Белоруссия придёт к российской нефти из-за сложности латвийского транзита

Идея о латвийской нефтяной альтернативе для Белоруссии имеет обширное политическое обоснование – считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Поставки нефти через Прибалтику могут идти только железнодорожным транспортом

Перед нами политический проект

Латвия сегодня выразила заинтересованность в транспортировке нефти в Белоруссию, причем это является ответом Риги на последние спекуляции Минска по поводу отказа от российской нефти. Естественно, недовольство белорусской стороны российским «налоговым маневром» не приведет к отказу от отечественного сырья, но позволяет нам порассуждать о возможности такой альтернативы.

«В этой истории по большей части не экономическая, а политическая подоплека, даже если просто собрать все эти заявления прибалтийских республик о возможности наладить поставки нефти в сторону белорусских потребителей», – констатирует Оленченко.

Как замечает эксперт, прибалты здесь пытаются бороться за то, чтобы снизить влияние России над Белоруссией, причем на это направлены многие программы, включая спонсорство белорусской оппозиции американцами, Польшей и европейскими структурами.

«Если брать широкий масштаб, то Белоруссия сегодня включена в список государств так называемого Восточного партнерства, которое было в 2009 году запущено Евросоюзом, причем первой в этом перечне тогда значилась Украина», – резюмирует Оленченко.

Государства Прибалтики вместе с Польшей считают, что они являются главными исполнителями «Восточного партнерства», а сам этот проект заключается в переориентации шести постсоветских государств с России на европейский вектор развития.

Кроме Белоруссии и Украины в Восточное партнерство входят Молдавия, Грузия, Азербайджан и Армения, т.е. те советские республики, которых можно отнести к Европе и которые до сих пор не входят ни в оборонную структуру НАТО, ни в состав Евросоюза.

«По этой причине у европейцев существует желание любыми средствами втянуть в Белоруссию в реализацию этого проекта, но на сегодняшний день это является маловероятным сценарием, несмотря на данные нефтяные флуктации», – заключает Оленченко.

Оленченко отмечает, что Украина называется наиболее успешным элементом Восточного партнерства, затем идет Молдавия, после чего следуют закавказские республики. С Белоруссией, по мнению европейцев, «все плохо», из-за четкой ориентации Минска на Москву.

Транзитные возможности Латвии являются ограниченными

«Что касается самой возможности поставок, то Латвия, Литва и Эстония заинтересованы в загрузке своих терминалов и транзитных путей. Речь идет о железной дороге и автотранспорте, которые сохранили радиальную структуру со времен Советского Союза. Все это тогда выстраивалось для поставки экспортных товаров на границу, которой и являлась Прибалтика. Поэтому прибалты очень хотят загрузить свой железнодорожный транспорт и осуществлять хоть какие-то транзитные поставки», – констатирует Оленченко.

Просто благодаря гениальной политике прибалтов в отношении России, они сегодня практически лишились российского транзита. Например, бывший мэр Риги Нил Ушаков не так давно отмечал, что только решение Москвы по обходу латвийской железной дороги вынуждает порядка 50 тысяч граждан Латвии уехать из страны в Евросоюз для трудоустройства.

В такой ситуации неудивительно, что латвийцы ухватились за спекуляции Белоруссии по поводу нефти и выразили свою готовность помочь здесь Минску. Интересно, что поляки отреагировали на нефтяные призывы белорусов с достаточно очевидным скепсисом.

«В таких поставках нефти железнодорожным транспортом есть небольшой опыт у Литвы, которая для обеспечения НПЗ в Можийкяйе закупала у международных трейдеров нефтяное сырье через морской терминал в Клайпеде», – резюмирует Оленченко.

В советское время для таких нужд использовался порт в Лиепае, но латвийцы разобрали эти пути для того, чтобы исключить поставку нефти на НПЗ в Можийкяйе, который находится всего лишь в 15 км. Так что, это сложный вопрос, который затрагивает противоречия прибалтов не только с Белоруссией и Россией, но и между собой по энергетическим вопросам.

«Сейчас НПЗ в Можийкяйе выкуплен поляками и поставки нефти туда идут через Польшу, поэтому если белорусы захотят обратиться к литовскому маршруту, то выгодополучателем здесь будет польская сторона», – заключает Оленченко.

Скорее всего, белорусы не будут обращаться к помощи литовцев, поскольку у них существует с ними конфликт по экспорту калийных удобрений. Ранее такие белорусские поставки были переведены с Литвы на Латвию, что также может являться причиной выбора здесь латвийского маршрута, поэтому все здесь чрезвычайно запутанно, а главное, что ни один из таких вариантов не выгоден Минску.

Издержки на нефть при закупке нефти в Евросоюзе очевидны для Белоруссии – у них уже были эксперименты с Венесуэлой, а также с закупкой сырья у трейдеров, которые привели к финансовым потерям и решению Лукашенко от всего этого отказаться.

«А так, белорусы купили небольшой терминал в рижском порту для калийных удобрений. Возможно, что они продолжат развивать это направление и с точки зрения нефтяных вопросов», – констатирует Оленченко.

Другой вопрос, что все это будет носить минимальный характер, поскольку более выгодной цены на нефть, чем та, которую предлагает Россия даже в условиях повышения российских внутренних цен на нефть, Минск нигде получить не сможет.

Дмитрий Сикорский, Экономика сегодня

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки