Конституционный суд Германии выступил против скупки Европейским Центробанком государственных облигаций стран ЕС. Это решение фактически означает отказ Берлина поддерживать наиболее пострадавшие от коронавируса европейские страны. Впервые в истории в открытый конфликт с Брюсселем вступили не государства восточной и южной периферии ЕС, а главный «локомотив» европейской интеграции — Германия.
Эпидемия коронавируса внесла смятение в европейское единство. Сначала государства ЕС при первых признаках нарастающего кризиса предпочли обеспечить безопасность своих граждан, закрыв границы и ограничив экспорт медицинских средств. Недоразумение удалось замять, свалив всю вину на нерасторопный Брюссель, российскую и китайскую «пропаганду», а также исключительность возникших обстоятельств.
Затем наступили проблемы с финансами. Федеральный конституционный суд Германии выступил против действий Европейского Центробанка по скупке государственных облигаций стран ЕС. Данные меры были призваны поддержать прежде всего наиболее пострадавшие от пандемии страны Южной Европы: Италию и Испанию.
Однако немецкий суд в Карлсруэ постановил, что действия Европейского Центробанка противоречат основному закону ФРГ, а значит, Берлин вправе прекратить свое участие в закупке облигаций.
В бой на стороне Брюсселя пришлось вступить «тяжелой артиллерии». Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в своем заявлении отметила, что ЕС может инициировать в отношении Германии процедуру расследования, которое грозит Берлину крупными штрафами.
Для Европы возникший казус по-своему симптоматичен. Критика в адрес управляющих органов ЕС, конечно, раздавалась и раньше.
Греция была недовольна тем, как ее спасают из экономического кризиса в 2004 году. Аналогичные претензии высказывались в Ирландии и Италии.
В Восточной Европе были не в восторге от европейской миграционной политики и игнорировали навязываемые квоты по приему мигрантов. Однако все эти «бунты на корабле» европейской периферии, как правило, заканчивались безрезультатно.
Теперь же в клинч с Брюсселем вступил Берлин, считающийся одним из главных бенефициариев европейского проекта.
На фоне громких заявлений немецкого руководства о «европейской солидарности» и безальтернативности европейской интеграционной модели намечающийся скандал напоминает гром среди ясного неба. Ситуация, когда Германия выступает основным донором европейской экономики, стала настолько обыденной, что с ней молчаливо смирились и сами экономные немцы.
Теперь в Берлине дают понять, что немецкое руководство все же следит за балансом выгод и издержек и не намерено в очередной раз выступать бескорыстным спасителем отдельных государств ЕС.
Остроту ситуации добавляет фигура действующего председателя Еврокомиссии. Урсула фон дер Ляйен заняла свой пост в прошлом году после серии напряженных переговоров и компромиссов. Ее становление как политика и управленца прошло в Германии, и она прекрасно знакома с немецкой политической кухней. Теперь бывшему многолетнему министру обороны ФРГ предстоит защищать европейские интересы перед своей родиной.
В намечающемся споре с Германией евробюрократы получили первоклассного «троянского коня» для дерзкой атаки на противника.
Конечно, можно сказать, что у фон дер Ляйен появилась возможность усложнить жизнь Ангеле Меркель. Две амбициозные женщины находились между собой в сложных, хотя и уважительных отношениях. Теперь у Урсулы фон дер Ляйен есть легитимный шанс доказать свои волевые качества профессионального политика, бросив вызов своему недавнему шефу.
Возникшая коллизия между Берлином и Брюсселем ставит в отношении фон дер Ляйен почти философский вопрос: как быстро в ЕС происходит переход политика с национального уровня в лагерь евробюрократов? Несмотря на то, что европейская идентичность является для современного немецкого истеблишмента определяющей, едва ли кто-то из его представителей будет спорить с тем, что европейское сообщество должно быть построено на принципах справедливости и исключать дискриминацию, в том числе финансовую, отдельных стран.
ЕС систематически критикуют «Левые» и «Альтернатива для Германии», но для правящих немецких политиков это абсолютное табу. Между тем ничто не мешает им «поучать» недостаточно сознательных европейцев с периферии, запутавшихся в вопросах европейской солидарности.
Урсула фон дер Ляйен — безусловный сторонник укрепления европейского единства и трансатлантического партнерства. В определенном смысле она «потомственный» евробюрократ — в Европейской комиссии работал еще ее отец, а сама она провела все детство в Брюсселе.
Но вместе с тем фон дер Ляйен остается и многолетним членом Христианского демократического союза, проработавшим в немецком правительстве 15 лет. Большую часть своей политической карьеры она отчитывалась перед немецкими, а не европейскими избирателями и однопартийцами. Теперь ей предстоит выступить против своих недавних коллег.
Двойственность сложившейся ситуации заключается не в вопросе сантиментов, которые вряд ли имеют серьезное значение для политика масштаба главы Еврокомиссии.
Урсуле фон дер Ляйен предстоит пройти между Сциллой европейской солидарности, в последнее время выступающей в качестве самоценного понятия, и Харибдой немецкой экономики, чьи возможности по спасению утопающих южноевропейских государств небезграничны.
И, конечно, важно не испортить отношения с новыми и старыми коллегами и партнерами в бельгийской и немецкой столицах.
Возможно, «троянского коня» в этой истории получил в свое распоряжение Берлин, а не Брюссель.
Артем Соколов, Rubaltic.Ru
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, Телеграм-канал FRONTовые заметки, а также Instargam-канал NEWS.FRONT