Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в 2020 году начинает работу под началом белорусского представителя. Это значит, что у Минска появляется хорошая возможность задавать стратегическую инициативу в евразийской интеграции.
Первой информационной волной нового состава ЕЭК стала публикация обращения главы Республики Беларусь к союзникам по ЕАЭС, где Александр Лукашенко обозначил много важных моментов.
Нельзя сказать, что в обращении сказано что-то принципиально новое – это скорее концентрация внимания на тех слабых местах, о которых многократно говорили и эксперты, и чиновники, и бизнесмены. Речь идет о повышении роли союзных (наднациональных) органов власти; согласованной агропромышленной политике; снятии барьеров, изъятий и ограничений на внутренних рынках; дедолларизации внутренней торговли и тд.
Читаются и сугубо белорусские лоббистские нотки в обращении: «по чувствительным сельскохозяйственным товарам требуется разработка межгосударственных программ развития, включая вопросы специализации агропромышленных производств в ЕАЭС на основе использования конкурентных преимуществ».
Исходя из обращения Лукашенко, пост главы ЕЭК белорусы будут использовать по следующим направлениям:
– перенесение фокуса интеграции с Союзного государства (которое откровенно буксует) на ЕАЭС;
– вынесение функций ветеринарного, санитарного и фитосанитарного контроля с национального на евразийский уровень (чтобы преодолеть часто возникающие проблемы с доступом на российский рынок);
– изменение системы преференций национальному капиталу с помощью перевода субсидирования на евразийский уровень и внедрению общесоюзных программ импортозамещения.
Логика и цели белорусской стороны понятны и прозрачны. Однако, в обращении совершенно не учтены два критически важных политэкономических противоречия, которые не дают возможности ЕАЭС развиться в полноценный экономический союз.
Первое. Один из членов ЕАЭС (самый крупный и обладающий самым привлекательным внутренним рынком) – Россия – находится в ситуации системного санкционного и экономического давления со стороны США и ЕС. Соответственно, в Москве будут готовы на полную синхронизацию промышленной и аграрной политики либо при условии снятия санкций (и возвращению российского капитала в глобальные процессы), либо если союзники синхронизируются с Россией в антисанкционной политике. Если не случится одно или другое, то для России приоритетом будет наращивание собственного производства, а юрисдикции союзников будут рассматриваться с точки зрения рисков.
Второе. Неравномерная привлекательность рынков труда. Сейчас наблюдается тенденция перемещения рабочей силы преимущественно в направлении РФ. 80% трудовой миграции двигается в одном направлении и эта диспропорция не может не вызывать опасений. Даже в промышленно развитой Беларуси тенденция роста трудовой миграции. Это значит, что прежде чем развивать евразийский рынок труда необходимо обеспечить максимальную занятость внутри республик, чтобы экспортировать в Россию и на внешние рынки товары, а не рабочую силу.
Без разрешения этих двух противоречий (экономическое давления Запада на Россию и однонаправленные миграционные процессы) интенсивное развитие ЕАЭС, к которому призывает в своем обращении Александр Лукашенко, видится маловероятным. Но если белорусы на посту главы ЕЭК осознают базисную важность этих двух факторов, то шансы на развитие увеличиваются.
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки