Россия и США все более явно меняются ролями лидера и догоняющего в идущей сегодня военно-стратегической гонке
Фантастическая дремучесть так называемых «американских военных экспертов», мнение которых местная рептилоидная пресса, за неимением своего собственного, впаривает нам лошадиными дозами, как истину в последней инстанции, не может не потрясать.
Вот и сегодня, с утра пораньше, на сайтах всевозможных «деловых» изданий, широко востребованных самой невзыскательной публикой, источает дурнопахнущие миазмы очередная такого рода «сенсация».
«В США назвали главный недостаток бомбардировщика-ракетоносца Ту-160. Американское издание National Interest считает, что отсутствие стелс-технологии является главным недостатком российского стратегического сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-160.»
Просмотрел не одну подобную алармистскую публикацию. Но нигде не нашел ни одной даже робкой редакционной попытки объяснить читателям куда ветер дует и откуда ноги растут. А растут они оттуда, откуда и должны. То есть из той самой американской задницы, в которой уже давно находится тамошнее «чудо-оружие», а точнее единственный в мире стратегический бомбардировщик Б-2, построенный по той самой технологии «стелс», которая, оказывается, так восхищает американских «экспертов», что они готовы приговорить наш Ту-160 только лишь за то, что он её игнорирует!
«Эпический фейл» полувековой давности
Так вот, рядовому обывателю, который не обязан разбираться во всей этой машинерии, следовало бы разъяснить, что оный заокеанский «чудо-пепелац» был задуман таким где-то в 70-х годах прошлого века, под казавшуюся тогда очень перспективной стратегическую идею.
А именно, что оный самолет-невидимка должен был войти, как нож в масло, в зону противовоздушной обороны СССР, которая бы его просто не засекла и отбомбиться прямо над Москвой, или там, где ему прикажут. Американцы настолько убедили себя в беспроигрышности этой идеи, что даже не стали заморачиваться разработкой для этого самолета ракет дальнего радиуса действия, а вооружили его только авиабомбами свободного падения.
Кончилась эта авантюра вполне закономерно. Якобы «невидимый» американский «бомбер» вскоре стал вполне различим для специально разработанных с учетом «стелс»-технологий советских, а затем российских, систем ПВО. И в результате его постиг глубокий «кризис жанра», на сегодняшний день закономерно перешедший в стадию, про которую сами американцы говорят так – «самый дорогостоящий и самый бесполезный самолет в мире».
Мы пошли другим путем
Советские авиаконструкторы на эту заведомую авантюру не купились. И не стали делать основную ставку на заведомо сомнительный «эффект невидимости», при разработке собственных «стратегов». Соответственно, вместо вполне дурацкой, в своей основе, идеи прорыва мощной вражеской ПВО и сброса бомб непосредственно над целью, они сделали выбор в пользу более практичных машин, оснащенных максимально дальнобойными ракетами, способными наносить удары по объектам в глубине территории противника без захода самолета–носителя в опасную зону ПВО.
Само собой разумеется, практическая ценность «стелс»-технологий на расстояниях в тысячи километров от цели становится близка к нулевой. Соответственно и все нынешние домыслы заокеанских «военных экспертов», которые для некоторой части местной прессы, к сожалению, единственный свет в окошке – о «единственном недостатке Ту-160» можно спокойно слить в унитаз, как абсолютно дилетантский бред, не имеющий ни малейшего отношения к реальной действительности.
В каковой действительности хваленый американский «невидимка», оказавшийся ненужным собственным ВВС, находится на грани снятия с вооружения. В то время, как российский «Белый лебедь» серийно модернизируется до уровня Ту-160М и оснащается самыми передовыми, в том числе и гиперзвуковыми ракетами, еще больше расширяющими диапазон его боевых возможностей.
А поскольку, как мы только что выяснили, отсутствие «стелс»-технологии является не недостатком стратегического бомбардировщика, а скорее указанием на отсутствие фатального изъяна в его концептуальной идее, то получается, согласно тому же изданию National Interest , что у Ту-160 вообще никаких критических недостатков нет. В чем с американскими экспертами действительно хочется согласиться.
Невидимые миру триллионы
Что же касается пресловутой технологии «невидимости», на которую США в свое время сделали чуть ли главную ставку, то стоит сказать, что она подвела Америку не только в случае с бесполезным стратегическим носителем по 2 миллиарда долларов за штуку. Явное преувеличение её чудодейственных свойств привело к тому, что практически ту же ошибку американцы повторили и в случае со своей истребительной авиацией. Где почти маниакальная ориентация на «невидимость» вынудила разработать сверхсложные и сверхдорогие самолеты Ф-22 и Ф-35, боевые возможности которых по некоторым параметрам, пришлось принести в жертву тому же идолу. Так, например, у Ф-35 существенно пострадал боевой радиус действия из-за того, что при подвешенных дополнительных топливных баках, этот невидимый самолет становится настолько «угловатым», что прекрасно виден на экранах даже самых старых радаров.
Но и это еще полбеды! Как выясняется в последнее время, легендарная «малозаметность» этих американских истребителей существует скорее в воображении командования ВВС США и в рекламных проспектах фирмы-производителя, чем на самом деле. Во всяком случае, современные российские РЛС ПВО способны видеть эти якобы «невидимые» объекты даже на расстоянии в тысячи километров. О чем недавно заявил такой надежный источник, как министр иностранных дел Сергей Лавров, сообщивший о радарном «захвате» с территории РФ группы из шести Ф-35 возле границы с Ираном.
Таким образом, и в этом случае мы наблюдаем тенденцию к явному обнулению эффекта технологии «стелс», на которую была сделана главная ставка разработчиками новой военной техники за океаном.
Впрочем, они и сами, без русской подсказки, похоже, уже давно осознали, что зашли с этими технологиями в большой и безвылазный стратегический тупик.
Так, например, полностью проваленной можно считать попытку сплошной «стелсизации» американского военного флота. Построив с грехом пополам два эсминца по этой технологии, стоимостью по семь миллиардов долларов штука, в Пентагоне осознали, что при таком размахе финансовых трат, они скоро вылетят в трубу. И моментально отменили строительство серии из тридцати таких золотых корабликов, ограничившись всего двумя. Что, как вы понимаете, погоды на флоте не делает.
Что же касается американских ВМС в целом, то они продолжают, уже без всякой оглядки на технологии «стелс», вооружаться ракетными эсминцами типа «Арли Берк», которые светятся на экранах радаров как новогодние елки. И это не говоря уже про огромные авианосцы, универсальные десантные корабли и прочие основные боевые единицы ВМС США, где пресловутая «малозаметность»» даже не ночевала.
Сеанс разоблачения фокуса
В порядке анекдота на тему спекулятивности технологии «стелс» напомню об одной недавней истории.
Береговая охрана США перехватила катер, которые использовали для доставки большой партии кокаина. Изюминка ситуации состоит в том, что это был цельнокомпозитный скоростной транспортный катер, построенный с применением технологии малозаметности, известной как «стелс». Однако, при следовании из Колумбии катер, несмотря на свою минимальную радарную «сигнатуру», был обнаружен РЛС базового патрульного самолета Lockheed P-3 авиации таможенной и пограничной службы США, который выдал целеуказание межведомственной оперативной группе на его перехват.
Таким образом, даже малоразмерный скоростной катер, который, судя по его фотографии, представляет собой идеальный образец воплощения технологии «стелс», был обнаружен радаром патрульного самолета, причем далеко не самого современного образца. Базовый патрульный самолет Р-3 «Орион» находится на вооружении США без малого 60 лет. И хотя в данном случае для перехвата катера «стелс», вероятно, использовалась специально построенная для таможенной службы версия в варианте самолета дальнего радиолокационного обнаружения P-3AEW, в любом случае это была техника 80-90-х годов прошлого века, аналоги которой существуют и в других странах, в том числе в России.
На таком анекдотическом фоне попытки американских «военных экспертов» считать недостатком отсутствие у русских военных конструкторов маниакальной увлеченности этой, в сущности, провальной технологией выглядят откровенно вздорными. А их некритическое тиражирование в местной прессе и вовсе смешным.
Итог по гамбургскому счету
И напоследок, в порядке расстановки точек над «и» в освещении темы состояния стратегической авиации в США и в России. Касательно РФ, мы уже сообщили об идущей полным ходом модернизации остающихся весьма перспективными авиационных комплексов Ту-160 с последующим началом производства новых самолетов этого типа в варианте Ту-160М. Параллельно идет активная работа по обновлению их стратегических собратьев – бомбардировщиков Ту-95МС, стратегических разведчиков и противолодочных самолетов Ту-142.
Кроме того, взят курс на серьезное укрепление парка дальних бомбардировщиков Ту-22МЗ с существенным увеличением их боевого потенциала. На модернизированных самолетах данного типа восстановлен узел дозаправки в воздухе, что практически превращает их в полноценные стратегические бомбардировщики. Причем, речь идет не только о модернизации строевых самолетов данного типа, но также о расконсервации точно неизвестного, но явно немаленького количества аналогичных машин, находящихся на хранении, в частности, на аэродроме «Каменный ручей» в Хабаровском крае.
Одновременно начато серийное производство стратегических самолетов-заправщиков Ил-78М-90А, которые призваны существенно увеличить боевой радиус действия будущих Ту-22М3М.
При этом, практически все вышеупомянутые типы российских дальних бомбардировщиков, насколько можно судить, будут оптимизированы, прежде всего, в качестве носителей гиперзвуковых ракетных систем, на базе «Кинжал» и «Циркон», аналогов которых в ВВС США просто нет.
Таким образом, практически по всем направлениям, российская дальняя авиация становится на крыло в максимально возможном на сегодня варианте.
А как обстоят дела в Стратегическом авиационном командовании (САК) ВВС США? Скажу сразу – хреново обстоят.
«Парк стратегических бомбардировщиков В-1В Lancer находится в плохом техническом состоянии и фактически будет начат списанием до начала поступления самолетов В-21 (началом поставок В-21 сейчас считаются 2025-2026 годы). Издание напоминает, что хотя ВВС США в 2018 году заявляли, что уровень боеготовности В-1В составляет 51,75%, однако в августе 2019 года генерал Джон Хайтен (ныне заместитель председателя Объединенного комитета начальников штабов) заявил законодателям, что фактически всего шесть В-1В находятся в боеспособном состоянии, а немалая часть парка В-1В уже длительное время пребывает в нелетном и “трудновосстановимом” состоянии. В недавно обнародованном проекте оборонного бюджета США на 2021 финансовый год предлагается вывести из состава ВВС 17 из 62 самолетов В-1В.»
За исключением «трудновосстановимых» Б1-Б, американцы располагают еще стратегическим недоразумением типа Б-2, боевое применение которого против России не представляется возможным. От слова совсем. А также парком бомбардировщиков Б-52, которые всем хороши, кроме того, что у них время от времени прямо полете отваливаются двигатели по причине крайней ветхости этого бомбовоза. Который, тем не менее, готовится встретить свое столетие в рядах действующих ВВС США.
О «творческих планах» в этой области на отдаленную перспективу, как американских, так и российских, я не упоминаю вполне сознательно, ибо «сколько не говори халва, во рту слаще не станет». А вот анализ реального положения дел в дальней авиации двух стран, особенно с учетом существующих тенденций развития или, как в американском случае, деградации, явно не в пользу США. Так что кому-кому, но не американским «военным экспертам» искать «пятна на солнце», то бишь описывать несуществующие в природе «недостатки» российских «стратегов». Почаще бы в зеркало смотрелись!
Юрий Селиванов, специально для News Front
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки