Юрий Селиванов: Фейк-бомбежка и её отражение

Опыт практического перехвата и поражения объекта вражеской пропагандистской диверсии против России

Гражданская пресса, которая, к сожалению, в большинстве случаев не располагает компетентным персоналом для адекватного освещения военно-стратегических вопросов и вынужденная, в силу этого, некритически воспринимать любые публикации зарубежных СМИ, растиражировала очередную «сенсацию» от пропагандистского рупора киевского режима -издания «Defence express». Ни много ни мало, об американском плане нанесения воздушного удара по российским военным базам и экономическим объектам в Арктике.

Автор этих строк, ни в коем случае, не стал бы реагировать на эту малограмотную стряпню, если бы она не была распространена сотнями российских интернет-СМИ, имеющих многомиллионную аудиторию. Или, как минимум,  получила бы в них достаточно толковую, профессиональную оценку. Но, увы, вряд ли можно считать таковой вполне типовой беспомощный возглас одного из местных изданий:

 «Остаётся лишь добавить, что никаких реальных комментариев от официальных лиц – ни в США, ни даже на Украине – не последовало. То есть опубликованный план – это навязчивая фантазия автора издания Defense Express.»

А поскольку эта грубая дезинформация продолжает беспрепятственно  гулять по российскому информпространству, вынужден приступить к адекватному реагированию.

Итак, для начала цитата из первоисточника, поскольку неквалифицированным толмачам, или интерпретаторам «десятой руки» доверять  точно не стоит.

«Стратегические (бомбардировщики – Ю.С.)  B-52Н 5-го бомбардировочного крыла под прикрытием норвежских F-35 и F-16 совершили полет над Арктикой возле границы с Россией.

Как сообщило Европейское Командование Вооруженных сил США, полет прошел 3 июня и осуществлялся над Северным Ледовитым океаном и Морем Лаптевых. Сами бомбардировщики вылетели с авиабазы Майнот в США и осуществляли дозаправку с танкеров KC-135, которые вылетели из Великобритании и Аляски.

В первую очередь речь идет о арктических базах РФ на создание которых Кремль направил значительные средства. Добавим, что пуск крылатых ракет может осуществляться даже без входа в зону действия новейшего российского ЗРК С-400. Дальность обнаружения этой системы указана как 600 км, а уничтожения целей – 400 км.

Учитывая дальность пуска крылатых ракет AGM-158B JASSM-ER в 980 км и AGM-86C CALCM более 1200 км, этого достаточно для атаки на основные стратегические объекты России в Арктике и части Сибири. Кроме того, под возможным ударом находится весь Северный морской путь. Для РФ это стратегическая артерия, которая обеспечивает жизнеспособность целых регионов страны, значительной части экономики и промышленных гигантов от “Норникеля” до “Газпрома”.

Почитает такое рядовой обыватель, который не обязан разбираться в ТТХ (тактико-технических данных – Ю.С.) всех на свете ракет и тому прочих штуковин и может ненароком схватиться за голову – «Ну все, пропала Россия!». Тем более, что никакого вменяемого разъяснения ему дать никто не сподобился.
Так как же, все-таки, обстоят дела в действительности? Неужели в самом деле российские Арктика и Сибирь настолько беззащитны перед американскими ВВС, как это расписывает якобы украинский «Defence express»?

Якобы потому, что его сотрудники, в том числе накропавший эту «сенсацию» некий Олег Катков, являются одновременно и обозревателями американского правительственного СМИ «Радио Свобода». Такая вот нынче на Украине «незалежная» пресса!

А теперь, после этих необходимых уточнений, перейдем к сути вопроса. Итак, американские бомбардировщики летят к северному побережью РФ. Что из этого следует?

Разберем ситуацию по пунктам.

Пункт первый: Если этих самолетов один, или два и происходит этот полет в мирное время, или даже в угрожаемый период, то, с точки зрения военной безопасности России, не происходит ровно ничего. Потому что такими куцыми силами никакой серьезный удар по территории РФ нанести в принципе невозможно. Слишком мало для этого двух самолетов и тех ракет, что они несут на борту. Реальный военный удар с участием стратегической авиации может быть только массированным. А если его нет, то это обычные попытки прощупывания российской системы ПВО и отработка маршрутов для возможных в будущем атак. Не более того. Причем, что касается результатов такого «прощупывания», то пользы от него тоже немного с учетом того, что параметры работы сил и средств ПВО и даже места их дислокации постоянно меняются.

Пункт второй: Допустим, что начинается именно массированный налет. Это уже, практически, война. Безграмотный киевский «военный эксперт» рассуждает как ребенок. Дескать, радиус обнаружения атакующих самолетов не превышает 600 км. А этого, мол, явно мало с учетом того, что радиус действия американских ракет почти в два раз больше.

Но вот незадача! Радиус обнаружения воздушных целей средствами ПВО Сирии даже меньше. Или с учетом российских С-400, те же 600 км. Так вот, даже при таких условиях в Сирии, где активные системы ПВО относительно старых образцов, до своих целей долетает от силы десять процентов вражеских ракет. С учетом того, что на российском Севере средства ПВО/ПРО самые современные, даже с учетом только возможностей систем ЗРК С-400, до цели имеет шансы долететь не более 5% ракет. Где тут хотя бы намек на эффективность американского воздушного удара? В упор не вижу!

А коль скоро даже комплексы С-400 с этой угрозой вполне справятся, то помещенная в киевском издании карта, согласно которой зоны контроля российских дивизионов ЗУР С-400 в Арктике практически перекрывают друг друга, по сути дела, полностью опровергает киевские же построения о «неотвратимости» такого удара со стороны США.

Пункт третий: А кто этому киевскому «эксперту» сказал, что ПВО РФ в Арктике ограничивается только С-400?
Во-первых, в настоящее время Вооруженные Силы РФ уже приняли на вооружение комплекс загоризонтной радиолокации «Контейнер», который способен фиксировать массовый взлет натовской авиации на значительно больших, чем 600 км, дистанциях. Вот что говорит по этому поводу самый компетентный в этих вопросах человек – командующий войсками противовоздушной и противоракетной обороны – заместитель главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ генерал-лейтенант Юрий ГРЕХОВ :

«С 1 декабря прошлого года в состав дежурных сил ВКС включена первая в стране загоризонтная РЛС «Контейнер».
Отдельный радиотехнический узел, оснащённый данной РЛС, заступил на боевое дежурство, ежедневно обеспечивает обнаружение и сопровождение порядка 10 тысяч воздушных объектов, в том числе самолётов боевой и разведывательной авиации, дальнего радиолокационного обнаружения и управления разных стран.
Возможности данной станции позволяют обнаруживать воздушные объекты различных классов, в том числе самолёты, сконструированные по технологии «Стелс», вертолёты, стратегические беспилотные летательные аппараты, крылатые ракеты, а также гипер-
звуковые летательные аппараты на рубежах до двух тысяч километров от Государственной границы Российской Федерации над территорией стран Западной Европы, Ближневосточного региона, Персидского залива, над акваториями Балтийского, Чёрного и Средиземного морей.»

Антенное поле загоризонтной РЛС «Контейнер»
Антенное поле загоризонтной РЛС «Контейнер»

В настоящее время аналогичные станции загоризонтной радиолокации развертываются и на других стратегических направлениях, в том числе на Северном. Таким образом, американские стратегические бомбардировщики, причем неважно какого именно типа, будут гарантированно обнаружены на таком расстоянии и на такой временнОй дистанции, которая позволит своевременно подготовить к отражению этой атаки все наземные и воздушные компоненты системы ПВО/ПРО РФ.

Пункт четвертый: Указанная киевско-американским неучем Олегом Катковым зенитно-ракетная система С-400 будет, разумеется, принимать участие в отражении подобной атаки. Но только в роли своего рода последнего рубежа, если до неё вообще что-нибудь долетит. Что, на самом деле, достаточно маловероятно. Потому что роль передовых сил перехвата атакующих бомбардировщиков будут выполнять не наземные зенитно-ракетные установки, а дальние истребители ПВО/ПРО МиГ-31БМ, боевые возможности которых оставляют противнику очень немного шансов уцелеть и выполнить свою задачу.

Вот что пишут о потенциале этого самолета по дальности перехвата воздушных целей в открытых источниках, которые, как мы знаем, могут быть далеко не полными:

«Для МиГ-31 с четырьмя ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 часа 38 минут.
Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:
с четырьмя ракетами и пуском их на середине пути: дальность — 2400 км, продолжительность — 2 часа 35 минут;
с четырьмя ракетами: дальность — 2240 км, продолжительность — 2 часа 26 минут.
В 2013 году экипажи 14-й армии ВВС и ПВО Центрального военного округа на истребителях МиГ-31БМ установили рекорд длительности беспосадочного перелёта на истребителях МиГ-31БМ, проведя в небе 7 часов 4 минуты. Дальность перелёта составила более 8000 км с тремя дозаправками топливом в воздухе.»

 Дозаправка в воздухе дальнего истребителя ПВО/ПРО МиГ-31БМ
Дозаправка в воздухе дальнего истребителя ПВО/ПРО МиГ-31БМ

Таким образом, констатируем, что МиГ-31БМ, с учетом раннего оповещения, емкости своих топливных баков и возможности неоднократной дозаправки в воздухе может встретить бомбардировщики противника задолго до достижения ими рубежа пуска крылатых ракет.

Но даже если такой пуск состоится, далеко не факт, что эти ракеты куда-нибудь долетят:

«МиГ-31БМ в настоящее время является единственным в мире серийным самолетом, способным эффективно бороться с малозаметными и маловысотными крылатыми ракетами типа ALCM или “Томагавк”, Подобные цели он способен поражать с первого захода. Как считают российские специалисты, если бы Ирак в ходе операции “Лиса пустыни” зимой 1998-99 годов располагал самолетами МиГ-31, целей на территории этой страны достигло бы не более 10% американских и английских крылатых ракет.»

Пункт пятый: Что касается натовских истребителей, которые якобы надежно прикроют американские Б-52 от атак российской системы ПВО, то позволю себе в этом усомниться. Во-первых, эффективность российских РЛС в полной мере касается и самолетов-истребителей, включая так называемых «невидимок» Ф-35. Не далее, как два месяца назад, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров подтвердил, что та же загоризонтная РЛС «Контейнер» зафиксировала с территории РФ полет группы американских истребителей «стелс»  Ф-35 над Персидским заливом. Так что никакой «невидимости» в принципе нет.

Кроме того, по данным киевского «эксперта», полет В-52 проходил, в частности,  над морем Лаптевых, то есть на таком расстоянии от мест базирования истребительной авиации НАТО, которое полностью исключает сопровождение дальних бомбардировщиков. Иначе говоря, американские «стратеги»  на таком удалении будут обречены летать без всякого истребительного прикрытия, что делает их выживание практически нереальным.

Если же речь идет о попытках атаки  российской территории со стороны Норвежского или Баренцева морей, не заходя в зону действия ЗРК С-400, то в этом случае опять же вступает в дело российская истребительная авиация, возможность прорыва заслона которой истребителями НАТО отнюдь не гарантирована.  Особенно  с западного направления, которое традиционно защищено наиболее сильно.

Пункт шестой:  Все описанное выше в реальной боевой обстановке будет дополнено возможностями обнаружения воздушного противника специальными силами и средствами ВВС РФ, в частности самолетами ДРЛО А-50/А-100, которые способны сопровождать вражескую авиацию на расстоянии до 650 км, а с учетом возможности получения данных о воздушной обстановке со спутников,  на практически неограниченной дистанции.

Пункт седьмой: Не стоит «выводить за скобки» и возможности кораблей российского ВМФ, которые могут быть развернуты в любой точке Мирового океана, на возможных подлетных  маршрутах стратегической авиации США и обладают ударным потенциалом для её уничтожения в радиусе нескольких сотен километров.   Не следует также исключать, что строящиеся в настоящее время боевые ледоколы ВМФ РФ и стационарные ледовые платформы нового типа, способные работать в самых высоких широтах, в перспективе также могут быть оснащены высокоэффективными и дальнобойными средствами ПВО.

Начатая строительством на Адмиралтейских верфях в СПБ дрейфующая ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» проекта 00903
Начатая строительством на Адмиралтейских верфях в СПБ дрейфующая ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» проекта 00903

Так выглядят, в реальной действительности, а не в киевских фантазиях, «перспективы» натовского воздушного налета на российскую Арктику, о «неизбежной победоносности» которого без всяких на то оснований трубит украино-американский пропагандистский листок. Досужие и абсолютно некомпетентные измышления которого, увы и ах, покорно и без малейших попыток прояснить реальную ситуацию ретранслирует местная пресса.

Юрий Селиванов, специально для News Front

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, Телеграм-канал FRONTовые заметки, а также Instargam-канал NEWS.FRONT