Алексей Куракин: Страна хронических майданов и сплошных активистов, или Краткая история «незалежності» Гаити

6 декабря 1492 года экспедиция Христофора нашего Колумбенко открыла остров, который назвали без лишних затей – Эспаньола («Маленькая Жмеринка… в смысле – Испания»). Поскольку остров населяли нецивилизованные аборигены, благородные доны решили основать здесь первую в Новом Свете испанскую колонию и нести культуру в массы. Но массы не поняли благородных намерений. И просто вырезали самых первых колонистов.

Испанцы были настойчивы. И до того целеустремленны, что через некоторое время – растерянно оглядывая безлюдный остров, задались вопросом: а кто же будет работать на полях и плантациях? Ну не белым же людям из знатных семейств!

В XVI – XVII веках Европа уже стряхивала с себя кошмар мрачного средневековья и готовилась вступить в Эпоху Просвещения. Где основой этого интеллектуального движняка служили рационализм и свободомыслие. Поэтому, к возникшему затруднению подошли мысля свободно, очень рационально – на остров завозили черных рабов из Африки. В массовом, добровольно-принудительном порядке.

В 1697 году западная часть острова перешла к французам, которые назвали свою колонию Сан-Доминго. И уже благородные, зело просвещенные дворяне (почти современники нежного, лирического мушкетера Арамиса) продолжили евроинтеграцию острова – завоз черных гастарбайтеров был поставлен на поток в режиме 24\7. Просто потому, что рабы имели скверную привычку дохнуть на плантациях и в шахтах как мухи – сокращая численность рабочих рук на 10% ежегодно.

Кстати, в той же Африке за черным «товаром» охотились отнюдь не нежные телом, но высокие духовным полетом европейские дворяне, доны и сеньоры. Вся грязная работа поручалась местным племенам, которые за стеклянные бусы и огненную воду отлавливали представителей других племен. Отсюда – жесточайшие гражданские войны в бывших европейских колониях.

Уже через 100 лет колония Санто-Доминго производила 40% сахара в мире.

Естественно, что чернокожим с этого праздника жизни доставалось чуть менее чем ни**я.

Посему, рабы решили замутить майдан.

По причине тотальной необразованности масс (а лидеры будущего восстания и не собирались просвещать эти самые массы), с идеологией и программой решили не заморачиваться.

Бей белых! Взять все, да и поделить! Простенько и со вкусом.

В августе 1791 году мулаты (коих на острове тоже было не мало) стали настойчиво требовать себе равноправия и избирательных прав. Французы ответили избиением студентов – онижедетей.

Массы возмутились. И все завертелось.

В первые два месяца восставшими рабами было убито до 2 тысяч белых и разрушено 280 плантаций. Даже сам Наполеон Карлович Бонапарт пытался послать для подавления восстания своего генерала и шурина Шарля Леклерка. 20 мая 1802 года указом Бонапарта на острове было восстановлено рабство. Но майдан продолжался, а Леклерк и значительная часть экспедиционного (читай – карательного) корпуса умерли от желтой лихорадки.

Подоспевшая британская блокада Гаити лишила французов возможности доставки подкреплений на остров. Французы навсегда оставили западную часть острова.

1 января 1804 года, в этой самой западной части, бывшие рабы провозгласили независимость Сан-Доминго от Франции, острову вернули старое индейское название — Гаити. Победу единственного в истории удачного майдана рабов решили отметить торжествами, с размахом – тотальным отпи**юливанием мулатов и тотальным же уничтожением белого населения. Карнавальные шествия деловито передвигались от поселения к поселению, где вырезались, в основном – мужчины.

Затем, задышав свободой полной грудью, зашли по второму кругу – убивали белых женщин и детей.

В 1805 году приняли конституцию, согласно которой владеть землёй на Гаити могло только чернокожее население. День конституции опять отметили торжествами: убивали тех белых, которым до этого повезло оказаться в тюрьме – по причине дружелюбного отношения к бывшим рабам.

В этом же году решили сходить военным походом на восточную часть острова. Где получили пизд*лей. Отступая, в расстроенных чувствах, вырезали города Сантьяго-де-лос-Трейнта-Кабальерос и Мока, чем оставили о себе добрую славу на много лет вперед.

А тут еще возникло непредвиденное осложнение – белых людей переквалифицировать в дешевую рабочую силу не представлялось возможным (всех убили), а черные рабы не для того стояли на майдане, чтобы тяжко работать. А других рабов на острове взять было негде. (Чуть позже все же удалось оккупировать восточную часть острова на 22 года. Но там все было сложно) За белыми рабами плыть было далеко, да и сцыкотно.

«Ну его нах! Мы будем панувать!» – решили свободные люди. И стали спорить с мулатами: кто из них более титульный. И ждать прихода… в смысле – светлого будущего. То есть – компенсаций от Запада за столетия рабства и колониальной зависимости. Тем более, что у гаитян была своя автокефальная «віра» – дичайший, хитромудрый коктейль из древних верований африканских племен в разных духов, колоритной версии адаптированного к местным запросам христианства и забористой шмали. Которая очень хорошо росла в местных условиях и давала обильный урожай.

С тех пор на Гаити основными культурно-массовыми мероприятиями стали еженедельные революции, грабежи, мародерство, взаимное выпиливание друг – друга, гражданские войны, перевороты и дерибан проходящих мимо кораблей. Основной программой деятельности правительств (коих на сегодняшний день набралось, только президентов – 77) – силовое перераспределение финансовых потоков в пользу себя. А любимым развлечением народных масс – «шалений спротив» любым силовым структурам от местных шерифов и правительственных войск до банд соседнего наркобарона и доблестного американского спецназа…

Кстати! В году эдак 1914, на фоне очередной хронической революции и народных гуляний в виде массовых беспорядков, на остров был высажен десант морской пехоты США. Во имя стабильности Карибского региона! Прибывшие представители американского правительства резво принялись строить демократию: изъяли золотой запас, распустили армию, организовали массовые аресты и даже провели выборы, в ходе которых победил ставленник – сюрприз! – США.

В начале 1917 года, при самом деятельном участии господина Франклина Рузвельта (в то время – заместитель военно-морского министра) для Гаити даже написали новую конституцию. В духе того, что гаитяне не готовы к самостоятельному управлению государством. Посему, оккупацию узаконили. И разрешили продавать землю и прочую недвижимость иностранцам.

Местные же, распродав землю и все, что они не успели у самих себя украсть, продолжили общаться с духами предков. С помощью культа Вуду. Предки посоветовали забить болт на демократию, нападать на американских солдат и представителей оккупационной администрации.

В конце концов, тот же Рузвельт (уже президент) в 1934 году махнул рукой на Гаити и вывел войска. Но «американская плантация» осталась под контролем отреформированной американцами Национальной гвардии.

В 1937 году, соседи, обладающие хорошей памятью – Доминиканская республика (находится в восточной части острова), решили нагнуть лиц гаитянского происхождения в регионе по течению пограничной реки Рио-Дахабон. К делу подошли серьезно: армия, полиция и «эскадроны смерти». В качестве инструмента селекции выбрали «мовне питання». Всем, кто не мог «правильно» выговорить слово perejil (петрушка) – франко-креолоязычные гаитяне произносят в нём «л» вместо «р» во втором слоге, рубили головы мачете. Число жертв официально оценивается в 20 тысяч человек, а по различным оценкам варьируется от 17 до 37 тысяч.

Правда, при посредничестве Рузвельта – после возмущения мировой общественности, доминиканцы обязались выплатить гаитянскому правительству компенсацию в 525 тысяч долларов США. Но из-за – внезапно! – коррупции, до родственников погибших дошло…по 2 цента (из приблизительно 30 долларов) за человека. В смысле – за голову.

До 1950-х годов свободная и независимая Гаити выплачивала бывшей метрополии (Франции) и изгнанным французским поселенцам (а также их кредиторам) около 90 миллионов золотых франков в обмен на… признание независимости. (Да, независимость – обретенная на майданах, она такая! Глубокая озабоченность и поддержка Запада – тоже!)

Эпоха прогресса все же внесла некоторое разнообразие в унылое и однообразное течение жизни островитян. Расплодившиеся, доступные малотоннажные суда, кустарные подводные лодки и легкомоторные самолеты позволили наладить бесперебойные поставки наркоты и подготовленных, безбашенных, одноразовых киллеров (наемников) в близлежащие страны, получая взамен оружие для народных гуляний. Также в страну стали проникать рецепты изготовления синтетических наркотиков с помощью набора «Юный химик».

Духи предков одобрили сию новацию.

И на этом фоне в руководстве страны появлялись весьма колоритные персонажи.

Ну, как появлялись? Не от сырости же! А после очередного переворота, когда живьем закапывали раненых и убитых протестующих – чтобы мировая общественность не озаботилась раньше времени, и дала денег на очередную демократию.

Вот, например, легендарный «папа Док» – Франсуа Дювалье. Правил с октября 1957 года. Являвший себя народу, как колдун Вуду и вождь мертвых. (По официальной версии сторонников «папы», смерть Кеннеди – его рук дело. Колдовство в чистом виде!) Официальной прессе вменялось называть пожизненного президента следующими эпитетами: «непререкаемый лидер революции», «апостол национального единства», «достойный наследник основателей гаитянской нации», «рыцарь без страха и упрёка», «великий электровозбудитель душ», «большой босс коммерции и промышленности», «верховный вождь революции», «покровитель народа», «лидер третьего мира», «благодетель бедных», «исправитель ошибок».

Н-да… А сборник речей Дювалье стоимостью 15 долларов обязан был купить каждый гаитянин.

За 14 лет пребывания у власти Дювалье «пропало без вести» (читай – уничтожено) более 50 тысяч человек, более чем 300 тысячам пришлось эмигрировать.

Цивилизованный запад всегда пытался трудоустроить на Гаити лояльных к западным ценностям реформаторов во главе государства. С переменным успехом.

Тот же Жан Бертрад – Аристид, то выигрывал «честные» выборы, то в результате переворота и обвинений в коррупции бежал в США. То возвращался (когда США нагибали очередную хунту), то вновь избирался – с результатом 92%. В конце концов, его арестовал американский же спецназ и насильно вывез в ЮАР. Но фигурант не успокоился – вернулся. Где его благополучно (в 2014 году) поместили под домашний арест и обвинили – неожиданно! – в коррупции.

Сегодня Гаити – процветающая, по словам Дональда Федорыча (Трампа) – «задница мира». Даже не третьего мира. Четвертого. Интеллектуальную элиту страны составляют вольные, свободные люди – бандюки, шаманы Вуду, драгдилеры и менты. Которые отличаются от бандюков только наличием полицейского значка. У народных масс, в принципе, два пути… нет, три – загнуться от передоза, наслаждаться свободой в многочисленных ОПГ и, тоже – от передоза или пули отдать концы. Ну, или свалить из страны к еб*ням. У женщин возможностей побольше. Есть еще проституция.

Западному миру как всегда пох на последствия своих цивилизационных устремлений и практических результатов воплощения в натуре «бремени белого человека». А зачем тратить людские и материальные ресурсы? Бедную, забитую, нищую, сидящую на игле, неграмотную, таскающую друг друга за чубы страну всегда легче грабить.

Алексей Куракин, Украина

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки