«Битый небитого везёт» – принцип, по которому живет веками старая Европа

Есть в старой Европе что-то невообразимо циничное. Это и есть суровое лицо беспринципного капитализма. Фирмы, зарегистрированные в Прибалтике и осуществляющие услуги перевозки грузов на фурах в Западной Европе, теперь должны будут по истечении определённого срока (раз в восемь недель) возвращаться в Латвию (а также Литву и другие страны регистрации) и отмечаться. А потом продолжать движение.

«Битый небитого везёт» - принцип, по которому живет веками старая Европа

Иными словами, дальнобойщикам придётся преодолевать дополнительное расстояние ради формальной прихоти еэсовских законотворщиков, приступившим к разработке «пакета мобильности» ещё в декабре прошлого года. Впрочем, логика разработчиков этой нормы понятна: нечего создавать конкуренцию нашим (немецким, французским, шведским) фирмам. Хотите работать – работайте на нас. Теперь, по всей видимости, чтобы избежать незапланированных финансовых трат, владельцам перевозочных компаний придётся регистрироваться не в Латвии (Литве, Румынии, Болгарии), а, например, в Германии. Германии хорошо – хоть какая-то копеечка. Латвии хуже – казна опустеет, налоговые отчисления пойдут мимо.

К тому же латвийских шоферов заставят спать в специально отведённых для этого местах, а не в фурах. Водителя можно понять – он сторожит добро, за которое непосредственно отвечает. В случае кражи или поломки спросят в первую очередь с него Но европравила, так сказать, равны для всех. Когда-то один норвежец мне сильно жаловался: мол, прибалтийские водители работу у них отнимают – демпингуют, спят в машинах, правила нарушают. Пора бы, дескать, на них найти управу. И вот находят.

Другой пример: одна судебная инстанция в Люксембурге признала грубым нарушением прав человека требование латвийской стороны от потенциальных иностранных покупателей земли в Латвии владения латышским языком на высокую категорию. И потребовала убрать это условие под угрозой жесточайших штрафов. Латвийская сторона пока думает. Это вам не русские детские сады и школы. Здесь вопрос интересов иностранных скупщиков.

Куда ни глянешь – латвийские предприятия уже не являются латвийскими. Все крупные фирмы давно принадлежат иностранцам, и в совете директоров сидят люди с иностранными паспортами. Зачем далеко ходить – достаточно посмотреть на латвийских премьера и президента. Суровый капитализм оказался школой выживания для постсоветской республики, и эту школу она не прошла. Эйфория латвийцев на голосовании за вступление в ЕС в 2004 году тоже очень быстро улетучилась. Открытые границы – это, конечно, прутик для спасения утопающих, но вовсе не механизм оживления латвийской экономики. Латвийская экономика здесь вовсе не при чём.

Румын тоже вспоминаю. Бывал у них в деревнях. Многие живут за счёт лесозаготовок. Там много ельника в горах. Кто-то промышляет кустарным способом, имея свою маленькую фирмочку, кто-то рубит кооперативно. Рубят много, аж топоры скрипят. И потом кругляк везут прямиком в Австрию, которая благодарно покупает лес из соседней страны по дешёвке, а свой лес не трогает – жалко, мол, экология. Все эти новоиспечённые члены ЕС взяты тёпленькими. Они не умеют, да и не имеют возможности сопротивляться такому жёсткому натиску, потому что сами привыкли к тепличным условиям сверхразвитого коммунизма, который был построен у них с лёгкой руки руководства Страны Советов. Сегодня пришёл час расплаты. Каждый вынужден спасаться по-своему. Система работает по принципу «битый небитого везёт», и так она работает в старой Европе уже не просто десятилетия, а века. Историю Западной Европы надо было изучать и делать выводы, но перед тем, как заключать с ней контракт, а не после.

Александр Филей, Латвия

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки