Российский кинематограф сохраняет гигантский государственно-патриотический творческий потенциал и востребованность, в этом качестве, со стороны общества. И нуждается только в максимальной поддержке государства и СМИ
Не будучи штатным писателем кинорецензий, которому, по долгу службы, положено откликаться на очередную премьеру еще до её выхода на большой экран, пишу лишь о том, что и когда попалось мне на глаза.
Российско-сербский фильм “Балканский рубеж” посмотрел только на днях. И удивился, прежде всего, тому, что до сих пор эту картину не видел. Не исключаю, что сказалось его “демократическое” замалчивание и заматывание людьми с хорошими лицами и с еще более красивыми должностями.
Скажу сразу – картину принял без замечаний. То есть без тех мелких копаний в тонкостях и частностях, которые обычно начинают тщательно обгладывать, когда стоит задача данное произведение обязательно закопать.
А такая задача в данном случае явно стояла. Потому что это не очередной гламур из жизни столичных банкиров, с их вечно озабоченными женами. И даже не душераздирающая история про трагическую судьбу двух питерских лесбиянок. А вполне доброкачественный фильм на патриотическую тему. Причем с её разворотом в самом опасном для неполживо-политкорректных «общечеловеков» направлении – русского заступничества «за други своя» за пределами российских границ! То есть того, что с точки зрения госдепа США и его местных единоверцев должно быть обставлено красными флажками, табу и прочими запретными знаками по всему глобусу.
Считаю, что все эти флажки и прочие красные светофоры данный фильм полностью проигнорировал и, тем самым, свою воспитательную задачу выполнил на отлично. А в будущем выполнит еще лучше, поскольку его аудитория будет продолжать увеличиваться именно в результате попыток ставить ему палки в колеса и всячески держать на дистанции от массового зрителя. Запретный плод по-прежнему сладок!
Не случайно же этот явно нерядовой фильм, к тому же четко обозначивший востребованную обществом линию развития нашего кинематографа не получил ни одной отечественной премии в мире кино! Которые там продолжают сыпаться, как из дырявого мешка, на никому не нужные и практически никому не известные (кроме узкого круга ограниченных людей), заведомо обреченные на провал в массовом прокате, натужные киноподелки из жизни разного рода половых извращенцев и моральных уродов.
Про заграничные кинопремии в данном случае и говорить не приходится. Там без извращенного секса, или без обязательного вываливания в грязи собственной страны ни один фильм российского происхождения вообще «не катит».
Так что авторы «Балканского рубежа» просто настоящие профи-самоубийцы по сравнению с вечно толпящимися в предбаннике «Оскара» “российскими” в доску кандидатами в лауреаты. Которые строгают про Россию ровно то, что написано в методичке американской киноакадемии. В надежде получить если не сам «Оскар», то хотя бы право на ПМЖ где нибудь в районе Беверли-хиллс.
Кстати говоря, «Балканский рубеж» был таки номинирован на премию «Золотой орел», учрежденную Национальной Академией кинематографических искусств и наук России. Однако лучшими российскими фильмами прошедшего года на состоявшейся 24 января с.г. церемонии вручения данной премии были признаны совсем другие картины. Какие именно, тоже весьма характерно. Представляю первых трех первых лауреатов вашему вниманию:
Фильм «Бык»:
Действие происходит в девяностые годы в России. Экономическая пропасть и криминальные драмы, разворачивающиеся буквально на каждом углу. Молодой лидер преступной группировки Антон Быков по прозвищу «Бык» вынужден зарабатывать любыми способами, чтобы обеспечить свою семью. После районной «стрелки» Антон попадает в отделение милиции, откуда его вызволяет один из московских авторитетов. Взамен он просит героя о маленькой, но опасной услуге.
Фильм «Дылда»:
Действие происходит в 1945 году в Ленинграде, где две-женщины фронтовички с лесбийскими наклонностями пытаются заново начать мирную жизнь в пережившем блокаду городе. Вокруг — разрушенный и измученный войной город. Но самые страшные руины — внутри них самих.
Фильм «Одесса»:
Согласно опубликованному синопсису, действие фильма происходит в начале 1970-х в Одессе, закрытой из-за эпидемии холеры. В центре сюжета — журналист, отправляющийся в этот город вместе со своим сыном.
Честно говоря, невручение фильму «Балканский рубеж» одной из главных кинопремий РФ на таком удручающем фоне само по себе является лучшей аттестацией данной картины. И действительно – это отличный героико-патриотический фильм для самого массового российского зрителя. Наряду с «Т-34», который также отнюдь не обласкан «национальными» кинопремиями.
Оба этих фильма страшны врагам России по одной и той же причине. Они возрождают тщательно уничтожаемую десятилетиями теми же добролицыми могильщиками страны веру нашего народа в собственные силы и в благородство его национальной души. Народа, которому нет нужды перевоплощаться в каких-то картонных и безликих общечеловечков с западной бездуховной помойки.
Да, этот фильм снят достаточно жестко и даже порой жестоко натуралистично. Без всяких там гламурных соплей – ах, как некрасиво льется кровь, ах здесь даже убивают! Специально хочу на этом остановиться, поскольку это исключительно важно.
Мы уже довольно давно заигрались в кинематографе в этаких красивых фашистиков, безупречных, как их шикарная форма от Хьюго Босса. Это началось еще во времена замечательного во многих других отношениях сериала «Семнадцать мгновений весны». Идеальный во всех отношениях советский штандартенфюрер Штирлиц очень органично смотрелся в кампании таких же «характер нордический, выдержанный» гестаповцев. Которые не столько пытали и резали, сколько занимались высокоинтеллектуальным шпионским досугом. С тех пор тема нацистских зверств на нашем художественном киноэкране как-то постепенно отошла на второй план, уступив место вот такому более легкому для восприятия военно-фашистскому гламуру. Видимо, слишком уж она была тяжелой и рвущей сердце для народа, который все это пережил наяву.
И вроде все правильно. Если бы не одно самое существенное «Но!». Так же постепенно из массового сознания стало выветриваться представление о реалиях самой войны, о том, что на самом деле творили нацисты и всех их местные прислужники, типа тех же бандеровцев, на нашей земле и с нашими людьми. Миллионы которых были убиты и замучены этим гламур-фюрерами самыми зверскими способами. Да и откуда ему, этому представлению, взяться у новых поколений, которых явно перекормили фотогеничными кинофашистами в безукоризненных эсэсовских мундирах?
Главное достоинство фильма «Балканский рубеж» заключается именно в том, что он возвращает на экраны настоящий нацизм. Во всей его кошмарной бесчеловечности и безграничной кровавости. Страшные сцены чудовищных расправ над мирными жителями, которых убивают просто потому, что каким-то откровенным дебилам вбили в головы, что они хозяева на этой земле, а остальные вообще не имеют права там жить. Это и есть настоящая, подлинная сущность нацизма. Который возвращается всегда и везде в тех случаях, где и когда человекообразное существо лишают образования и культуры и вместо них дают ему в руки автомат и кинжал.
Именно так, а не в виде вальяжных бесед «рафинированных интеллектуалов» из гестапо, надо показывать фашизм и нацизм на киноэкране. Чтобы люди не предавались опасным иллюзиям насчет того, что фашистского зверя можно приручить, уговорить или хотя бы увлечь умными разговорами. Не воспринимают эти подонки никаких разговоров. Тем более умных. Они знают только одно – пока на их стороне сила, они вольны творить, что хотят.
И спасибо этому фильму за то, что он еще раз напомнил ныне живущим поколениям, что единственным способом одоления этой сатанинской силы, может быть только другая сила, достаточная для того, чтобы в очередной раз закопать эту коричневую чуму в могилу.
Русские пришли, увидели и победили. Так это должно быть, так было и так будет всегда. И неважно, что эти русские частью этнические татары, белорусы, узбеки, сербы и даже албанцы. Это даже хорошо, поскольку служит напоминанием о том великом времени, когда все, кто был за правое дело, считали себя русскими. В том главном смысле, который роднит всех людей доброй воли и здравого смысла.
Почитал “критику” фильма. Как и следовало ожидать, едва ли не сплошные, причем явно сознательные передергивания смысла сюжетной линии. Либо вообще откровенно злопыхательское неприятие с порога фильма со столь явной государственно-патриотической направленностью:
«Зная почти маниакальную тягу Минкульта к оголтелой, лобовой пропаганде, нацеленной на поднятие милитаристических настроений в стремительно нищающем российском обществе, от «Балканского рубежа» Андрея Волгина ничего хорошего не ожидалось.»
А вот еще один пример негативной рецензии, вынесенный наверх дискурса заботливой Википедией:
«Кинокритик Антон Долин выступил с резкой критикой фильма, назвав его «веским претендентом на худший отечественный фильм года» «Для тех, кто не собирается смотреть, краткий дайджест: худшее зло на планете — НАТО; на втором месте — мусульмане <…> Но мир не скатится в тартарары, поскольку НАТО противостоят славяне; самые крутые славяне — русские, без них остальным славянам, пожалуй, кранты»
Перед нами сплошное злопыхательское вранье. В фильме строго наоборот – одна из главных идейных линий именно в том, что религиозно-этническая принадлежность не играет никакой роли. С обеих сторон воюют и мусульмане и албанцы. Важно лишь то, служит ли человек по-настоящему нравственной цели. И то, что массовые убийцы, независимо от своей национальности и вероисповедания, лишены таких целей и по факту прокляты Богом.
Что же касается «плохого НАТО», то непонятно, чем этот агрессивный блок, совершивший военное нападение на Югославию, захвативший, вопреки всем международным законам, югославскую провинцию Косово и Метохия и всячески поощрявший местных бандитов убивать мирное население, так понравился этому российскому кинокритику?
А вот еще один отзыв, причем записанный в той же «Википедии» как позитивный! На этот раз из “Российской газеты” (официоз между прочим!). Его автор некий Алексей Литовченко чуть ли не извиняется за патриотический пафос картины:
«Объективно „Балканский рубеж“ как патриотический военный боевик ничем не уступает американским аналогам. В нём хватает патриотического пафоса — и это естественно, такой уж жанр. Главное, что обставлен он красиво и со вкусом»
Уже сама по себе эта точка отсчета – «не уступает американским аналогам» выглядит странно. Особенно если учесть, что и в нынешнем Голливуде кинодерьма стряпают вполне достаточно, чтобы избегать ссылок на подобные «аналоги». Но главное, видимо, чтобы все было «красиво и со вкусом обставлено», как мебель в квартире премиум-класса. А то, что в фильме «хватает патриотического пафоса» – ну, вы сами понимаете, как же без этого – такой уж жанр. Приходится мириться с этим, видимо как с неизбежным злом.
И еще об одном. Совершенно нелепые претензии к “исторической недостоверности” картины. Дескать, не было никакого спецназа на аэродроме и его сражения с «духами». А кто вам сказал, что не было? Или спецназ должен был ордена свои там оставить вместе с удостоверениями, чтобы все поверили, что он там был? Между прочим, по всем боевым наставлениям он там как раз обязан был быть заранее. Чтобы обеспечить зеленую улицу основным силам и чтобы они не напоролись на засаду тех же «душманов».
Но даже если ничего такого и не было, фильм от этого ничуть не проигрывает. Потому что спасения Земли от астероида доблестными американскими астронавтами из голливудского фильма «Армагеддон» тоже никогда не было. Тем не менее, миллиарды зрителей по всему миру любить Америку от этого меньше не стали. Это я к тому, что кино это особый мир со своими законами и способами влияния на окружающую действительность. И даже то, что является стопроцентной сказкой с точки зрения исторических документов, может обрести значение морального символа веры для огромной массы людей, если будет сделано достаточно качественно и достоверно. Причем, достоверно не столько в смысле неуклонного следования формальной канве событий, но, прежде всего, духу этого момента истории или даже целой эпохи. А с этим у фильма «Балканский рубеж» все в полном порядке.
Спасибо его создателям и всему актерскому составу! Так победим!
Юрий Селиванов, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки