ, однако самым сложным вопросом является его политическая часть», — сказала Меркель. И добавила, что закон об особом статусе Донбасса будет продлен, что поспособствует реализации местных выборов и признанию их Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

На Украине посыл канцлера приняли к исполнению. Верховная рада Украины продлила на год действие закона «Об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», более известного как закон об особом статусе Донбасса. Ни дня не исполнявшийся Киевом он, тем не менее, остается краеугольным камнем Минских соглашений. Продлить действие закона, принятого еще в 2015 г., и не менять его текст украинская делегация обязалась на последней встрече в «нормандском формате».

При этом новые власти не отказались от попыток переписать закон: о намерении представить к следующей встрече на высшем уровне новую, не согласованную с Донецком и Луганском, версию документа заявил официальный представитель Киева в минской контактной группе Алексей Резников. Представитель России Борис Грызлов охарактеризовал заявления коллеги как провокацию.

«С киевской стороны прозвучали заявления о подготовке неких изменений в Минские договоренности. Киеву нужно думать не о пересмотре, а о выполнении своих обязательств. Любые киевские заявления об их пересмотре приносят Украине только вред, и за предыдущие годы в этом можно было неоднократно убедиться», – сказал Грызлов.

Вопрос об изменении Минских соглашений нужно задавать не Кремлю, а сторонам конфликта в Донбассе, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Здесь (для пересмотра договоренностей) нужна обоюдная воля сторон конфликта, сторонами конфликта являются Киев и самопровозглашенные республики (Донбасса). Под минским комплексом мер стоят подписи представителей самопровозглашенных республик, говорить о новациях, не узнавая (их) позицию, можно, но (это) малоперспективно», — заявил недавно Песков. А зачем вообще Киеву необходимо что-то менять в Минских договоренностях? Почему он так упорствует в своих намерениях?

С точки зрения Запада, «нормандский формат», созданный, кстати, по инициативе Меркель, себя не оправдал. С его помощью не удалось загнать Россию в угол. Наоборот, после пяти с лишним лет войны против «пророссийского» Донбасса в тупике оказались Киев и его покровители. Впрочем, Украина еще при П. Порошенко превратилась для США и Европы из повода к координации усилий против России в проблему. После победы на выборах В. Зеленского эта проблема никуда не делась, она остается и сегодня. Решить ее с пользой для себя ни Америка и Россия, ни Европа и Россия пока не могут. Об Украине, понятно, речь может идти в последнюю очередь, альтруистов здесь нет. Тем более что после мощного прорыва Запада на украинском направлении в означенном выше «треугольнике» на сегодняшний день сложилось примерное равновесие сил, и при этом об отступлении не думает никто.

В этих условиях, как ни странно, в выигрыше может оказаться Украина. Исполнив положения Минского соглашения, она получает реальный шанс на свое государственное переустройство при полной поддержке и согласии и Европы, и России. Но США вроде Бабы-яги из добротного советского «мультика» — здесь тоже против, как и везде, где присутствует Россия со своими интересами. Украина, ясное дело, на «правильной стороне истории», то есть под крылом американского орлана. Ситуация с мирным разрешением внутриукраинского конфликта пошла по кругу. И будет так крутиться до тех пор, пока действительно в Минские соглашения не будут внесены изменения, точнее — в состав участников этих соглашений, то есть в «нормандский формат».

И если вопрос о пересмотре Минских соглашений все-таки перейдет в практическую плоскость, то, думаю, первым делом надо разобраться со статусом Украины. В будущих договоренностях она должна фигурировать как одна из сторон конфликта, а не как участница «нормандского формата».

В «четверке» гарантов Минского процесса Украине явно не место, Киев — исполнитель этих соглашений, на встречах в «нормандском формате» он должен сидеть за другим столом, рядом с представителями ДНР и ЛНР. Пока такой реструктуризации не произойдет, говорить об исполнении Минских соглашений вообще не приходится: не может же, право, воюющая сторона сама себя умиротворять?

Вместе с тем Германия и Франция своими обвинениями в адрес России практически исключают ее из состава участников Минских соглашений, чем одновременно выводят Украину из числа конфликтующих сторон. При этом, в чем нет ни грана сомнения, эти и прочие обвинители прекрасно отдают себе отчет в том, что они, извините, лгут. Мир в Европе наступит только после того, как Запад отважится сказать себе правду, и в первую очередь, об Украине.

Очевидно, что изменений требует не смысл и суть Минских соглашений, а состав участников «нормандского формата». Надо и Западу, и России честно признать, что включение Украины в состав «нормандской четверки» было ошибкой изначально.

Развязав таким образом руки другим участникам «нормандских» переговоров, можно коллективными усилиями принудить «нэзалэжную» к миру, если она не поймет и не признает новых реалий. Экономически принудить и политически. Это же просто нонсенс, что мощные европейские державы не в состоянии объяснить Украине «популярно», как следует вести себя в современном взрывоопасном мире!

Притом что предпосылки к соответствующим изменениям уже наметились. Очень похоже на то, что в нынешней ситуации Европа больше не позволит Киеву отравлять континентальную атмосферу, как это было при Порошенко. Франция все более очевидно поворачивается к России. За ней, кажется, готовы следовать Италия, Испания, Австрия, Финляндия и др. Германия пока колеблется, но против такого развития событий не возражают ни официальный Берлин, ни оппозиция, ни крупный немецкий бизнес. При этом и в Америке, и в России признают наличие серьезных проблем в отношениях друг с другом, но готовы отношения налаживать и развивать. Очевидно — пора начинать консультации о новом «нормандском» составе. А обвинения России в неисполнении Минских соглашений можно отнести на инерцию договорного процесса, косность мышления, наконец, на издержки сложного процесса установления мира на Украине. И — двигаться вперед!

Максим Столетов, Столетие

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки