Иран признал, что разбившийся ранним утром 8 января 2020 года под Тегераном украинский “Боинг-737” был по ошибке сбит зенитной ракетой. Последует ли Украина примеру Ирана?
Десять секунд на “непоправимую ошибку”
Ранним утром 11 января 2020 года произошло то, во что до последнего сложно было поверить. Иран официально признал свою ответственность за авиакатастрофу украинского пассажирского самолёта “Боинг-737” рейса PS752, случившуюся сразу после вылета из международного аэропорта Тегерана и унёсшую 176 человеческих жизней. Лайнер действительно был сбит иранской системой противовоздушной обороны, ошибочно принявшей его за американскую крылатую ракету.
“Согласно предварительным заключениям внутреннего расследования вооружённых сил, человеческая ошибка в период кризиса, спровоцированного авантюризмом США, привела к катастрофе”, – написал в своём Twitter глава МИД Ирана Джавад Зариф.
Президент Ирана Хасан Роухани также отметил, что “непоправимая ошибка”, приведшая к гибели десятков невинных людей, произошла в тот момент, когда иранские военные готовились отразить новую военную агрессию со стороны Соединённых Штатов, ранее совершивших вероломное убийство генерала Касема Сулеймани.
“Иран глубоко сожалеет об этой трагической ошибке, и я выражаю глубочайшие соболезнования семьям жертв этой трагедии. Я также выражаю свои глубокие соболезнования и сочувствие народам, правительствам и семьям неиранских жертв”, – заявил иранский президент.
Командующий военно-космическими силами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Ирана бригадный генерал Амир Али Хаджизаде отметил, что с болью воспринял сообщение об авиакатастрофе украинского самолёта. По его словам у иранских военных были доклады о пусках американских крылатых ракет. В критический момент была прервана связь со штабом местного узла ПВО, и командир расчёта ЗРК самостоятельно принимал решение об открытии огня. На это у него было всего десять секунд. Хаджизаде как командующий военно-космическими силами КСИР принял на себя всю полноту ответственности за трагедию и заявил о готовности нести ответственность.
Убийцы Сулеймани должны разделить ответственность за авиакатастрофу
Отметим, что признание Ираном ответственности за допущенную ошибку, приведшую к страшной трагедии, заслуживает уважения и понимания. Конечно, непосредственные виновники должны быть наказаны, а семьям погибших необходимо выплатить компенсации, хоть таковые вряд ли способны уменьшить горе тех, чьи родные и близкие оказались на борту злополучного “Боинга”. В то же время следует принимать в расчёт, что этой катастрофы не случилось бы, не будь вероломной агрессии США в Ираке и как следствие судорожной попытки Вашингтона удержать пошатнувшиеся позиции актом международного терроризма – нанесением ракетного удара по аэропорту Багдада, жертвой которого стал иранский генерал Касем Сулеймани.
Ранее мы акцентировали внимание на том, что единственной стороной, которой была выгодна авиакатастрофа, являются Соединённые Штаты. После трагедии с украинским “боингом” любые экономические и даже военные меры в отношении Ирана в глазах пресловутого мирового сообщества не выглядят как нечто недопустимое и немыслимое. А продолжающаяся информационная атака на Иран со стороны глобалистских медиа и попытки взорвать ситуацию изнутри страны преследуют цель извратить ситуацию и заставить обывателя поверить американскую версию, в соответствии с которой Иран является опасным международным террористом, но никак не жертвой агрессии со стороны мирового гегемона.
По сути, ситуация развивается по давно обкатанному шаблону. Трагедия рейса МН17 перевела Донбасский конфликт из разряда локального и регионального в международный, а в отношении России (которую Запад бездоказательно обвинил в случившемся) были введены жёсткие санкции. Аналогичным образом СССР был объявлен “империей зла” после того, как в 1983 году советским истребителем по ошибке был сбит южнокорейский “Боинг-747” рейса KAL-007. То ли по трагической случайности, то ли вследствие специально устроенной провокации он отклонился от своего курса на целых 500 километров и нарушил советское воздушное пространство над Сахалином.
При этом по-прежнему существует вероятность того, что Тегеранская трагедия могла быть спровоцирована американскими спецслужбами. Утверждения генерала Хаджизаде относительно полученных иранскими военными данных о запуске американских крылатых ракет и внезапном исчезновении связи расчёта злополучного ЗРК с командным пунктом ПВО ещё нуждаются в расследовании и прояснении. Не понятно, почему самолёт вдруг отклонился от курса за считанные минуты до трагедии. Нельзя исключать, что это происходило не случайно, и “Боинг” мог быть попросту подставлен под удар иранской ПВО.
Впрочем, это пока всего лишь наши домыслы. Единственное, что теперь достоверно известно, самолёт был сбит по ошибке иранской системой противовоздушной обороны. Тегеран это признал, принёс официальные извинения, соболезнования и выразил готовность нести ответственность за содеянное.
Они не привыкли отвечать за содеянное
А вот виновные в крушении малайзийского “Боинга-777” рейса МН17, спустя пять с половиной лет после трагедии, по-прежнему упорно отрицают свою причастность и перекладывают ответственность с больной головы на здоровую. И страны Запада не только продолжают покрывать преступников, но и используют унёсшую 298 невинных человеческих жизней авиакатастрофу в своих политических целях как инструмент шантажа и давления на Россию – страну, изначально назначенную виновной в трагедии.
Это при том, что российская сторона представила исчерпывающие доказательства, свидетельствующие о причастности к катастрофе украинских вооружённых сил. Тогда как ни Киев, ни действующая под руководством Нидерландов так называемая “Совместная следственная группа” не удосужились предъявить ни расшифровок бортовых самописцев, ни показаний украинских диспетчеров, ни снимков с американских спутников слежения, ни данных учёта боеприпасов ВСУ – ничего, что могло бы свидетельствовали в пользу западной версии трагедии. Более того, Украина даже не удосужилась объяснить, почему за два с лишним месяца с начала боевых действий в Донбассе не было закрыто воздушное пространство над опасным регионом.
В то же время, все обвинения в адрес России и ополчения ДНР по-прежнему базируются на слепленных аферистами из Bellingcat фейках про то, как Россия якобы тащила за 1000 километров из-под Курска трейлер с пусковой установкой “Бук” в район Снежного, а затем донецкими и луганскими полями вывозила его обратно. Это в условиях отсутствия сплошной линии фронта и практически неконтролируемой границы (за единственный КПП, который на тот момент удерживался ополченцами – Изварино, в июле 2014 года шли тяжёлые бои). И весь тот клинический бред, который представляют собой обвинения в адрес России, Украина пытается доказать абсолютно преступными методами, похищая из собственного дома пожилого человека и пытаясь выбить из него ложные, но так нужные для продолжения вранья показания.
Признает ли когда-нибудь Украина ответственность за крушение МН17 и принесёт официальные извинения семьям погибших и пострадавших? Вопрос скорее носит риторический характер. Достаточно вспомнить поведение киевских властей в далёком октябре 2001 года, когда украинские ракетчики случайно сбили над Чёрным морем российский Ту-154, следовавший из Тель-Авива в Новосибирск. Жертвами авиакатастрофы тогда стали 78 человек. За несколько дней официальные лица в Киеве умудрились сменить с десяток версий произошедшего, пытаясь доказать свою непричастность. Сначала Украина устами своего тогдашнего президента Леонида Кучмы и высокопоставленных военачальников опровергала сам факт проведения ракетных стрельб. Затем они признали, что стрельбы имели место, но ракеты были без боеголовок. Потом они стали утверждать, что ракеты не могли сбить самолёт по своим техническим характеристикам. Когда и это не прокатило, придумали новую версию, что азимут стрельб не совпадал с местонахождением Ту-154. Наконец на третий день под давлением неопровержимых доказательств Кучма признал, что “технически это невозможно, хотя теоретически возможно всё… конструкция и производство ракеты – российские”. Даже тогда и в такой ситуации изворотливый украинский президент не удержался от выпадов в сторону России. Наконец, 10 октября, спустя шесть дней после авиакатастрофы, Леонид Данилыч вынужден был признать, что самолёт всё-таки случайно сбила Украина. При этом он призвал “не делать из этого трагедии”, мол, везде в мире такое случается – “не мы первые, не мы последние”.
В конечном итоге, Украина извинилась и даже выплатила семьям погибших компенсации по 200 тысяч долларов, но при этом отказалась заплатить российской авиакомпании “Сибирь” за сбитый самолёт. А тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук, вскоре после трагедии отправленный в отставку, и в наши дни продолжает утверждать, что Украина не сбивала российский Ту-154.
Впрочем, в деле категоричного отрицания своей вины за содеянное украинцы отказались примерными учениками своих наставников из США. Когда 3 июля 1988 года американский крейсер “Винсеннес” сбил над Персидским заливом иранский (такая уж злая ирония судьбы) пассажирский аэробус А-300, убив 298 пассажиров и членов экипажа самолёта, в администрации президента США Рональда Рейгана цинично назвали случившееся “надлежащей оборонительной акцией” с целью “защиты от возможного нападения”. Более того, американский вице-президент Джордж Буш обвинил в случившемся… Иран. Мол, власти страны должны были следить за тем, чтобы самолёт не летал над американскими военными кораблями. Откройте карту и посмотрите, где Иран и Персидский залив, а где Соединённые Штаты, чтобы прочувствовать весь цинизм обитателей Белого дома. Стоит ли говорить о том, что никаких официальных извинений за сбитый иранский аэробус с американской стороны так и не последовало.
Дмитрий Павленко, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки