Как мы стали ветеранами войны седьмого поколения

Глубоко заблуждается тот, кто считает, что он живет в мирное время. Безусловно, многие читают или смотрят новости о вооруженных конфликтах «где-то там» с явным чувством облегчения. Мысль о том, что война далеко, может быть утешением. Только оно крайне обманчиво.

Как мы стали ветеранами войны седьмого поколения

Особенности современной войны

Задумывались ли вы о том, есть ли разница между политикой и войной? Интриги, соглашения и заговоры с одной стороны против использования силы с другой. Соотношение ресурсов 3:1, конечно, условно, но отражает суть. Война – это один из элементов политики, позволяющий добиться желаемого не множеством элегантных способов, а одним и предельно грубым.

Применим эту концепцию на современных реалиях. Можно объявить другому государству войну, пойти в наступление, оккупировать территорию противника, расправиться над местным правительством, поставить своего регента. С другой стороны, можно на весь мир раструбить о том, что ваш враг на самом деле общий, путем политических манипуляций заставить союзников вторить вам, найти повод для обвинения противника и ввести «мирные» карательные меры. Последние наверняка ударят по невинным людям, но много ли заботы бывает о гражданских при бомбардировках вражеского государства? В итоге, оба варианта позволяют достичь одной и той же цели. Первый – путем агрессии. Второй – путем политического воздействия.

Ясно, что второй куда выгоднее в мире, где есть ядерное оружие. Более того, он позволяет скрыть истинные намерения под притворным благородством. К примеру, ради «благополучия» венесуэльского народа США ввели санкции против государственных структур республики. Ради «освобождения» крымчан западные страны обложили полуостров ограничениями. Нет смысла говорить о том, кто больше страдает от этих «благих намерений». Но это понимало бы гораздо больше людей, если бы не еще один инструмент политики.

Современная война явно отличается от тех конфликтов, что были, скажем, в средневековье. Топоры, мечи и катапульты остались в прошлом. В экспертной среде даже бытует мнение о шести поколениях войн. Немирный атом расположился на пятой ступени. На шестой – современное высокоточное оружие. Такое было задействовано в Ираке, Ливии и Сирии. Но сейчас можно говорить о формировании нового, седьмого поколения войны, в которой главным оружием является информация. Это оружие нацелено не на уничтожение людских масс противника, а на изменение их сознания.

Безусловно, использование информации против врага практиковалось и ранее. Задолго до появления медиа армия шла по стопам слухов о своей беспощадности. Едва ли кого-то могли воодушевить такие сведения. Современные технологии превратили человеческое сознание в полноценное поле битвы, разнообразив инструментарий политики.

Как создаются «плохие парни»

Убедить массы в том, что Россия – враг всего сущего, стало во много раз проще. Этим занимаются миллионы аккаунтов в социальных сетях. Согласно исследованию аналитиков организации «Крибрум», специализирующейся на мониторинге социальных медиа, у 35% пользователей Twitter образ России связывается с ее силовыми структурами, например, с ФСБ или ГРУ. Речь не о позиции людей. Это часть информационной кампании по созданию негативного образа России. Чем чаще реальный пользователь будет видеть «правильные» публикации, тем быстрее у него сформируется «правильное» мнение. Массовость – это один из принципов пропаганды, которыми орудовал еще Йозеф Геббельс.

Если взять «по модулю» любую антироссийскую кампанию, то мы увидим, что перед тем, как в дело вступают госструктуры, русофобский тезис разгоняют масс-медиа. Элементарный пример – коронавирусные кибератаки в США. В апреле ФБР сообщает о хакерских атаках на структуры, разрабатывающие вакцину, но без указания виновников. Потом CNN, ссылаясь на свои источники, говорит, что к атакам причастны Россия и Китай. Позже обвинения подхватывает британские Daily Mail и The Guardian. А уже потом Агентство кибербезопасности и защиты инфраструктуры США издает инструкции по защите компьютерных систем, как бы констатируя ничем не подтвержденную позицию СМИ.

Простая формула, которая использовалась в деле Скрипалей, деле о крушении малайзийского авиалайнера на Донбассе, в RussiaGate. Она не требует доказательств, как, впрочем, и целевая аудитория. Когда Россию обвинили в кибератаках на грузинские медиа, «доказательством» было заявление посольства США. Ну не станут же там врать, подумают люди. И уж тем более врать не будет столь высокопоставленный чиновник как госсекретарь США, обвинивший в случившемся Генштаб Вооруженных сил РФ. Предполагается, что авторитет заставляет такого рода деятелей опираться на достоверные факты.

Давайте смоделируем ситуацию. Среднестатистический европейский или американский обыватель листает ленту новостей. Среди массы контента ему попадается публикация о том, что Помпео обвинил Россию в кибератаках. Будет ли этот обыватель, залипший в смартфоне, допивая на работе кофе, вникать в детали? Будет ли он вообще читать текст? Скорее всего, он пролистает эту новость, но смысл, заложенный в заголовке, сохранится в сознании. Быть может, обыватель обмолвится об этом в разговоре с другим обывателем. Что-то в стиле: «А знаешь, что Москва совершила кибератаку?». И вот уже у двух обывателей сформировался негативный образ России. Да, это утрировано, но эта схема работает. Тысячи хэштегов, вроде «RussianTerrorism», «StopPutinsWarInUkraine» или «RussianAgent», работают на то, чтобы у пользователей сети не оставалось сомнения в том, кто здесь «плохой парень».

Солдаты Первой цифровой

Важно понимать, что создание образа врага в лице России у западного общества – лишь часть кампании. Дальнейшая задача заключается в том, чтобы спроектировать это мнение уже на российское общество. В конце концов, именно перепрограммирование населения страны-противника является целью. Это, в частности, осуществляется методом контраста. Показывая негативный образ России со всеми вытекающими, параллельно людям демонстрируют прелести западного мира, навязывают его культуру, вынуждая усомниться и отказаться от своей.

Социальные сети кишат подобными примерами. Даже мемы, будучи относительно современным явлением, давно используются для вбросов. Вот первый, попавшийся в ленте пример:

Пользователю просто констатируют, что Россия – зло. Пользователю не приводят аргументов. От пользователя умалчивают, что сесть можно и в самых демократичных странах Запада, причем за действия, считающиеся нормой для многих россиян. Привет интернет-пиратству. Наконец, никто не говорит пользователю о том, что либеральный подход США к определению границ допустимой самообороны позволяет многим убивать, не неся за это ответственности. Безусловно, эта тема сложна и неоднозначна, ее можно долго обсуждать. Но вместо этого автор сводит все до одного предложения, цель которого – очернить Россию, показав, что Запад прав.

Таких манипуляций в сети огромное множество. И все они имеют одну цель. Поэтому, как и говорилось вначале, глубоко заблуждается тот, кто считает, что он живет далеко от войны. Война ближе, чем может показаться. Это война за наше сознание. Все мы ее невольные участники. Вопрос лишь в том, готовы ли мы сражаться или предпочтем капитулировать.

Евгений Гаман, специально для News Front

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки