Зачем Эстония планомерно отталкивает от себя всех возможных партнеров?

Биполярное расстройство Эстонии. Как Таллин построил “нездоровые отношения” с Китаем

Зачем Эстония планомерно отталкивает от себя всех возможных партнеров?

Эстония выстраивает с Китаем странные, даже нездоровые отношения. Общая причина болезни заключается в том, что Таллин так и не смог решить, что ему важнее: экономические развитие или политические сиюминутные амбиции.

Казалось бы, в международной повестке Эстония давно определила свой путь. Страна нашла себе “близких друзей” на Западе, восточное соседство с Россией ее угнетает и пугает. А вот к некоторым странам у Эстонии и вовсе нет подхода. Почему? Таллин и его прибалтийские соседи не умеют быть гибким и, следуя чужим желаниям, вредят собственному развитию. Ярким тому примером стал недавний конфликт Эстонии и Китая.

А все так хорошо начиналось

Еще недавно казалось, что у пары Пекина и Таллина есть будущее. В августе прошлого года Эстония вышла из “международной комы” и поняла, что не желает отставать от темпов глобализации, теряя возможности контактировать с одной из крупнейших экономик мира. Наверстывать упущенное эстонские власти решили за счет значительного расширения авиасообщений с КНР. Также прибывшие в Китай эстонские парламентарии обсудили со своими китайскими коллегами экономическое сотрудничество, в том числе и открытие рынка для эстонских производителей молочной продукции.

Китай в свою очередь предлагал Эстонии активизироваться в разработке концепции “Один пояс – один путь”. Последняя является международной инициативой Пекина по совершенствованию действующих и созданию новых торгово-транспортных коридоров, связывающих более шестидесяти стран Центральной Азии Европы и Африки.

Идея реализации “Экономического пояса Шелкового пути” была предложена еще в сентябре 2013 года лидером КНР Си Цзиньпином во время выступления в рамках государственного визита в Казахстан (встреча проходила в столице государства – Астане, современное название – Нур-Султан  – прим. Baltnews).

Тогда страны Прибалтики стали чуть ли не главными сторонниками и рупорами обновленного “Шелкового пути”. Китайская инициатива позволяла Литве, Латвии и Эстонии сгладить ущерб продуктового эмбарго, последовавшего в качестве ответной реакции российских властей на санкции Европы после событий 2014 года.

Литва теряла десятки миллионов от прекращения экспорта молочной и мясной продукции в Россию, а Латвия и Эстония, помимо невозможности сбыта товаров, столкнулись с массовым оттоком российских грузов из своих портов. Протянутая рука Китая казалась в этом случае чем-то вроде спасения от дальнейшего проседания и так нестабильной прибалтийской экономики.

Все бы ничего. Да только границы “балтийских псевдотигров” никак не соприкасаются с Китаем. И единственным шансом получить китайские товары было согласование их пути через Россию. Прибалтика, действуя из старого проверенного метода “и так сойдет”, решила не утруждать себя обсуждением проекта маршрута с Москвой, продолжая “вбрасывать” антироссийские лозунги. На что в итоге и получила отказ Министерства транспорта России содействовать налаживанию балтийско-китайского транзита. Формат работы с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) (Договор 2014 года между Арменией, Белоруссией, Киргизией, Казахстаном и Россией – прим. Baltnews), фактически сопряженным с “Один пояс – один путь”, конечно же, прибалтов не устроил. Тут же на повтор была включена “старая прибалтийская песня” о попытках России “поработить” соседствующие страны через инструменты экономики. И вспомнилась, что “старший брат” – Вашингтон – может ревностно запретить разговаривать с успешными китайцами. На том и решили. А уведомлять не стали.

“Угроза” CTRL C+ CTRL V

Больное восприятие действительности Эстонией вскрылась неожиданно. На прошлой неделе Национальный центр контрразведки и безопасности США окрестил приоритетными угрозами безопасности Штатов Китай и Россию. И если привычная объективизация врагов Вашингтоном не вызвала удивления, то последующий доклад Департамента внешней разведки Эстонии, выделивший те же источники угрозы, что и США, уже породил вопросы.

“Растущая внешнеполитическая активность Китая в 2019 году выразилась, в частности, в организации митингов в защиту официальной позиции государства, а также в критике в адрес местных СМИ за необъективность. Возможное использование китайских инвестиций в политических целях и создание возможной технологической зависимости являются угрозами, с которыми необходимо все больше считаться при обеспечении безопасности Эстонии”, – было отмечено в документе.

Что вызвало резкие перемены во взглядах эстонские властей? Как из перспективного и желаемого партнера Китай превратился в глазах Эстонии в “угрозу”? Двуглавый эстонский дракон покусал собственные головы. Одна хочет стране денег, а другая помнит, чьи геополитические интересы должна поддерживать, скопировав прошлые отчеты США и НАТО подчистую. CTRL C+CTRL V, без чтения и анализа.

Китайское посольство в Эстонии с диагнозом “биполярного расстройства” эстонских властей соглашаться не стало и выступило с протестом.

Китайские представители отметили, что Пекин с самого момента установления двусторонних дипломатических отношений с Эстонией стремился развивать “дружественное сотрудничество, основанное на принципах взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства независимо от размера страны”.

Посольство КНР в Эстонии подчеркнуло, что доклад Департамента внешней разведки Эстонии выглядит особенно странным при условии нарастающего обмена культурной деятельностью и визитов официальных лиц друг другу.

“Часть [доклада], которая касается Китая, говорит о некомпетентности, предубеждениях и мышлении, характерном для времен Холодной войны. Несмотря на перспективу нынешних отношений Китая и Эстонии, Китай описывается как государство, представляющее опасность, и это делается на пустом месте, искажая факты и злонамеренно атакуя. Так поступать непрофессионально и безответственно. Это определенно вводит в заблуждение общественность Эстонии и международное сообщество. Это наносит ущерб двусторонним отношениям и обижает китайцев, которые хорошо относятся к Эстонии”, – было заявлено в документе ведомства.

В завершении китайское посольство предложило Департаменту внешней разведки Эстонии исправить “ложные факты” и перестать выпускать отчет, “в котором нет взвешенной информации”.

Мы не копировали, мы сами писали

Эстонские власти “собрали головы воедино” и решительно отвергли претензии китайского посольства. В качестве голоса эстонской “справедливости” выступил министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу:

“Я отвергаю требование посольства. Оценка Департамента внешней разведки – это оценка безопасности, которая основана на экспертных знаниях его сотрудников. Это совсем не означает, что мы не будем развивать двустороннее сотрудничество с Китаем с учетом взаимной выгоды и интересов национальной безопасности”, – отметил он.

Не забыл Рейнсалу и упомянуть, что Евросоюз и НАТО с настороженностью следят за растущим влиянием Китая в мире. При этом попытки Эстонии стать участником всех возможных международных событий, очевидно, смущать общественность не должны.

Нашлись в общей песне, однако, и здравые строки. На своей странице в Facebook депутат Рийгикогу, член Социал-демократической партии и парламентской группы по связям с Китаем Раймонд Кальюлайд иронично  заметил, что МИД Эстонии явно не хватает умения выражать себя “корректно и дипломатично”:

“Тон Эстонии при общении с Китаем и другими странами должен быть конструктивным и спокойным, а не заносчивым и отталкивающим”, – добавил он.

По словам политика, усиление влияния КНР является естественным, учитывая стремительный рост экономики Китая и обвинять страну в этом бессмысленно.

“У Эстонии и Китая хорошие отношения, и это важно для нас. Безусловно, все мы заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества, и в первую очередь – в экономической сфере. Так что правительство Эстонии должно умело разъяснять и обосновывать позиции нашей страны, иначе одно недоразумение может перерасти в стойкое напряжение в наших двухсторонних отношениях”, – резюмировал Кальюлайд.

А вот в качестве главных угроз социал-демократ выделил совершенно другие, видимые угрозы: в их числе – популистские правительства, трансатлантический кризис и все, “что ставит под удар единство Запада”.

“Опасностью является наша слабость, а не сила других”, – заключил он.

И с политиком трудно не согласиться.

В чем сила, Эстония?

Для Таллина сказка про “волка в овечьей шкуре” приобрела совершенно иной, даже обратный характер. Примерив на себя “мех” США, Эстония тем не менее не стала той, кем так хотела себя увидеть, “шкурка” не обладала волшебной силой. Вместо этого страна планомерно отталкивает от себя всех возможных партнеров, лишая себя как экономической, так и внешнеполитической выгоды.

В чем парадокс отсутствия гибкости мышления у Эстонии, выраженной в способности анализировать ситуацию в развитии, сказать трудно. Возможно, стране только предстоит понять, что истина “не сотвори себе кумира” работает и в политических плоскостях. Тем более что в мире есть и другие страны, с кого можно было брать пример. Например, Германия, подтвердившая общую с Китаем приверженность свободе торговли и желающая отказаться от односторонних подходов, создающих угрозу мировому порядку, как того требует США. Тут и общеевропейские ценности, и демократия, и все то, о чем ежесекундно скандирует Эстония.

Екатерина Кобиц, Baltnews

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки